Найти тему
GEZENKHAUER

Понятие "Солидаризм" в интерпретации Огюста Конта, Пьера Леру, Леона Буржуа, Эмиля Дюркгейма и Леона Дюги

В эпоху великих умов и неограниченных идей, Огюст Конт (1798-1857) возвысился как основоположник позитивизма - философского и политического движения, заполучившего широчайшее признание во второй половине девятнадцатого века. Его стремление к последовательному развитию философии математики, физики, химии и биологии выделяет его среди прочих мыслителей того времени, превращая его в первооткрывателя философии науки в современном понимании.

С глубоким вниманием к социальным аспектам науки, Конт нашел отклик в современных умонастроениях. Неукоснительно отличаясь от унаследованных классических политических доктрин, его политическая философия, хоть и менее широко известна, несет в себе неповторимый отпечаток интеллектуальной дерзости.

Огюст Конт (1798-1857)
Огюст Конт (1798-1857)

Среди наиболее значимых трудов Огюста Конта следует выделить "Курс позитивной философии" (1830-1842) - шедевр в шести томах, известный сокращенным переводом Харриет Мартино как "Позитивная философия Огюста Конта"; "Система позитивного государства, или Трактат по социологии, устанавливающий религию человечества" (1851-1854) - четыре тома; и "Ранние труды" (1820-1829), в которых прослеживается влияние Сен-Симона, под чьим руководством Конт трудился с 1817 по 1824 год. Эти ранние работы до сих пор остаются наилучшим введением в мысль великого мыслителя.

В "Курсе" наука преобразовалась в философию, словно по воле самого Конта, а в "Системе" философия становилась религией. Противодействие, с которым столкнулось это великое преобразование, породило различение между "хорошим графом" (автором Курса) и "плохим графом" (автором Системы), наряду с Миллем. Современное понимание позитивизма во многом соответствует идеям, заложенным в "Курсе".

В эпоху, когда искусство социальной гармонии становилось важнейшим атрибутом общественной жизни, концепция Солидариизма взошла на вершину социально-политических учений. От латинского solidus, означающего прочный и непоколебимый, Солидаризм провозгласил солидарность членов общества как первичный и неотъемлемый фактор существования и деятельности каждого индивида. Теоретической основой этой концепции стала социологическая доктрина О. Конта о единстве общества.

«Курс позитивной философии» О. Конта
«Курс позитивной философии» О. Конта

В XIX веке французский экономист Пьер Леру и юрист Леон Буржуа легли в основу учения Солидаризма. Леру, стоявший близко к идеям демократического социализма, и Буржуа, являвшийся представителем республиканской партии радикалов, выступали за социальную ориентацию демократической республики. Их стремление к солидарности стимулировало революционные события 1848 года, однако июньское восстание показало, что республиканская система не исключает социальных конфликтов и кровопролитий.

Леру и Буржуа пропагандировали различные формы социально-экономической солидарности, включая справедливую налоговую систему и развитые социальные программы. Они подчеркивали важность демократии, гражданского равноправия и взаимопонимания в обществе. Идеи солидарности были продолжены после Второй мировой войны премьер-министром Пьером Мендес-Франсом и Народно-республиканским движением. Введение социально-экономических гарантий во Франции в 1930-1950-х годах также отражало солидаристские принципы, стремящиеся к созданию справедливого и гармоничного общества.

Леон Буржуа
Леон Буржуа
Пьер Леру
Пьер Леру

Эмиль Дюркгейм – французский социолог, один из основателей социологической науки. Его работы оказали значительное влияние на развитие социологии и других общественных наук.

Дюркгейм считал, что солидарность является основой для поддержания социального порядка и предотвращения конфликтов в обществе. Он выделял две формы солидарности: механическую и органическую.

Механическая солидарность основывается на схожести и однородности в обществе. В таком обществе индивиды имеют похожие ценности, верования и образ жизни. Это типично для традиционных обществ, где социальная интеграция происходит через схожесть и подобие.

Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм

Органическая солидарность, с другой стороны, основывается на взаимозависимости и разделении труда. В таком обществе индивиды имеют разнообразные роли и функции, и солидарность основывается на взаимной зависимости и сотрудничестве. Это типично для современных индустриальных обществ.

Солидаризм Дюркгейма подчеркивает важность социальной солидарности и взаимодействия между людьми для поддержания социального порядка и благополучия общества. Эта концепция акцентирует на то, что индивиды несут ответственность не только за свои собственные интересы, но и за общие интересы общества.

Леон Дюги критиковал марксизм и стремился к направлению классовой борьбы в более реформистское русло. Дюги разработал концепцию социальной солидарности, опираясь на идеи французских социологов Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Буржуа. В его теории связи между людьми в обществе являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Дюги верил, что каждый класс выполняет свою роль в поддержании солидарности и гармонии в обществе. Сотрудничество между классами в процессе разделения труда должно привести к мирному преодолению негативных сторон капитализма, без необходимости революций.

Теория солидаризма, развиваемая Л. Дюги и другими мыслителями, представляет собой уникальный взгляд на общественные отношения и организацию общества. Она подчеркивает важность солидарности как основополагающего принципа, объединяющего индивидов и обуславливающего функционирование общества. Солидарность, в понимании Дюги, означает взаимную зависимость и взаимодействие людей, основанное на общности и разделении труда.

Леон Дюги
Леон Дюги

Основываясь на принципе "поступай солидарно", теория солидаризма выдвигает социальную норму, которая должна быть основой всего объективного права. Эта норма призывает не нарушать солидарность и содействовать ее укреплению, что способствует формированию правопорядка и организации государства. Важно отметить, что солидарность необходимо развивать и адаптировать к изменяющимся условиям общественной жизни.

Идея солидарности пронизывает не только социальные отношения, но и правовую систему. Право, по теории солидаризма, существует независимо от государства и выражает солидарные интересы общества. Правовые нормы, основанные на солидарности, обладают более высокой значимостью, чем законы, установленные государством. Государство лишь формализует и выражает уже существующие социальные нормы, возникшие на основе солидарности.

Таким образом, теория солидаризма играла и продолжает играть значительную роль в политико-правовой доктрине, выдвигая принципы солидарности, справедливости и социальной ответственности как основу для организации общества и правовой системы.