Первоапрельская традиция дружеских манипуляций и приятельского обмана, довольно популярная в советское время, в современном обществе не то, чтобы утрачена или подзабыта, но куда менее востребована. Вероятно, в том числе и потому, что манипуляции и обман стали надёжной и неотъемлемой частью человеческого общения в целом: какое уж тут «первое апреля», если дезориентировать и надуть ближнего своего – это уже не ежегодный не праздник, а суровые повседневные будни?..
Поэтому фразой «Дяденька, у вас вся спина белая!..», произнесённой первоапрельским утром, уже давно невозможно впечатлить человека, который и в этот весенний день, и остальные 364 дня в году, из каждого утюга слышит другие шутки и розыгрыши: вроде предложения взять кредит на выгодных условиях, или написать о своих проблемах депутату местного парламента…
В то, что спина у него не белая, он не верит.
А вот в успех двух других вышеуказанных мероприятий – похоже, верит, и очень искренне.
Ещё этот человек верит в свою способность создать семью, например. Несмотря на то, что у него уже три десятка лет перед глазами маячит неумолимая статистика, согласно которой в РФ на 10 браков приходится 7 разводов, у него есть прямо-таки железобетонная уверенность, что вот он-то уж точно окажется в этих счастливых тридцати процентах… Выиграет в лотерею, так сказать.
Ещё этот человек верит в самого себя: что тоже несколько удивляет профессионального психолога, а уж у профессионального психиатра вообще вызывает тяжёлый вздох. Этот человек верит, что его «Я», что его так называемая «личность», - это такая же реальность, как, например, его собственная рука или нога. Именно поэтому он это своё «Я» делает главным смыслом собственной жизни, и он оберегает это своё «Я» иногда даже тщательнее, чем руку или ногу. Он скорее руку готов потерять, или без ноги остаться, чем нанести хоть малейшую царапину своему «Я»: пережить обиду, унижение, проявить терпение, смирение, отказаться от гордыни, ревности или мести… Он это своё «Я», своё Эго обслуживает и поливает с утра до ночи, как цветок в горшке, и всё, что происходит вокруг него, мгновенно пропускает через призму личного эгоизма: проверяя, не пострадало ли уже, или не пострадает ли в будущем его собственное «Я»… И старенький психиатр (который, конечно, не видел лично Билли Миллигана с его 24-мя полноценными личностями, попеременно сменяющими друг друга, и совершенно реальными как для самого пациента, так и для окружавших его врачей), но тоже насмотревшийся за свою профессиональную карьеру всякого, участливо спрашивает этого нашего современного героя: «Ну-с, батенька, как мы себя сегодня чувствуем?..»
Заметьте: «мы». Не «Как ты себя чувствуешь?», а «Как мы себя чувствуем?..» Ибо старичок, в отличие от пациента, прекрасно понимает, что единственный способ привести пациента в чувство – это вывести его, хотя бы на время, за пределы его собственного «Я» вот этим невинным, на первый взгляд, словечком «Мы»… Сделать так, чтобы пациент оказался способен посмотреть на своё «Я» глазами психиатра.
Ибо человек, который смотреть на себя со стороны не умеет в принципе, рано или поздно просто вынужден будет предоставить это своё «Я» для изучения в психиатрическом стационаре… А чтобы посмотреть со стороны на своё «Я», необходимо хотя бы на короткое время довести число этих «Я» с одного до двух, не так ли?..
Задачу посмотреть со стороны на того, кто смотрит на самого себя, я пока что не ставлю: чтобы не взорвать читателю, и особенно читательнице, мозг прямо вот на этом абзаце.
Короче, пациент верит в своё «Я». А ещё он верит в Бога, например.
При этом, что особенно характерно, 99% пациентов, верящих в Бога, при этом Богу не доверяют. Как это укладывается в отдельно взятой голове, автор этих строк сказать пока что не готов: он всё же психолог, а не психиатр… Но факт остаётся фактом: в наличие Бога пациент верит, а вот доверить Богу контроль за собственной жизнью он, тем не менее, оказывается принципиально не готов. Мешает ему это сделать – как это понятно уже не только психиатру, но даже и психологу, – невротическая потребность в тотальном контроле и перманентная внутренняя тревожность.
Иными словами, Бог для него есть, но вот никакого толку от Бога для него нет.
Но если вы спросите психолога, во что верить, кому верить, и верить ли вообще – и не только Первого апреля, – то психолог, с хитрым прищуром то ли группенфюрера Мюллера, то ли актёра Леонида Броневого, разумеется, ответит, что верить не надо никому.
Что всё и всегда нужно проверять, и опираться в своём поведении исключительно на знание и понимание, а не на веру. А вот доверять – в смысле, делегировать окружающим людям, и тем более Богу, те вещи, которые вы сами, по каким-то причинам, не хотите или не можете сделать самостоятельно, не только можно, но и необходимо. А если вам это мешают сделать ваша невротическая потребность в тотальном контроле, и перманентная внутренняя тревожность, то и от того, и от другого имеет смысл избавиться в работе с психологом.
Иначе, как уже было сказано выше, отвечать на вопрос о вашем самочувствии со временем придётся уже психиатру.
Но при этом психолог, в отличие от генерала Мюллера, не прибавит в конце фразы «А вот мне – можно верить…» Психолога вполне устроит, если вы ему будете доверять. А верить психологу не надо: надо знать и проверять…
Тем более, что сегодня первое апреля.
Впрочем, как и всегда…
Автор: Олег Герт
Психолог, Скайп-консультации
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru