Найти тему
VK Гид

Студенческий ситком в центре Рима. Рецензия на спектакль «Габриеле. Итальянская комедия» в Театре им. Маяковского

Оглавление
© АГН «Москва» / Артур Новосильцев
© АГН «Москва» / Артур Новосильцев

«Это итальянская комедия потому, что написана итальянцами, про итальянцев в современной Италии, и это, на наш взгляд, очень смешно»

Сергей Тонышев, режиссёр

27 марта на Малой сцене Театра им. Маяковского прошла премьера спектакля «Габриеле. Итальянская комедия». В центре сюжета оказались пятеро студентов-актёров и их любовная драма — одна на всех.

Режиссёр спектакля — Сергей Тонышев, недавний выпускник ГИТИСа, успевший поставить более десятка спектаклей на сценах столичных театров. Его работы можно увидеть в МХТ им. Чехова (спектакль «Моя жизнь» по повести Антона Чехова), в «Современнике» («Чагин» по роману Евгения Водолазкина), в Театре на Страстном (спектакль «Илаяли») и т. д. После русской и скандинавской классики Тонышев решил обратиться к современной итальянской драматургии. Теперь на Малой сцене Театра им. Маяковского творятся настоящие итальянские страсти — в России впервые поставили нашумевшую в своё время в Италии пьесу драматурга Джампьеро Раппы.

© АГН «Москва» / Артур Новосильцев
© АГН «Москва» / Артур Новосильцев

На расстоянии вытянутой руки

Придя на спектакль, вы попадаете на кухню крохотной квартирки в центре Рима, где кипит студенческая актёрская жизнь. Вы смотрите на неё из зала, но находитесь так близко, что складывается ощущение, будто случайно зашли в гости на чашечку кофе.

Кухня как главное место действия выбрана не случайно. Она как сердце квартиры — притягивает всех неравнодушных. Именно там все собираются каждое утро и каждый вечер. Там происходят ночные откровенные разговоры, там за чашкой кофе обсуждаются планы на будущее, там выясняют отношения и целуются — внезапно и страстно.

© РИА Новости / Сергей Бобылев
© РИА Новости / Сергей Бобылев

«Друзья» по-итальянски

Спектакль напоминает классический ситком. Всё действие происходит в одном месте — на кухне. Там есть стол, кофеварка и пять стульев. И на этой кухне бесконечно говорят о театре, кастингах, ролях и будущем, перемежая это с шутками, ироничными комментариями и нелепыми ситуациями. Конечно же, ко всему этому прилагаются пять человек — молодых амбициозных актёров со своими особенностями характера: Андреа (Семён Алёшин) — «плохой малый», на вечном взводе и руководствующийся бьющими через край эмоциями, а не разумом. Филиппо (Иван Сапфиров) — чуть надменный и манерный Казанова. Фаусто (Иван Ковалюнас) — интеллигентный тихий романтик, мягкий и нерешительный. Джампьеро (Станислав Кардашев) — Арлекино в депрессии, настолько эмоциональный, что это сбивает с ног. И наконец, Серджио (Ярослав Леонов) — голос разума в этом безумии, чопорный и ответственный, но не лишённый чувств.

© АГН «Москва» / Артур Новосильцев
© АГН «Москва» / Артур Новосильцев

Они в вечном поиске — ролей, работы, вдохновения, понимания. И любви, которая приходит в их дом неожиданно. Анжела (Кира Насонова) появляется в их жизни ураганом, становясь центром всех драм. Она влюбляет в себя каждого по очереди, осознанно или случайно. Это происходит неотвратимо, даже если они во весь голос утверждают обратное. И именно это обостряет ситуацию до предела. Потому что если раньше между друзьями стояли только вопросы быта и творчества, то теперь — бездна недомолвок и тайных романов.

Второстепенный герой

В этой истории есть ещё один персонаж. Точнее, голос, который доносится откуда-то из-за кулис. Он отсчитывает сцены и акты так, будто знает финал этой истории. Он умело руководит другими героями, давая ценные указания и толкая на действия, которые могут казаться участникам событий нелогичными и слишком эмоциональными, но в итоге приводят к тому, что должно было случиться.

В какой-то момент посреди ужасно неловкого разговора о чувствах к женщине, вскружившей голову пятерым мужчинам, раздаётся телефонный звонок. Голос на той стороне, голос Анжелы, сообщает: поздравляю, кто-то из вас станет папой. И вот тут начинается самое интересное, вскрывающее настоящую суть каждого персонажа и показывающее, у кого всё это время были чувства, а у кого — влияние момента.

© АГН «Москва» / Артур Новосильцев
© АГН «Москва» / Артур Новосильцев

Спектакль — молодой и темпераментный, под стать актёрам, которые в нём больше живут, чем играют. Тут есть всё: беззаботная юность, нелепые шутки, итальянская страсть, бытовые неурядицы, взросление, любовь. А где же сам Габриеле? Он придёт на спектакль? Ответ на этот вопрос вы не получите так просто. Придётся идти и смотреть самостоятельно. И надеяться, что Габриеле тоже там будет.