Найти в Дзене
Funny Annette

«Стрим» Ивана Шипнигова:о скитаниях смертных и о Москве

Иван Шипнигов известен благодаря сценарию «Руммейт» (2020), книге «Рассказы о Земфире, поклонниках и рыбках» (2009) и сборнику «Нефть, метель и другие веселые боги» (2016), а недавно стал финалистом «Нацбеста», номинантом короткого списка «Ясной Поляны» благодаря роману «Стрим». Как говорил один современный философ: «Не все могут знать».
Заглавие произведения создает ожидания, связанные со стриминговыми программами, кажется, что сюжет книги напомнит «Выключить мое видео» А. Шалашова. Однако Шипнигов обыгрывает стереотипы, представляя на суд аудитории многоголосицу персонажей. Писатель поставил сложную задачу: постараться стилистически достоверно изобразить мышление и речь провинциальной охотницы за деньгами, закомплексованного представителя офисного планктона, язвительного пенсионера, тридцатилетнего филолога и многих других. Каждый дополняет общую картину жизни в Белокаменной с разных точек. В какой-то степени, это игра с фрагментарным сознанием, завещанная литературе еще романтиками. Ничто более точно не отражает жизнь, как небольшие отрывки, отражающие реальность во всем многообразии, без черновых дублей и склеек.

Автор аккуратно вводит читателя в произведение, знакомя вначале с двумя героями, снимающими двухкомнатную квартиру в Москве. Алексей, несмотря на значение имени, никого не защищает, даже себя от насмешек коллег, амебно плывет по жизни, периодически впечатляет пошлостью подсчетов выгодных цен в разнообразных магазинах. Напоминает данный герой не просто маленького, а мелкого человека. Юноша мнит себя образцом интеллигентности, чести, достоинства и посему воображает влюбленность в его неисчислимые достоинства со стороны соседки. Наташа работает в бутике на «Охотке», по жизни «прет как танк» к своей мечте о богатом, красивом мужчине с ж/п без в/п, и с ее появления на страницах начинает закручиваться сюжет. При этом, несмотря на грубость и ограниченность, многие проникаются к девушке симпатией, видят ее искренность, добрые порывы и свет души, оправдывающие значение говорящего имени «родная». Поразительно, как автору удается показать закомплексованных героев, скрывающихся за маской ненадёжных рассказчиков, убеждающих всех, а, в первую очередь, себя, в отсутствии симпатий друг к другу. Через данную парочку, писатель вводит новые лица, разветвляя систему персонажей по принципу ризомы.
Хочется отметить: аккуратнее с аннотацией, она максимально «пресная». Шипнигов подает знакомое содержание, обыгрывая форму. Автор жонглирует нарраторами, предоставляя возможность читателю разгадывать литературный ребус: что за тип предстает в очередной главе. Кроме того, писатель использует поток создания, напоминающий если не Дж. Джойса и В. Вулф, то раннего В. Сорокина. В романе в качестве художественного приема местами отсутствуют знаки препинания, допускаются различные виды ошибок (логические, например, в размышлениях Насти; орфографические, особый контраст испытываешь при чередовании глав от лица Наташи с вокабуляром Эллочки-людоедочки и литературных, ироничных пассажей Владимира Георгиевича; фактические, зацикленный на экономии герой приходит к удивительному открытию: «потратил я сегодня всего 120+50*2=340 рублей» и др.). В мире «Стрима» существовать некомфортно, словно по коже проводят наждачной бумагой.
Герои напоминают типажи из анекдотов, однако в их существование веришь, в процессе чтения оказываешься в шкуре другого человека. Персонажи кажутся противными, мерзкими, подлыми, хочется ругаться, местами смеяться от нелепых моментов, но не возникает сомнение в их реальности. У каждого свои миражи, будь то иллюзорное представление о доходах, перспективах, образе жизни. Более того, автор рассматривает разнообразные виды зависимости: наркотические, сексуальные, от мнения общества, от абьюзивных отношений, благодаря или вопреки которым взрослеют герои.
В финале многих ждет удивительное открытие: все мы – люди, хотим и стремимся к одному и тому же, значимой разницы между персонажами нет, даже квартирный вопрос, которые некоторые решают, не испортил их. А на пронзительных строчках последней части все складывается воедино, наступает катарсис: «Напишу небольшой монолог в память о вас. Сколочу сцену из обломков ларька у метро. Угольком начертаю афишу. Плату с прохожих возьму виноградом, онлайн-переводом, кивками, слезами, улыбками – всё без комиссии».
Автор хлестко, метко, жизненно, с юмором описывает реалии недалекого прошлого, например, COVID-19 не становится актуальной повесткой, однако присутствует в качестве детали.
Шипнигов позволяет себе экивоки в сторону полифонического романа Ф. М. Достоевского и психологизма рефлексирующих героев М. Ю. Лермонтова. В тексте большое количество аллюзий к А. Чехову, И. Ильфу и Е. Петрову и др., все же филологический факультет МГУ – Альма-матер для многих достойных писателей.
Однако необходимо упоминать и о некоторых минусах текста. «Стрим» не подойдет «нежным ромашкам», ведь в книге есть элементы «звенящей пошлости», изображающие простые интересы и физиологичные мысли работяг без цензуры. Кропотливая работа со стилем может иногда показаться излишней, особенно в главе о новом шоу Анны и Марии, высмеивающем косность речи. Роман не пойдет любителям линейного сюжета и понятного повествования. Кроме того, не советую текст тем, кого актуальные вопросы в литературе заставляют закатывать глаза. Шипнигов не чурается затронуть проблемы феминизма, бисексуальности, веганства, необходимости нахождения в ресурсе-потоке, насмешек над информационными марафонами, трудностей жриц любви, жизни гастарбайтеров и др.
Перед читателем предстает старый-добрый роман воспитания, дарующий возможность следить за судьбой героев, начиная от взросления, зарождения дружбы, реализации через работу и завершая, как и принято, свадьбой или созданием пар. Каждый персонаж прошел инициацию, повзрослел, потерял иллюзии, оттаял сердцем, разочаровался в жизни и начал вновь искать смысл. В какой-то степени герои Шипнигова напоминают чудиков В. Шукшина и М. Зощенко: типажи, перенесенные в современные реалии, измученные жизнью, удивительным образом комичные и пронзительные, пробуждающие свою человечность.


В романе «Стрим» части пазла складываются в разнообразную, давящую, тоскливую, комичную, абсурдную, но пропитанную жизнью, знакомую реальность. Книга подойдет любителям классической литературы, открытым к творческим экспериментам, ценителям современной прозы, согласным примириться с плюсами и минусами истории, почитателям раннего Д. Глуховского, В. Богдановой, Э. Лимонова и др. Советую, начав читать, добраться до 13 главы, и лишь после принимать решение: подходит книга или отложить до лучших времён.

#чтопочитать