Монументальный дом актеров МХАТа (Глинищевский переулок, 5/7) держит в Москве почетное третье место по числу памятных досок. Больше их только у Дома на набережной и у«маршальского дома» в Романовом переулке.
Здесь был храм
Двенадцать досок посвящены известным людям и одна, тринадцатая — зданию. Она свидетельствует: дом актеров МХАТа выстроен на месте церкви святителя Алексия Митрополита на Глинищах.
Идейные наследники тех, кто ломал в 30-х храмы, и сейчас брызжут желчью, им даже эта надпись — как кость в горле. Им бы и память стереть... Посмотрите, как «колбасит» гражданина!
«Рядом какие-то остряки прилепили доску с надписью, гласящей, что на этом месте стояла церковь Алексея Митрополита. Стоит лишь вспомнить, что все без исключения (серьезно?! — Д. Л.) дома нашего города стоят на месте других, древних построек, чтобы представить себе таблички типа «Здесь была избушка тетушки Ненилы» или «Сей дом построен на месте псарни Ивана Калиты» (сравнить храм с псарней? это штука посильней «Библии» Ярославского — Д. Л.). Излишек информации так же вреден (и чем же он вреден? — Д. Л.), как и ее недостаток , поэтому вытаскивать из прошлого на улицы, на всеобщее обозрение нужно только самые яркие события и наиболее достойные объекты... Иначе они могут просто утонуть среди... ничем не замечательных избушек и церквей».
Так пишет современный… краевед.
Чем замечательна церковь святителя Алексия?
Существовавший еще до Смутного времени храм упоминается в источниках с 1621 года. Благословенная грамота на возведение каменной церкви выдана в 1634 году. Новую, просуществовавшую до революции, выстроил в 1685-90 годах дьяк приказа Большой казны Иван Алферьев, и его имя сохранялось в древней надписи. Не так давно стало известно: именно Алферьев выстроил тогда же знаменитый дом Трубецкой-Бове.
Сто лет спустя (1787 год) сломали колокольню и воздвигли новую, со шпилем, однако сам четверик с пятью главами сохранил первоначальный вид. Один из приделов, св. Николая Чудотворца, появился вместе с храмом, другой — иконы «Всех скорбящих Радость» — выстроили в 1756 году.
Главные храмовые иконы написаны одновременно с церковью (1689-90), это работа одного из прихожан — мастера Оружейной палаты Тихона Филатьева. Придел был украшен резным образом святителя Николая (XVII век). Тускло поблескивали иконы XVI века, барочные узоры царских врат, старинный крест-мощевик из серебра и жемчуга…
Однако самой редкой достопримечательностью был керамический купол. Поливная черепица (лемех) на главах встречалась в допетровское время, но потом ее повсеместно заменили сусальным золотом. К XX столетию керамические купола сохранялись у одной московской и еще у одной псковской церкви. Церковь преп. Сергия с Залужья потеряла главу в 1944 году, во время боев с немцами, а храм в Москве — свои разрушили (1934).
Купол во Пскове, выстроенный заново несколько лет назад, выглядит так:
В 1970 году это были такие руины:
До попадания авиабомбы:
«В целях разгрузки движения»
Вернемся в Глинищевский переулок! При церкви теснилось несколько домиков причта, в одном из которых в начале XIX века жил польский поэт Адам Мицкевич. Тот домик, что стоял у алтарей, в районе современного подъезда №6, был деревянными показан таковым еще на плане 1852 года. Эти кварталы не горели при Наполеоне, а строительство из дерева внутри Бульварного кольца уже при Павле I запрещалось; должно быть, мы видим постройку конца XVIII века. Возможно, это был бы самый старый деревянный дом в Москве… если бы он дошел до наших дней.
В 1922 году церковь ограбили (изъято почти 6 пудов серебра), а несколько лет спустя приговорили к сносу — как и в случае с другими храмами, «в целях разгрузки движения». В тихом переулке, ага!
Мастера живописи написали отцам города письмо в защиту муравленых куполов:
«уничтожение этого памятника равносильно уничтожению картины знаменитого художника».
И подписи, красноречивее всяких эпитетов: Грабарь, Нестеров, Аполлинарий Васнецов, Юон, Архипов, Малютин, Бакшеев…
Письмо, как это ни странно, сработало, и в 1929 году храм просто отдали под зернохранилище. Но в 1934 году — все равно снесли.