Найти тему
Больше Строй

Гудбай, Америка! В России построили тракторный завод. СССР с аналогичной задачей справился только при поддержке Штатов

Оглавление

За прошедшие 100 лет Россия прошла сложный путь освоения собственного производства сельхозтехники. В частности, это касается тракторных заводов. Сейчас мало кто вспоминает, что в советское время их начали строить при большой поддержке со стороны США. Между тем история эта заиграла новыми красками на фоне знаковой новости о тракторном заводе, построенном в условиях непростой международной обстановки. Но обо всём по порядку.

Сталинградский-Волгоградский. И его непростая судьба

Первый тракторный завод в стране был бы невозможен без прямого участия американцев. Сталинградский (а с 1961 г. Волгоградский) тракторный завод, основанный в 1930 г., спроектировали и построили под руководством архитектора Альберта Кана. Сотрудничали, выражаясь современным языком, фактически по системе EPC (engineering, procurement and construction). Специалисты «Альберт Кан Инкорпорейтед» не только разработали проект, но и организовали процесс строительства, а также осуществили консультирование на этапе покупки оборудования и привлечения специалистов еще в США. Собрали завод там же, за океаном. Затем разобрали, перевезли и смонтировали в России, под наблюдением американских инженеров.

Фрагмент контракта с Бюро Альберта Кана
Фрагмент контракта с Бюро Альберта Кана

Первый советский трактор выпустили именно на (тогда еще) Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) в 1930 г. Спустя пару лет удалось выйти на проектную мощность. И в 1932 г. на СТЗ производили уже 144 трактора в сутки. Помимо этого, еще одной любопытной страницей в истории завода стало танкостроение. В том же 1932 г. положили начало специальному конструкторско-экспериментальному отделу. Так на СТЗ организовали серийное производство надежных танков Т-26. А в начале 1941 г. завод приступил к выпуску Т-34. Таким образом, к моменту нападения фашистской Германии на СССР Сталинградский тракторный произвел свыше 10 тыс. боевых машин.

Первый советский трактор
Первый советский трактор

Завод с такой интересной историей создания, освоивший выпуск не только тракторов, но и танков, столкнулся с серьезным испытанием во время ВОВ. Он перенес более 2000 ударов авиабомб. Тогда многим казалось, что на этом в судьбе СТЗ поставлена точка. Однако производство удалось восстановить, и летом 1944 г. завод пережил второе рождение, когда с конвейера вновь сошел первый трактор. Точку, пусть пока и с натяжкой, поставили намного позже, уже после распада СССР. В 2015 г. с волгоградского конвейера сошел последний трактор. С 2017 г. завод силами госкорпорации Ростех функционирует лишь в своей военной составляющей.

Волгоградский тракторный завод
Волгоградский тракторный завод

А Ростсельмаш готовил приятную новость…

Как ни печально, с 1991 г. отечественная промышленность переживала не лучшие времена, и примером тому служит судьба обанкротившегося Волгоградского тракторного завода. Но в последние годы всё чаще появляются положительные новости. Так, осенью 2021 г. стартовала реализация крупного инвестиционного проекта в Ростовской области. Впервые за последние 52 года в стране началось строительство тракторного завода полного производственного цикла.

-5

Торжественное открытие состоялось в начале марта 2024 г. Завод, вошедший в состав группы компаний «Ростсельмаш», будет выпускать крайне важную продукцию для российской экономики, поэтому проект реализовали при поддержке государства:

«Мы запускаем производственный комплекс, который позволит расширить выпуск энергонасыщенных тракторов. Здесь же начнется освоение новой продуктовой линейки компании по дорожно-строительной технике. Учитывая значимость всей обозначенной продукции для наших аграриев и строителей, мы поддержали этот проект льготными займами из Фонда развития промышленности. При этом, конечно, государство продолжает субсидировать скидки на всю продукцию «Ростсельмаш» для наших селян и поддерживает экспортные поставки», — сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Новый тракторный завод будет выпускать 5000 машин ежегодно. Что немаловажно, свыше 80% компонентов обеспечат собственные производственные площадки компании совместно с другими отечественными предприятиями. Зависимость от импортных поставок удалось свести к минимуму, а макроэкономический эффект сложно переоценить.

Современный трактор российского производства
Современный трактор российского производства

Ростсельмаш — состоявшийся отраслевой гигант, чья сельхозтехника поставляется более чем в 40 стран мира, продолжает укреплять свои позиции. Компания, безусловно, стала флагманом, и, благодаря ей, в условиях сложной международной обстановки страна снова встала на путь развития производства, освоение которого началось при поддержке заокеанских партнеров. Гудбай, Америка!

Если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь: впереди еще много интересного.

Читайте также: