Один мой знакомый, вполне успешный бизнесмен, при этом отличающийся неординарными способностями по умению заключать выгодные сделки, как-то сказал мне, что главное понять, что больше всего интересует твоего партнера и воспользоваться затем его чувствительными местами. Из множества интересов он при этом выделял 3 главные человеческие страсти: деньги, женщин и виндсерфинг/горные лыжи. Ну и дальше, продолжил он, все просто: устраиваешь партнеру оргию с девочками или даешь взятку. Ну а вот с виндсерфингом/горными лыжами пускаешься с ним в разговоры на соответствующие темы. Можно, конечно, пожать плечами и сказать, что таких теорий существует бесконечное множество (аналогично трем вещам, на которые можно смотреть бесконечно), но, повторюсь, наблюдая пронырливость моего знакомого, я не могу просто отмахнуться от суждения, что виндсерфинг цепляет какие-то глубинные струны человеческой души.
Виндсерфингом я занялся случайно, оказавшись в Египте в 1997 г. В отеле можно было пользоваться оборудованием, и мы с друзьями решили попробовать. Никаких знаний по этому поводу у нас не было, уроков также не предусматривалось, и начало катания вполне ожидаемо вылилось в бесчисленное количество падений. Тем не менее, за пару дней мы путем проб и ошибок научились держаться на доске и кое-как маневрировать. Виндсерфинг меня зацепил, и последующие семейные поездки на море непременно сопровождались катанием на доске. При этом жена с детьми наслаждались традиционным пляжным отдыхом, а я часами катался под парусом. Когда скользишь по воде, ты впадаешь в транс. Некая медитация в движении. Подобное состояние, кстати, возникает при длинных спусках на горных лыжах. Мысли или уходят, или плавно движутся в голове, синхронно скользящей по воде доске. Но это на спокойной воде и при ровном ветре. Что, как известно, не всегда свойственно морской стихии. Сильный, порывистый ветер, рваная волна, и ты оказываешься в воде. С трудом встаешь, поднимаешь парус и опять летишь в воду. При этом тебе унесло за какой-нибудь мыс, с берега тебя не видно, махать руками бесполезно, а сил с каждым падением все меньше. Здесь медитация заканчивается и начинается борьба за выживание. Ну и эмоции совсем другого плана. Уже включаются какие-то первобытные инстинкты, энергии и, добравшись до берега, ты испытываешь чувства, подобно человеку, спасшемуся чудесным образом после кораблекрушения. Но это мое восприятие виндсерфинга.
Для каждого человека это что-то свое: медитация, спорт, экстрим, адреналин, серфовая тусовка или образ жизни. В компании таких людей мы оказались со старшей дочерью в Дахабе в 2008 году на станции «5 квадратов». Надо сказать, что катание в июле в Египте при температуре за 40 градусах в тени вещь сама по себе неординарная. Ну и сами занятия, конечно, отличались от моего отельного виндсерфинга. Взять, например, водный старт, когда за счет сильного ветра тебя из воды поднимает парусом на доску. Или такая небезобидная штука под названием «катапульта», когда ты пристегнут трапецией, парус рвануло и тебя шваркает головой вперед либо в воду, либо в лежащий на воде парус. Происходит это быстро, жестко и когда процесс катапультирования начался, единственное, что ты можешь сделать, это вцепиться в гик, чтобы тебе не переломало об него ребра или не свернуло шею.
Дочери, а ей тогда было 19, пришлось тяжело. У меня все-таки был достаточно большой опыт катания и хорошая физическая подготовка. У нее были некоторые навыки, полученные при моем наставничестве во время наших семейных поездок на отдых. Она стояла на доске и могла худо-бедно плавать туда-сюда при спокойном море и ровном ветре. Тем не менее, хорошие условия катания и занятия с тренером сделали свое дело. За 10 дней прогресс в освоении виндсерфинга у дочери оказался больше, чем за предыдущие несколько лет: она освоила водный старт, начала кататься с трапецией, а в последние дни стала выходить на глиссирование. При этом она с удовольствием проводила целый день на доске, а вечером тусовалась в компании серферов. Вечера проходили за беседами о «смыслах жизни» и за просмотрами концептуальных фильмов. Как она вспоминает сейчас: ветер, паруса, музыка, интересные люди, увлеченные общей идеей, все это вдохновляло и создавало атмосферу свободы и единения.
Надо сказать, что истинные серфингисты - это зачастую отрешенные от традиционных ценностей люди. И занятия виндсерфингом могут в этом плане кардинально скорректировать жизненный путь человека. Так, например, у нас тренером был парень, который закончил Российскую экономическую школу, вполне успешно делал карьеру в банковской деятельности, а в 30 лет встал на доску, увлекся, бросил работу и обосновался в Египте, где и жил несколько лет. Кстати, дочь нашла его страницу в Одноклассниках. Сейчас он живет в США, женился (свадьба намечалась у него как-раз в период нашего пребывания в Дахабе), имеет 3-х детей и, судя по фотографиям, по-прежнему увлечен виндсерфингом. Впрочем, виндсерфинг вряд ли стоит на первых строчках причин дауншифтинга и можно переболеть этой болезнью в легкой форме. Мне, например, удалось обойтись только покупкой футболки с надписью «SURF EVER, WORK NEVER», не претворяя этого тезиса в реальную жизнь.
Поездка в Египет дала мне дополнительные навыки, но не изменила формат моего катания. В том плане, что по-прежнему виндсерфингом я занимался во время поездок с семьей в отпуск. В основном, в Греции: Родос, Корфу, Крит, Пелопоннес. При этом однажды, будучи на Родосе, мы совершили с дочерью на несколько дней поездку на Кос. Целью было посетить Club Med и покататься на серфе в заливе Кефалос, известном своими хорошими условиями катания. Поездка удалась, Club Med, как всегда, оставил превосходные впечатления от своей особой атмосферы драйва и великолепной кухни, ну и условия катания оказались, действительно, хорошими. Хотя в те дни, когда мы там были, ветер был достаточно сильным, и у меня осталось впечатление, что Кефалос подходит скорее для опытных серферов, чем для новичков.
К сожалению, мои занятия виндсерфингом закончились несколько лет назад после серьезных проблем с позвоночником. Выходил я из этого состояния тяжело и, честно говоря, не рассчитывал когда-либо опять встать на доску. Но в последнюю поездку на Хевиз мой тренер по лечебной физкультуре сказала, что все возможно. И я стал думать эту мысль. Мысль стала развиваться в том направлении, что надо попробовать научить виндсерфингу младшую дочь, которой тогда исполнилось 12 лет. Тем более, что она высказала заинтересованность в этом начинании. Предыдущий опыт подсказывал, что это должна быть обязательно школа, чтобы сразу вывести ребенка на нормальный уровень катания. И это должно быть подходящее место для начинающих: хороший песчаный заход в воду (падения неизбежны, а при каменистом дне это чревато травмами), спокойная вода (учиться при высокой и рваной волне весьма проблематично), ровный, не сильный ветер. Ну и еще один внесерфовый момент. Наши последние семейные поездки носили в значительной степени экскурсионный характер, останавливались мы в апартаментах, и дочь соскучилась по маленьким радостям all inclusive. Ну и поехать хотелось, конечно, в нашу любимую Грецию. Начали перебирать варианты. И тут возникли проблемы по объединению всех желаемых факторов. Ну, например, на Родосе хорошими местами для виндсерфинга считаются район Ялиссоса, Иксии и Прасониси. Но в Ялисоссе и Иксии сильный ветер и волны, что не совсем хорошо для начинающих. В Прасониси сильный ветер и поблизости нет хороших отелей. На Косе в районе Кефалоса я не нашел туров в отели с аll inc, ну и т.д. Чтение статей про виндсерфинг в Греции привело меня к мысли о Карпатосе, где по описаниям очень хорошие условия именно для начинающих. Но туда не было туров, а самостоятельное бронирование билетов и отеля получалось неоправданно дорогим. Обращение к туроператорам по Греции также не дало нужного результата. Менеджеры туроператора зачастую даже не владели информацией по наличию виндсерфинга в отелях, информация по которым была размещена на их собственном сайте, обещали уточнить информацию и не отвечали, ряд рекомендованных отелей отсутствовали в бронировании, ну и т.д. В какой-то момент поиски вывели меня на www.windclub.ru , где девушки, выслушав перечень моих пожеланий, посоветовали мне присмотреться к Косу и району Мармари. Присмотрелся. Совет оказался полезным. В этом районе расположены несколько хороших отелей и серфстанций. В результате мой выбор остановился на отеле Atlantica Marmari Beach 4*, предлагающем желаемый аll inc, и расположенной на пляже отеля станции Marmari Windsurfing. В общем, как-то все стало на свои места, и я забронировал тур на Кос на конец июня.
Небольшое добавление по маршруту на Кос в нынешних реалиях. Пожалуй, самый доступный сейчас вариант добраться до Коса такой. Самолет до Бодрума и там до Коса на пароме 30 минут. Ну и самостоятельное бронирование отеля. Туроператор в нынешних условиях для поездки не нужен.
И вот этот долгожданный день настал. Из холодного российского лета мы переносимся на Кос с жарой в районе 35, безоблачным небом чудесным чистым и теплым морем. После короткого трансфера, занявшего минут 25-30, мы оказались в отеле и сразу отправились на пляж, где расположилась станция Marmari windsurfing. Переговорили с ее руководителем - швейцарцем Beat и спланировали наши занятия. Собственно, все условия мы выяснили еще в переписке раньше и выглядели они следующим образом. Недельный курс для начинающих (8 часов занятий) стоил 190 евро, недельный курс для продолжающих (4 часа занятий) 210 евро. В стоимость входило использование оборудования в период работы станции с 10.00 до 18.00.
За получение лицензии (сертификата) нужно было заплатить 30 евро. На последнем обстоятельстве нужно остановиться подробнее. С необходимостью или желательностью иметь лицензию мне приходилось сталкиваться регулярно. Иногда это было обязательным условием для использования оборудования в принципе, иногда оказывалось, что заявленное бесплатное использование оборудования для виндсерфинга в отеле распространяется только на владельцев лицензии, а в остальных случаях вам приходится оплачивать аренду. В общем, отсутствие лицензии приводило к моральным страданиям, комплексу неполноценности и материальным издержкам. При этом прохождение в свое время обучения в «5квадратах», увы, не позволило ее получить, ввиду отсутствия у данной компании соответствующей международной аккредитации. В общем, получение лицензии для меня было все равно, что для судьи Кригса женитьба на донне Розе д’Альвадорец – мечтой моего детства. Ну и, конечно, хотелось, чтобы у дочери она появилась уже в начале ее виндсерфингового пути, а не когда она перевалит за пятый десяток.
Тренерами на станции оказались два парня из Чехии – Дэвид и Витек. Дэвид (говорящий по-русски) занимался с начинающими (5-7 человек), Витек с продолжающими (3 человека). Оба оставили очень позитивное впечатление внимательным и доброжелательным отношением. При этом Витек как-то старался еще и подстроить график обучения под наши пожелания, иногда даже проводя индивидуальные занятия, когда не получалось подобрать удобное для всех время. Параллельно на станции занимались ребята из детской горнолыжной спортивной школы ЦСКА, которые летом выезжают на сборы на виндсерфинг. Как мне сказал папа одного из ребят, они живут в соседнем отеле и по договоренности с Marmari windsurfing занимаются, используя их оборудование. Я с интересом наблюдал их занятия, поскольку армейский подход к обучению выглядел довольно экзотично на греческом курорте. Руководитель школы (кстати, выпускник педагогического института) проводил занятия, оглашая территорию пляжа и просторы Средиземного моря криками: «Вася, подними парус! Что ты делаешь?!!! Вася, закрой парус!!! Вася, поворачивай!!! Вася, что ты делаешь?!! Вася, бросай парус, парус бросай!!!» В общем, было очевидно, что остались еще организации, где сохранились дисциплина и порядок, и воспитание подрастающего поколения находится в надежных руках.. В противоположность этому подходу, представители толерантной и деградирующей Европы Дэвид и Витек демонстрировали абсолютную терпимость. Вот прихожу я, например, на занятия, опоздав минут на 10 и говорю Витеку: «Извините за опоздание». А он мне в ответ: «Ты так не должен говорить. Ты должен просто расслабляться и получать удовольствие». Ну и Дэвид хоть на кого-нибудь из подростков прикрикнул. Одни улыбочки и похвалы. Но, как ни странно, не смотря на очевидную ущербность этого подхода, дочь уже в первый день встала на доску, а в последующие дни добилась вполне очевидного прогресса, уверенно держась на доске и освоив джайб и оверштаг.
И, что самое главное, виндсерфинг ее зацепил, что меня весьма обрадовало. Кроме того, совместные занятия создали некоторую общую сферу интересов и тему для обсуждений. Особенно любопытной оказалась наша совместная подготовка к тесту, который надо было сдать для получения лицензии. Нам выдали небольшую брошюру, содержащую информацию по устройству виндсерфинга, физике движения, основным курсам, маневрам, правилам безопасности и т.д. Соответственно, мы должны были ее изучить и быть готовыми ответить на вопросы. Ну и мы вместе теорию, разбирали непонятные моменты и перепроверяли друг друга. В общем, новая грань отношений отцов и детей. Ну и к общей радости благополучная сдача экзамена и получение Windsurf Pass.
Очень позитивным было и наше общение с Beat. Он был на станции с женой и 8 месячным ребенком. Причем рассказал, что жена в прошлом году каталась на серфе, будучи на седьмом месяце беременности. А сейчас он катается на серфе, сажая сына на доску, дабы тот не терял приобретенных в утробе матери навыков катания. Мы регулярно болтали и шутили на разные темы. Единственная тема, где у нас возникло некоторое недопонимание, была тема важности использования скидок для увеличения продаж. Я пытался объяснить этот подход Beat, но слово «discount» отсутствовало в его словаре. Он очевидно не мог меня понять и выглядел даже каким-то растерянным. «Discount. Discount. What is it? Я don't know this word». Но это был единственный случай языкового барьера. Все остальные темы, начиная от предположений, с чем связано отсутствие ветра, и, заканчивая причинами украинского кризиса, обсуждались нами с полным взаимопониманием.
Ну и немного по остальным моментам первоначально обозначенных критериев выбора места для обучения. Прекрасный песчаный пляж Мармари с плавным заходом очень комфортен для катания.
Ветер был не всегда, но в течение дня всегда было несколько часов, когда можно было покататься на доске. Он не был сильным, но для начала обучения это и не требуется. Направление ветра было к берегу, что создавало небольшую волну (в отличие от ветра от берега, при котором вода гладкая. Такой ветер, например, в Кефалосе и на Карпатосе). По мнению, высказанному Витеком, в этом есть определенные плюсы, т.к. обучающийся получает соответствующие навыки катания. На станции хороший набор оборудования для продвинутых серферов, которое можно арендовать без обучения.
Ну а вообще, я бы посмотрел на виндсерфинг вот еще под каким углом. С годам мы меняемся, меняются и подходы к отдыху. Например, вырастают дети и говорят, что им неинтересно ехать с родителями, и они лучше потусуются с друзьями в городе. Или супруга вдруг говорит, что не хочется жариться на солнце и лучше повозиться в деревне, ухаживая за огородом и цветочками. И тогда начинаешь думать, а что может быть интересным, например, для тебя и ребенка, ставшего вдруг тинэйджером. И начинают возникать какие-то мысли. Например, о поездке на виндсерфинг. А мысли, как известно, материальны.