Бедные-несчастные Вы, что я Вас так обманул и так долго не выкладывал статью. Или бедные-несчастные Вы, что все-таки придется прочитать мою писанину. Бедные-несчастные – это те люди, что посмотрели фильм «Бедные-несчастные»? Или бедные-несчастные те, кто не смотрел фильм «Бедные-несчастные»? Нууууу…. Дамы и господа, «Бедные - мать его - несчастные»!
Я ждал этот фильм с тех пор, как на него вышли первые отзывы. Много раз мониторил, когда же выйдет качественная «цифра», и в итоге в какой-то момент где-то отвлекся, замотался и забыл. В итоге посмотрел за три дня до «Оскара». В планах было «забабахать» рецензию до «момента Х», потому что хотелось пообсуждать, какие награды картина Йоргоса Лантимоса может заарканить, и погореть с того, что Лили Глэдстоун по слухам может обойти Эмму Стоун в женской номинации… Но не судьба, я накосячил и тут, перепутав день церемонии. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
С творчеством Йоргоса Лантимоса до просмотра фильма, к своему стыду, я вообще не был знаком. Даже нашумевшую в свое время «Фаворитку» не смотрел. Исправлюсь. Но такое неведение, мне кажется, сыграло для меня только в плюс. Греческий режиссер известен своими специфичными для массового зрителя фильмами, после просмотра которых у половины будет восторг от всех странностей и причуд, а у остальных полный ох*й и непонимания от просмотренного. Так вот, когда знаешь такую подноготную, ты можешь хоть чуть-чуть подготовиться. Я же включал «Бедные-несчастные» с нулевыми ожиданиями увидеть подобный перформанс. Данный фильм – это безумие в лучшем его проявлении. Яркое и живое нечто, которое хочется изучать и безостановочно рассматривать.
Визуальная часть фильма – это бесспорно то, что заставляет не отрывать взгляд от экрана все 141 минуту. Не хочется даже моргать! Тут в плюс работает все: и изобретательные планы, и сочный цветокор, и яркие декорации, и эффекты, и невероятные костюмы, и грим. Оператор Робби Райан хоть и не стал лауреатом премии, но многие его приемы заставили меня пустить слюни. Обычно съемка должна помогать зрителю спокойно следить за происходящим, но «Бедные-несчастные» - это необычный фильм, которому очень нравится дезориентировать. Чего стоят планы на «рыбий глаз» и закрученное боке*.
Не прошел мимо моего взора и прикол с переходом из монохромного изображения в ядовито-яркое. Мало того, что это работает, как взрыв красок, который непременно еще больше приковывает внимание, так это еще очень прикольно помогает сюжету, подсказывая нам, где героиня взрослеет и что она переживает. В этом плане помогают и умопомрачительные костюмы, которые уделали даже «Барби». Наряды Беллы (Эмма Стоун) полностью отражают ее умственные и возрастные изменения: в начале это можно сказать детские платья принцесски, которые мамы одевают на своих дочерей на утренники в детском саду, дальше одежда становится все взрослее, более осознанной и сдержанной, и как итог, в финале мы видим героиню в строгом черном наряде. В общем, видно, что авторы трепетно подошли к созданию «Бедных и Несчастных», с огромной любовью к деталям. То, что я описал выше – это лишь малюсенькая часть. Оскары за постановку, грим (хоть я про него не стал особо писать, но он тут действительно хорош, просто взгляните на какой-нибудь скрин, где есть герой Уильяма Дефо) и костюмы абсолютно заслуженные, если б не великие Нолан и «Оппенгеймер», фильм мог бы претендовать и на «лучший фильм», и на «лучшего режиссера», и на «лучшего оператора».
Но главная статуэтка для ленты определенно – это «лучшая женская роль». Эмма Стоун разорвала наградной сезон, став победителем на «Золотом Глобусе», и у «Британской академии». Однако незадолго до церемонии «Оскар» в сеть слилась информация от нескольких авторитетных источников, что награда достанется Лили Глэдстоун из «Убийц цветочной луны». Бесспорно, Лили была хороша, и как я говорил в обзоре на фильм Мартина Скорсезе, актриса совершенно виртуозно умирала чертову половину фильма, но то, что сделала в этом году Эмма – это вообще не поддается конкуренции. Стоун – фундамент картины. По сути фильм держится на ее актерском таланте. «Бедные-несчастные» - это новое доказательство того, что Эмма великая актриса. Кому попало два «Оскара» не вручают.
По сюжету в тело взрослой женщины пересаживают мозг ее собственного еще нерожденного ребенка. Это означает, что перед актрисой лежала непосильная задача сыграть полный этап взросления человека. По сути, даже слово «сыграть» можно назвать кощунственным и неуважительным, ведь то, что продемонстрировала Стоун – это называется «быть». Исполнительница главной роли на первых этапах взросления своей героини буквально является ребенком. Ее мимика и пластика по-настоящему детские, а не просто притворные кривляки. Удивительно, как одному человеку за роль удается очаровывать, отталкивать, соблазнять (признавайтесь у кого исполнилась мечта детства, когда вы увидели все эти 18+ сцены?), пугать и раздражать. Помните, как некоторые восхищались Макэвойем после «Сплита»? Так вот, Стоун своими метаморфозами тут явно дает ему прикурить. Вполне возможно, что эту работу будут изучать во всех актерских школах/курсах/универах. Мастерство наивысшего уровня.
Игру остальных актеров, конечно, не могу никак сравнить с тем, что сделала Эмма, но совершенно точно, тут нет никого, кто выглядел бы плохо. Более того, я остался в восторге, к примеру, от Марка Руффало, который исполнил свою лучшую роль. Но в этом году Халку было сложно победить «халкбастер» Железного Человека. Да и Дефо, и Рами Юссеф здесь выглядят прекрасно. Зеленого Гоблина, я считаю, вообще зря прокатили мимо номинации.
Сюжет, как я и сказал, это яркое безумие, которое почему-то не вызывает чувства нескладности. Все, что происходит на экране, имеет адекватную и понятную всем причинно-следственную связь, хоть и взрывает мозг. Однако мааааленький косячок я для себя нашел. Становление Беллы Бакстер в самостоятельную волевую личность, настоящего человека и женщину происходит с явным заигрыванием с феминизмом. Мужские герои, хоть не все являются отрицательными, без исключения имеют явные недостатки. По сути, даже проститутки в этом фильме выставлены в гораздо лучшем свете, чем любой из мужиков. Хотя в современном мире дошло до того, что ветреных дам обижать нельзя, так что сори, что так пренебрежителен (нет). Финал ярко высказывается против токсичной маскулинности, и как бы окей, но почему-то хотелось, чтобы триумф героини не был слит в то, что она победила злого спермобака. Правда хотелось большего, потому что Белла Бакстер – это отличный герой, крутая сильная женщина, сделанная естественно и немерзко, в отличии от того, что делают во многих других современных картинах. Но знаете? Я полностью прощаю этот единственный недостаток фильма. Если бы я ставил оценки, то «Бедные-несчастные» - это был бы один из тех редких случаев, когда фильм не лишился ни одного балла. Полнейший восторг! Лучший фильм 2023 года по версии Культурного Абьюзера Рыженко!
*боке – размытое изображение вне фокуса.