«Мы помогли в конце концов удержать страну от окончательного падения... Падая в бездну, постсоветское общество уцепилось за … «чекистский» крюк».
Эти строки из статьи одного из ближайших соратников раннего Путина, ныне покойного генерала Черкесова, можно использовать в качестве эпиграфа ко всей кинопродукции о советских и российских чекистах, эпохе распада СССР и становления новой послельцинской России.
Взять самый свежий пример – сериал «ГДР», снятый по заказу Wink Originals.
Все 16 серий действие идет в двух параллельных мирах. В одном – политики – Горбачев, Шеварднадзе, Яковлев, Ельцин – кто по недомыслию, кто по злому умыслу делают все, чтобы «развалить» СССР и социалистический блок. В другом – доблестные советские «разведчики» в окрестностях Берлинской стены пытаются спасти от развала Варшавский блок, ГДР, СССР, наконец.
Главный герой майор Нечаев, Джеймс Бонд советского разлива, одновременно ищет «крота» в резидентуре, архив с паролями и явками экс-главы внешней разведки ГДР; пытается обвести вокруг пальца Штази и ЦРУ, крутит шашни с бывшей активисткой западно-немецкой левой террористической организации, а ныне танцовщицей «Фридрихштадтпаласт», работающей на Штази; героически спасает жену, аналитика внешней разведки СССР, попавшей к ЦРУшникам.
Помогают Нечаеву исключительно товарищи по чекистскому оружию. А мешают, кроме врагов из конкурирующих разведок, свои – те самые политики.
В первую очередь, Горбачев. В сериале он карикатурный подкаблучник, недалекий и тщеславный, которым манипулирует и его властолюбивая жена Раиса, и хитроумный министр иностранных дел Шеварднадзе, и попавший под тлетворное влияние Запада секретарь ЦК Яковлев.
Они внушают Горбачеву, что весь мир любит его и благодарен ему за то, что он прекратил «холодную войну», следующая его задача объединить Германию и создать новый Европейский Союз, куда войдет и СССР. Очарованный лестью Горбачев не слушает ни старого лидера ГДР Хонеккера, ни министра обороны Язева, ни премьера Рыжкова, которые предупреждают, что «перестройка» и «новое мышление» приведут к краху социалистической системы и самого СССР.
Горбачев искренне верит в славословия своего окружения даже после стихийного сноса толпой Берлинской стены, когда и до него (по сериалу) начинает доходить, что теперь канцлеру ФРГ Колю не нужно разрешение СССР, и тот может начать объединение Германии без всяких условий и по своему усмотрению.
Горбачев упускает и последний шанс повернуть запущенный им разрушительный сценарий вспять: отказывается послушать добытую Нечаевым кассету с беседой западных лидеров, в которой они обговаривают план использования советского лидера для развала социалистической системы.
Горбачев, которого в его высокой миссии по мирному переустройству мира только что уверял сам папа Римский, в яростном разочаровании ломает кассету и прогоняет принесшего неблагую весть чекиста Нечаева.
В концовке фильма всем известные кадры хроники – отставка Шеварднадзе с поста главы МИД с трибуны съезда народных депутатов СССР (по фильму он «слился» по договоренности с Ельциным, пообещавшим ему помочь возглавить Грузию после развала СССР и воцарении самого Ельцина в России); Ельцин на танке во время путча 1991 года; объявление Горбачева о своей отставке с поста президента СССР и прекращении существования Советского Союза.
И постановочный, но символический кадр – стойкие сотрудники КГБ СССР супруги Нечаевы смывают с себя в ванной пену грязного, горбачевского мира. Видимо, чтобы, омывшись, строить новый, прекрасный чекистский мир. Тот самый, на крючке которого повисла нынешняя Россия.