В жизни всегда есть место сказке!
Этот доклад о тренинге «Группанализ сказки» прозвучал на Втором Сибирском форуме группаналитиков в исполнении Татьяны Супрун, руководящей в Школе "Умное сердце" направлением развития и являющейся куратором научных изысканий, а также ответственной за направление социальной работы.
В преддверие тренинга Группанализ сказки, который пройдет в Красноярске 13-14 апреля т.г., с радостью делимся с вами размышлениями нашего специалиста на одноименную тему. Тем более, что в мае 2024 г. запускается обучение этому уникальному методу групповой работы:
«В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь…»
А что случилось дальше можно прочитать в сборнике сказок или … сочинить самим.
Всем нам с детства знаком мир сказок. С их замысловатыми сюжетами, удивительными персонажами, особой атмосферой, которая появляется, когда сказку слушаешь или читаешь.
Мы оказываемся в мире, где есть место воображению, фантазии, творчеству, ярким переживаниям. Это особая реальность, в которую мы включаемся нашими ощущениями, мыслями, чувствами. Можно сказать, что со сказкой мы приобретаем опыт, который оказывает влияние на всю нашу жизнь. Ведь мы видим, как герои принимают решения, последствия этих решений и действий. Буквально узнаем про способы поведения.
Таким образом, сказка, особенно народная сказка, является вместилищем богатой информации, передаваемой из поколения в поколение.
Образный, метафоричный язык сказки помогает емко и понятно сформулировать то, что трудно бывает выразить обычными словами.
Сказки народа позволяют нам почувствовать связь со своими «корнями», приобщиться к культуре своего народа, способствуют формированию внутренней идентичности и характера.
С одной стороны, сказка объединяет нас, носителей определенной культуры, а с другой, оставляет пространство для собственного понимания и толкования. Попросите нескольких людей рассказать одну и ту же сказку или описать одного и того же персонажа, и каждый это сделает со своими нюансами.
Не только в детстве, но и во взрослой жизни есть место сказке!
С. Лангер в книге «Философия в новом ключе: исследование разума, ритуала и искусства» предлагает свою версию появления сказочных историй на разных этапах развития человечества. И самый ранний этап очень похож на те истории, которые рассказывают дети. Это череда образов, в которых могут проявляться фантазии, страхи, желания. Эти образы чаще всего не связаны в логические цепочки. Но со временем при пересказе одного человека другому персонажи обретают свою форму, имя, паттерны поведения, закрепляется сюжет.
Тренинг «Группанализ сказки» каждый раз, по сути, оказывается новой, неповторимой сказкой, в которую попадают ее участники, и которую они же и творят. Здесь проявляются те самые нюансы одних и тех же персонажей и их паттерны поведения. Тренинг не только дает возможность обнаружить устойчивые способы поведения персонажей (участников), но и по ходу тренинга попробовать их поменять, запуская тем самым и изменения в своей реальной жизни. А проживаемые в процессе тренинга эмоции, которые вполне себе не сказочные, а реальные, становятся неотъемлемой частью личного опыта.
Несколько слов о самом тренинге.
Тренинг проводится на протяжении двух дней, создавая эффект погружения.
Сначала участникам предлагается выбрать сказку, а затем персонажа в ней. Как показывает опыт проведения тренинга выбор и сказки, и персонажа всегда не случаен. Он обусловлен жизненной ситуацией, в которой находится человек, и его состоянием. Далее участникам предлагается проанализировать персонажа по предлагаемым ведущими тренинга критериям. Сначала участники это делают самостоятельно, а затем обсуждают со всей группой. И в этом моменте образ персонажа становится богаче, приобретает новые грани и смыслы. В чистом виде группаналитический процесс отзеркаливания. Только в классическом психотерапевтическом процессе это может быть очень болезненно, потому что обращение напрямую обнаруживает уязвимость. Размышления же о персонаже воспринимаются менее лично направленными, участник всегда может отметить, что ему откликается, а что нет. Удивительно, насколько разными могут быть одни и те же выбранные персонажи! В одном из тренингов у нас оказался Колобок размером с клубок, которого можно и не заметить, и Огромный Колобок, разрушающий все на своем пути.
Следующая процедура тренинга заключается в том, что ведущие конструируют ситуацию, которая бы помогла каждому участнику понять и проработать болезненные и проблемные моменты, проявившиеся на стадии работы с персонажами, «увидеть» устойчивые поведенческие паттерны в действии и попробовать начать использовать новые, как будто бы обнаруживая и тренируя «новую мышцу психики».
Основная работа происходит с закрытыми глазами. Это позволяет погрузиться в мир фантазии и воображения, что развивает образное мышление, дает возможность свободному творческому самовыражению и экспериментированию.
«Представьте себе, вы, Волк, конь Юлий, Карлсон, Кощей, Василиса Премудрая, Волк, Колобок, Мачеха, Балда сидите за длинным столом, который стоит в тени раскидистого дуба. На столе перед вами чайные пары, приборы, фарфоровый чайник… Во главе стола сидит элегантно одетый мужчина средних лет с безумным взглядом… Ваши действия…».
И вот тут сказка разворачивается. Но это не значит, что все идет как идет… Даже в сказке есть реальность, которая позволяет чему-то происходить, а чему-то нет. И роль реальности на себя берут ведущие, которые обратной связью дают возможность участникам чувствовать ткань реальности. Например, Василиса Премудрая произносит заклинание, чтобы изменить ход вещей, но… ничего не происходит… волшебство не работает… И нам надо как-то принять этот факт, как факт реальности.
Увы, сказка когда-то заканчивается… И даже ведущие с самого начала не всегда могут предсказать чем. Для них это тоже творческий процесс.
Завершающим этапом тренинга «Группанализ сказки» является обсуждение игровой ситуации в кругу, где участники делятся впечатлениями о совместном опыте, переживаниями и открытиями.
Зная основные принципы группанализа, имея опыт участия в группе, интуитивно понятно как этот метод обогащает работу со сказкой в таком тренинге.
И народная сказка является результатом совместного творчества людей; и возникающая в каждом тренинге новая сказка – тоже результат совместной работы конкретной группы (вполне себе имеющий право на самостоятельную сказку). Так же как и история каждой группы в группанализе уникальна.
Участники и в группе, и в сказочной ситуации взаимодействуют наиболее свойственными им способами, сталкиваясь с последствия своих действий, узнавая новое и о себе, и о других, проводя параллели со своей жизнью. Это «переходные пространства», где ты не только живешь, но и размышляешь о своей жизни, меняясь в процессе.
Как в группе, так и тренинге приобретается опыт воспринимать себя объемно, в системе взаимоотношений с другими и с миром.
Вот так, решившись на двухдневное путешествие часто с незнакомыми людьми, открываешь себя, других, мир; понимаешь как тебе там, где ты сейчас и куда двигаться дальше. А сказка и группанализ – это два метода, которые органично помогают на этом пути.
Записаться на тренинг можно на нашем сайте: https://www.gruppanaliz.ru/psyskazka