1 марта 2024 года на заводе «Адмиралтейские верфи» (входит в ОСК) был поднят флаг на судне проекта СТ-192 — большом морозильном рыболовном траулере (БМРТ) «Капитан Мартынов». «Капитан Мартынов» является уже четвертым в серии траулеров. Головное судно – траулер «Капитан Вдовиченко» передан заказчику летом 2022 года.
Новая линейка траулеров представляет самые крупные и технологически насыщенные российские рыбопромысловые суда. Они рассчитаны на ежегодный вылов 60 тысяч тонн рыбы, что в 2,5 раза превышает производительность судов, которые сейчас находятся в эксплуатации.
«Медиапалуба» показывает, как устроен устроен большой морозильный траулер проекта СТ-192.
Содержание
О проекте
Заказчиком серии выступает «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). Проект СТ-192 основан на концепте ST-192RFC норвежского бюро Skipsteknisk. Технический проект разработан «Морским инженерным бюро», созданием рабочей конструкторской документации занимается КБ «Вымпел».
Сейчас на «Адмиралтейских верфях» продолжается активное строительство на стапеле пятого и шестого БМРТ — «Капитан Юнак» и «Механик Щербаков». Траулеры «Капитан Вдовиченко», «Механик Маслак», «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов» уже переданы заказчику.
Всего «Адмиралтейские верфи» построят для РРПК десять аналогичных судов. Проект строительства траулеров реализуется как часть государственной программы инвестиционных квот. Ее цель — обновить отечественный рыбопромысловый флот и повысить эффективность освоения ценных биоресурсов.
Еще один траулер проекта СТ-192, «Владимир Лиманов», построен за рамками программы на верфи Tersan и уже введен в эксплуатацию.
Главные размерения судна – длина 108.2 метра, ширина – 21 метр и максимальная осадка – 9.03 метра.
Промысел обработка и хранение
Мощности рыбоперерабатывающей и мукомольной фабрик траулеров проекта СТ-192 позволяют заготавливать 260 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно. Вместимость грузовых трюмов — 5620 кубометров.
На судне есть не только оборудование для переработки и заморозки рыбы, ее хранения и транспортировки в порт, но и для получения рыбьего жира, икры минтая, фарша и рыбной муки. Рыбий жир предварительно хранится в выделенных корпусных цистернах и используется как топливо для паровых котлов. Также предусмотрена возможность сброса масла в трампер.
За промысел отвечает современное траловое оборудование и средства механизации орудий лова. Вылов обеспечивается при помощи одиночного трала при использовании большого пелагического и полупелагического трала. Всего установлены две траловых линии, две траловых (ваерных) лебедки тяговым усилием 60 тонн каждая с системой рекуперации, которая позволяет накапливать энергию во время спуска трала и использовать ее при подъеме.
Рыбоперерабатывающая фабрика от датской фирмы Carsoe позволит перерабатывать на борту до 500 тонн рыбы.
Минтай будут обрабатывать параллельными процессами: одновременно запускается производство филе и сурими, обезглавливание и потрошение.
Предполагается полуручная обработка на конвейерных лентах с ручной укладкой коробок в трюм во время разгрузки с использованием грузовых сетей. Фабрика оснащена автоматизированными станциями сортировки и взвешивания обезглавленного минтая и сельди. Упаковка продукции также автоматизирована.
Продукция замораживается в морозильных камерах пластинчатого типа и хранится в брикетах при температуре –28 °C в морозильных грузовых трюмах. Непотрошеную или филетированную сельдь хранят в морозильных грузовых трюмах.
Прилов и рыбьи потроха используют для производства рыбной муки и рыбьего жира. Рыбная мука хранится в мешках весом по 40 килограмм в трюме рыбной муки при температуре 0–10 °C. Для ее работы применяется пар из котла, в котором используется рыбий жир в качестве топлива и остаточное тепло выхлопных газов. Кроме того, РМУ обеспечит повышенный коэффициент выхода муки за счет дополнительного восстановления белка из подпрессовой жидкости.
Чтобы обеспечить бережное обращение с биоресурсом, установлена система взвешивания улова. Так удастся учитывать выловленный объем и исключить его последующий сброс — это поможет сохранять популяцию рыбы.
На траулере имеется и отдельная линия упаковки продукции.
Энергетическая установка
В качестве главного двигателя на судне установлен дизельный V-образный 14-цилиндровый двигатель мощностью 8120 кВт, приводящий в действие винт регулируемого шага диаметром 4,3 метра через редуктор с частотой 100–135 об/мин.
- Посмотреть категорию Судовые двигатели13 продуктов
Электроэнергетическая установка включает в себя два дизель-генератора мощностью 1460 кВт и 1880 кВт и аварийный дизель-генератор мощностью 240 кВт.
Также траулер оснащен инновационной электроэнергетической установкой с «плавающей» частотой электросети. Она позволяет в режиме траления эффективно использовать валогенератор на сниженных оборотах главного двигателя. В состав тралового комплекса входят электрические ваерные лебедки: за счет них можно рекуперировать энергию и перенаправлять ее на нужды основного производства и общесудового потребления, что снижает расход топлива.
Управляемость обеспечивается рулевым устройством. Механизм приводится в действие электрогидравлическим приводом при помощи двух насосов. Для работы руля используется рулевая машина с крутящим моментом 604 кНм. На судне устанавливается одно носовое подруливающее устройство тоннельного типа с электроприводом мощностью 950 кВт с диаметром винта 1750 мм.
Траулер может развивать скорость до 16 узлов и оставаться в море до 45 суток.
Палубное оборудование
На палубе расположены два грузоподъемных крана: кормовой и в средней части судна. Комплектация оборудования учитывает сложные климатические условия, поскольку траулеры серии будут работать в водах северных морей. Поэтому электромоторы палубных кранов имеют противоконденсатный обогрев, а масляные емкости — управляемый термостатом электроподогреватель мощностью 500 Вт.
Кормовой кран со складывающейся стрелой используется в качестве рабочего во время промысла. Его грузоподъемность составляет 8 тонн при вылете 8 метров и 5 тонн — при 14 метрах. Управляется беспроводной портативной панелью.
Палубный кран в средней части судна также используется во время промысла. Его грузоподъемность составляет 8 тонн при вылете 17 метров. Кран обеспечивает подъем для снятия траловых сетей с берега, оборудован подводом для подключения системы гидравлики погрузчика. Судовые краны и лебедки различного типа — все марки Seaonics.
Аварийно-спасательное и противопожарное оборудование
Две дежурные шлюпки производства Palfinger вместимостью шесть человек установлены на палубе второго яруса, они оснащаются водометным движителем. Подъем и спуск осуществляется гидравлическим спуско-подъемным устройством.
На судне есть восемь спасательных плотов спускаемого типа вместимостью 35 человек и три — сбрасываемого типа вместимостью 25 человек. Плоты поставляются фирмой Viking. Спуск плотов осуществляется электрическими кран-балками грузоподъемностью не менее 3 тонн.
За поставку систем пожаротушения на суда проекта СТ-192 отвечает петербургская компания «Рунитор». В машинном отделении траулера стоит система углекислотного пожаротушения высокого давления «СОМ». Она предназначена для тушения пожаров объемным способом в машинных, котельных и насосных отделениях, помещениях аварийных дизель-генераторов и пожарных дизель-насосов, в сухогрузных и рефрижераторных трюмах, кладовых.
Дополняет систему «СОМ» система водяного пожаротушения локального применения «Спрут» (пожаротушение водяным туманом). Фактически это современный аналог спринклерной системы.
- Посмотреть категорию Оборудование для пожаротушения7 продуктов
На камбузе судна установлена отдельная система пожаротушения фритюрницы. Система изолирована от сети трубопроводов и имеет собственный узел управления. При возгорании система активируется путем открытия узла управления и распыляет воду под высоким давлением для тушения пожара.
Средства связи и навигации
На мостике традиционно располагаются системы и пульты управления средствами навигации и связи. Приборы поставляют бренды Furuno, Transas и другие.
Интересна система автоматического удержания курса и траектории (авторулевой) АР5000 от компании «Навис». Она реализована на цифровой базе, которая, по словам разработчиков, снижает рабочую нагрузку на оператора, увеличивает эффективность удержания судна на курсе, повышает безопасность судовождения и экономические показатели расхода топлива по сравнению с ручным режимом управления.
Вместо привычного для устаревшего флота монохромного дисплея здесь установлен высококонтрастный антибликовый цветной экран высокого разрешения с диагональю 6,5 дюйма и углом обзора 150°.
За измерение метеорологических данных отвечает судовая метеорологическая станция «Перископ-М» от петербургской НПК «Морсвязьавтоматика». Оборудование предназначено для измерения с помощью метеорологического датчика климатических характеристик окружающей среды. Экипаж получает визуализированную сводку параметров на экран устройства.
Поиск рыбы и контроль траловых операций ведется с помощью гидроакустических и телевизионных рыбопоисковых приборов. В комплекс рыбопоискового оборудования входит многолучевой эхолот и низкочастотные сонары Simrad, датчик перемещения MRU, система контроля параметров трала, электронная картографическая система.
Размещение и условия для экипажа
Судно рассчитано на работу 40 человек экипажа и 99 человек служебного персонала. Члены команды размещаются в комфортабельных одно- и двухместных каютах, для работников фабрики предусмотрены одно-, двух- и четырехместные каюты. Всего около 70, каждая оснащена отдельным санузлом.
На судах проекта СТ-192 предусмотрены раздельные кают-компании для командного состава и остального экипажа с зоной самообслуживания, комната отдыха экипажа, а также все необходимые медицинские, санитарно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с требованиями санитарных правил для судов промыслового флота. Кроме того, на судне имеется кинозал и тренажерный зал с сауной.
Чтобы экипажу было комфортно при неполной загрузке судна, предусмотрен успокоитель качки пассивного типа. В качестве жидкости в системе используется дизельное топливо.
За обустройство внутренних помещений отвечала компания Мэритайм Монтеринг Рус. В частности, компания поставила мягкую и камбузную мебель, которая изготавливается с использованием инновационных технологий и высококачественных материалов.
Сушильные шкафы, камбузную мебель и оборудование для камбуза: плиты, пароконвектоматы, кофеварки, фритюрницы, овощерезки морского исполнения, также поставила Мэритайм Монтеринг Рус.
По словам компании, каждая деталь тщательно продумывается, чтобы обеспечить максимальный комфорт.
Кресла повышенной комфортности позволяют адаптировать мебель к индивидуальным потребностям каждого человека. Стулья для столовой с возвратно-поворотным механизмом, позволяют раз и навсегда забыть о креплениях по-штормовому на цепочке. Каждая деталь камбузной мебели спроектирована с максимальным вниманием к практичности, надежности и компактности, чтобы максимально эффективно использовать доступное пространство и обеспечить удобство в работе.
Корпуса «Капитан Вдовиченко» и «Механик Маслак» специалисты оснастили композитной мебелью. Основной материал — облегченная фанера из тополя, влагостойкая, долговечная, способная выдерживать большие перепады температур и множество циклов обработки, устойчивая к воздействию химических веществ и при этом легкая. Так, двуспальная кровать с двумя выдвижными ящиками и трапиком весит всего 101 килограмм.
Перспективы
В «Русской рыбопромышленной компании» считают задачу обновления промыслового флота одной из приоритетных. Новые траулеры приходят на смену стареющим судам, и как отмечают в РРПК, они гораздо более эффективны с точки зрения промысла и производства. Не менее важно, что подобный флот олицетворяет концепт, когда судно признается не просто рабочим транспортом, а становится комфортным и безопасным местом пребывания для моряков.
В глобальном смысле серия СТ-192 знаменует переход отечественного рыболовецкого флота к эпохе безотходной переработки и соответствия современным требованиям экологичности на промысле.