Найти тему
Steinvard

Откуда пошёл запрет на использование телефона в самолёте?

Оглавление
Фото: Christina Spoerer / Unsplash
Фото: Christina Spoerer / Unsplash

Безопасность полётов находится в приоритете, и потому для снижения рисков делается всё возможное. Запрет на использование мобильных телефонов во время полёта — один из способов снизить вероятность негативных последствий. Но имеет ли этот запрет отношение к реальности, может ли мобильный телефон навредить бортовым системам самолёта и почему этот запрет вообще возник?

Появление запрета

Первые мобильные телефоны начали появляться ещё в 1970-х годах, и в 1991 году Федеральная комиссия по связи США запретила их использование в самолётах, ссылаясь на угрозу создания помех радиосвязи между пилотами и диспетчерами. А по данным Управления гражданской авиации Великобритании, мобильные телефоны могут влиять в том числе на навигационное оборудование.

Запрет быстро распространился среди авиакомпаний по всему миру и совпал с началом массового распространения мобильных телефонов. Чтобы доказать негативное влияние мобильной связи на бортовые системы, проводились различные исследования, но однозначные выводы сделать так и не удалось. Одни исследования не выявили воздействие мобильной связи на авиационные приборы. Согласно другим исследованиям, в определённых ситуациях мобильная связь всё же способна оказать некоторое влияние на оборудование самолёта.

Запрет и реальное положение дел

На практике пассажиры регулярно используют мобильную связь в самолёте, и это не приводит к катастрофам. Например, это подтверждают работники гражданской авиации, среди которых бортпроводники сообщают об отсутствии серьёзного вреда для оборудования самолёта, хотя в то же время пилоты говорят о том, что большое количество телефонов с включённой мобильной связью может создавать помехи для бортовых систем, что совпадает с позицией британского управления гражданской авиации.

Однажды было проведено исследование, призванное проверить, используют ли пассажиры мобильную связь во время полёта, несмотря на запрет. И если используют, то как часто. Для этого исследователи поместили в самолёт специальную аппаратуру, которая отслеживала сигналы, исходящие от мобильных телефонов. Оказалось, что среди пассажиров практически всегда есть те, кто игнорирует этот запрет.

Современные правила и ограничения

Несмотря на отсутствие убедительных доказательств опасности использования мобильной связи в самолёте, ограничения на использование электронных устройств во время полета существуют до сих пор. Разные авиакомпании имеют свои правила, которые могут существенно отличаться. Например, правила Аэрофлота разрешают использование телефонов только в том случае, если они переведены в режим полёта, когда все функции беспроводной передачи данных отключены. Что касается Bluetooth, компания допускает его использование только на воздушных судах определённых моделей.

В то же время Агентство безопасности полетов Европейского союза ещё в 2014 году разрешило использование портативных электронных устройств на протяжении всего полёта без необходимости переводить их в автономный режим, хотя окончательное решение остаётся за авиакомпаниями, которые могут руководствоваться своими правилами, сохраняя прежнее ограничение.

При этом просьба бортпроводников не использовать телефоны и прочую электронику во время руления, взлета, набора высоты, снижения и посадки связана уже с безопасностью пассажиров, так как во время этих этапов необходимо быть готовым отреагировать на нештатную ситуацию без промедления. Ещё одна причина — это уменьшить вероятность того, что во время нештатной ситуации какие-либо незакреплённые вещи, такие как смартфоны и ноутбуки, полетят по салону самолёта и врежутся в одного из пассажиров.

Телефон — не угроза

Таким образом, запрет на мобильную связь в самолёте — это скорее мера предосторожности, чем реальная угроза. Но так как безопасность в авиации находится на первом месте, то этот запрет сохраняется, чтобы постараться исключить создание помех мобильными телефонами и прочими средствами связи на авиационные приборы.

На практике современная электроника самолёта имеет защиту от помех, а современные мобильные телефоны не способны создавать достаточно серьёзные помехи, чтобы это угрожало бортовым системам. Поэтому от того, что люди постоянно забывают включать режим полёта или просто игнорируют это требование, с самолётами ничего не случается, кроме возможного загрязнения радиоэфира, что может мешать пилотам во время радиопереговоров, поскольку мобильный телефон, не переведённый в режим полёта, будет беспрерывно искать базовые станции в том числе на высоте около 10 километров.

Что касается реальных угроз, не существует ни одного подтверждённого случая, когда мобильный телефон мог бы стать причиной негативных последствий и привёл бы к катастрофе. Если бы мобильные телефоны действительно создавали угрозу для самолёта, их бы требовали сдавать перед посадкой на борт. Поэтому запрет на использование телефона в самолёте — это что-то вроде обязательной рекомендации, которая существует на всякий случай.