Где: Тверская область, Бологовский р-н, деревня Заключье
Как добраться: оптимально - на машине, любым способом, который предложит вам ваш навигатор
Про усадьбу в Заключье написано и снято много всякого бреда, причем такого, что даже повторять не хочется. Но кое-что приведу, чтобы был понятен масштаб:
- у архитектора была страшная / мрачная / грязная (нужное подчеркнуть) тайна , поэтому он забрался из Петербурга в такую глушь;
- навсегда покидая Россию после Революции 1917 года, архитектор проклял свою усадьбу и всех революционеров до седьмого колена;
- в усадьбе располагался туберкулезный диспансер, где умирали пациенты, поэтому теперь в руинах обитают призраки;
- в усадьбе спрятаны сокровища.
И несть числа подобным конспирологическим теориям.
На мой взгляд, единственная причина, по которой судьбу усадьбы в Заключье действительно можно признать злополучной, состоит в том, что она не признана объектом культурного наследия, не имеет охранного статуса (во всяком случае, я ее ни в каких официальных списках не нашла), никто ею не занимается, не охраняет, не реставрирует. Сейчас усадьба в частной собственности и медленно, но верно гибнет в Тверских лесах.
Хотя усадьба чрезвычайно популярна у самостоятельных путешественников, любителей заброшек, а также у всяких, прости Господи, охотников за привидениями, паранормальными явлениями и прочей чертовней, никакой реальной выгоды самой усадьбе от популярности нет. Шуму в интернете много - внимания чиновников и государства - ноль.
Вообще это совершенно удивительно, но усадьба в Заключье - можно сказать, одна из жемчужин русской архитектуры начала ХХ века, творение рук знаменитого архитектора А.С. Хренова - встречается далеко не во всех справочниках или краеведческих пособиях по Тверской области, и фактов о ее истории крайне мало.
Начнем с автора усадьбы и затем перейдем к рум-туру.
Александр Сергеевич Хренов родился в 1860 году в Петербурге. Его отец был землемером, выходцем из деревни Ветошкино. Родной брат - Михаил Сергеевич Хренов также был художником.
В 1884 году Александр Сергеевич окончил Петербургскую Академию художеств, получив звание классного художника 1 степени. 1 степень присуждали, если во время обучения учащийся удостаивался Большой золотой (или первого достоинства) медали. Кроме того, выпускник получал чин девятого класса и основание получить содержание пенсионера для совершенствования за рубежом.
В дальнейшем он был преподавателем в рисовальной школе "Общества поощрения художеств", был членом правления Общества русских акварелистов и одним из учредителей общества им. А.И. Куинджи.
В Петербурге по его проектам построено или перестроено более 30 совершенно изумительных зданий. Вот некоторые из них.
Доходный дом А.С. Хренова, Таврическая, 17.
Доходный дом А.С. Хренова, Таврическая, 5. Кстати, в недавней экранизации романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" именно этот дом играет роль дома, где находится та самая нехорошая квартира, в которой жили Берлиоз и Лиходеев, а в дальнейшем Воланд со всей свитой. Когда Мастер идет на разговор к Лиходееву, он заходит в арку этого дома.
Доходный дом М.Ф. Щегловитовой, Таврическая, 11.
Доходный дом А. К. Савина, Невский, 140.
Доходный дом С. В. Муяки, Восстания, 18 / Ковенский, 17.
А.С. Хренов был лично знаком с членами императорской семьи. Для Великого князя Николая Николаевича (младшего) он построил дворец. Сегодня здесь Дворец бракосочетания №3 и Представительство президента РФ.
Дворец великого князя Николая Николаевича младшего, Петровская наб. 2, к. 1.
В Петербурге ходила шутка, что мол есть дом, который построил "хренов" архитектор, и это даже на доме написано. Правда, в случае Александра Сергеевича, это действительно просто шутка и не более. До сих пор дома, построенные по его проектам, притягивают туристов, туда водят экскурсии и, как видите, даже снимают в кино.
По заказу Николая II А.С. Хренов выполнил серию акварелей "Царская охота". А Великий князь Николай Николаевич (младший) коллекционировал его работы.
В усадьбе "Заключье" А.С. Хренов разводил рысистых лошадей. По некоторым данным, он и подписывался как "конезаводчик Хренов".
После Революции 1917 года Александр Сергеевич год оставался в Петрограде, а затем с женой и сыном Борисом уехал на Дальний Восток. Во Владивостоке в 1919 году прошла персональная выставка его акварелей. В 1919 году он уехал в Китай, жил в Харбине и Шанхае. Некоторое время жил в Чикаго. В 1924 году его акварели были выставлены в галерее "Anderson" в Нью-Йорке. С 1925 года жил в пригороде Парижа, где и умер в 1926 году. Похоронен на кладбище Кремлен-Бисетр.
У Александра Сергеевича было четверо детей. Три сына - Дмитрий, Сергей и Борис. И дочь - Илария.
Сергей Александрович Хренов погиб в 1917 году. Судьба Иларии Александровны неизвестна. А Борис и Дмитрий перебрались в Америку.
Особенно интересна история семьи Дмитрия Александровича Хренова. Он с женой Юлией и сыном Дмитрием (Джеймсом) сначала уехал на Аляску, где оба супруга работали первое время в бюро по делам индейцев, а затем до 1931 (или по другим данным - до 1933) года преподавали в местной школе, собирали индейский фольклор, принимали участие в строительстве церкви. Сын Джеймс увлекся работой с деревом: мастерил индейские луки и модели парусных судов.
В начале 1930-х годов семья перебирается в Сиэтл, где Джеймс познакомился с капитаном в отставке, который стал учить его судостроению. В 18 лет он получил приз за модель парусника, который позже сняли в фильме "Мятеж на Баунти".
В годы Второй мировой войны Джеймс работал переводчиком в порту Сиэтла, откуда отправляли грузы по ленд-лизу во Владивосток. Из этого можно заключить, что он хорошо владел русским языком.
В 1947 году Джеймс с матерью перебрались в Европу. В дальнейшем он жил в Швеции. Джеймс Кренов (так он писал свою фамилию) читал курсы по деревообработке во многих учебных заведениях по всему миру. Он так говорил о себе:
"Я объездил весь мир, чтобы рассказать о своей работе".
"Это были не торжественные мероприятия - просто людям было интересно пообщаться с мастером. Я известен как парень, который всегда интересуется тем, что одновременно красиво и полезно."
Джеймс Кренов стал автором нескольких книг: "Записная книжка краснодеревщика" (Studio Vista. 1976), "Изобразительное искусство краснодеревщика" (The Fine Art of Cabinetmaking. Studio Vista. 1977), "Непрактичный краснодеревщик" (The Impractical Cabinetmaker. Van Norstrand Reinhold. 1979.
В интервью журналу Fine Woodworking в 2003 году Кренов сказал, что он хотел бы, чтобы его запомнили "...как упрямого старого энтузиаста" ("As a stubborn, old enthusiast.").
Джеймс Кренов умер в 2009 году в Форт Брэгг, Калифорния, в 88 лет.
UPD. Подписчик поделился ссылкой на сайт, посвященный Джеймсу Кренову: https://thekrenovarchive.org/bio/.
Автотуризм с детьми, спасибо!
А теперь приглашаю вас прогуляться по Той Самой Усадьбе.
Я приехала в Заключье не в самое лучшее время - 9 марта. День выдался морозный, а несколько предыдущих дней было очень тепло. Из-за этого снег был покрыт тонким слоем невероятно скользкого льда, ходить по которому без риска сломать ногу или свернуть шею, было проблематично. Так что ни по деревне я толком не погуляла, ни к озеру не спустилась.
Было пасмурно, фото получились не слишком яркие.
Фасады снаружи выглядят так:
Веранда снаружи:
Веранда изнутри:
Что-то вроде зимнего сада:
Усадебный дом построен по проекту А.С. Хренова в начале ХХ века. Дом асимметричен, имеет три этажа и изнутри значительно больше, чем снаружи. Судя по более или менее свежей кирпичной кладке и подлатанной крыше, усадьбу пытались ремонтировать, но дальше попыток дело не продвинулось. Захожу внутрь через веранду. Летом можно зайти с центрального входа, но 9 марта лестница центрального входа заледенела, а я воспользовалась любезно выбитым окном.
Первый этаж:
Посмотрите, какой нереально красивый потолок!
Без слова из трех букв - никуда:
Останки голландской печи:
Еще гуляем по первому этажу:
Убогая кафельная плитка на стенах сразу наталкивает на мысль о том, что здесь была какая-то больничка:
Поднимаюсь на второй этаж:
Печальные интерьеры второго этажа:
Голландская печь на втором этаже:
Идем на третий этаж. В советское время в здании усадьбы располагались пионерский лагерь, а затем - туберкулезная больница. На третьем этаже, скорее всего, были палаты, где лежали больные.
Санузел:
Богом забытая тумбочка:
Эркер изнутри:
Вот эта голубая ширма закрывала лестницу на чердак:
Была в усадьбе и винтовая лестница. Ее благополучно вырезали и сдали на металлолом. А когда-то она была такой:
Чердак. Здесь хозяйничают голуби:
Переплетения лестниц:
Погреба:
Заброшенный жилой домик вблизи усадьбы:
Какая-то хозяйственная постройка:
Раньше напротив усадьбы стояли скульптуры. Их тоже украли или просто разбили, уничтожили. А были они такими:
Я специально не вникала в историю усадьбы до поездки, чтобы на мои собственные впечатления ничто не повлияло. Усадьба очень красивая и завораживающая, но жутковатая, как будто и правда происходило здесь что-то нехорошее. Да и происходило наверняка. Столько лет здание не используется - кого и чего здесь только не было. И без привидений вариантов море. Да я бы нисколько не удивилась, если бы здесь находился не туберкулезный, а психиатрический диспансер, или даже интернат.
В общем, если вы любите что-то жутковатое, но красивое, или жутко заброшенное, или красивое до жути, или красивое и заброшенное - в Заключье вам самое место!
Использованные источники:
- Памятники архитектуры Тверской области, книга 2, Тверь, 2002, с. 131-132
- Бологое: Пособие по краеведению, Составитель О. Копьёва. Вышний Волочек, 2000
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜