В СССР с начала 70-х годов шла активная пропаганда переработки вторичного сырья. Постоянно публиковались такие факты, как: «54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяет сохранить одно дерево»; «использование 20 тонн макулатуры сохраняет от вырубки 5 га леса». Вывешивались лозунги: «лес наше богатство» и другие. За сданные вторичные ресурсы выплачивалось вознаграждение, правда, очень незначительное и на талоны можно было приобрести какие-то товары.
В различных городах СССР, по крайней мере, областного значения создавались приёмные пункты вторсырья «Стимул». И в настоящее время в ряде городов России есть магазины «Стимул» по сбору вторсырья. Или есть передвижные комплексы по сбору вторсырья. Вот проходил мимо и сделал фотографию такого пункта.
В приёмные пункты «Стимул», граждане могли сдавать макулатуру, тряпки, металлолом. Как уже писалось, за сдачу вторсырья выплачивались незначительные суммы денег, и сдатчиков было не много.
И вот, в СССР было принято интересное решение. В 1974 году стали продавать востребованные художественные книги на сданную макулатуру. После единовременной сдачи 10 кг макулатуры выдавался талон для приобретения книги. Купить её можно было только после сдачи 20 кг макулатуры за один том. Ещё раз хочу уточнить: талон давал право купить книгу! Выдавался талон и при последующей сдаче дополнительных килограммов на талон наклеивали марки.
Среди первых книг, продававшихся за такие талоны, были «Женщина в белом» У. Коллинза, «Похитители бриллиантов» Л. Буссенара, серия «Проклятые короли» М. Дрюона, книги А. Дюма. По этому поводу в середине 1970-х годов был анекдот: спускается по трапу прибывшего из Африки самолета чернокожий гражданин с огромным тюком макулатуры. Его спрашивают: «Зачем это привезли?» «Как зачем? — недоумевает он. — Говорят, у вас за 20 килограммов макулатуры можно купить белую женщину». (Имелся в виду роман У. Коллинза «Женщина в белом»).
Если художественная книга была в двух томах — то нужно было сдать 40 кг макулатуры. А за трёхтомник А. Дюма 60 кг. Уже в 1975 году в СССР для обмена на абонементы выпустили около 4 млн. книг, на печать которых израсходовали 2000 тонн бумаги, а собрали свыше 60 000 тонн макулатуры. В то советское время все члены моей семьи собирали и сдавали макулатуру, чтобы потом можно было купить книгу. Моя семья по таким макулатурным абонементам (талонам) смогла приобрести практически все издания А. Дюма и многие другие книги, которые я читал с большим удовольствием.
В начале, талоны были название книг, они были достоинством в 5, 10 и 20 кг и разного цвета. Недостаточно было 20 кг, надо было ещё разномастные талоны поменять на один — 20-ти килограммовый. И они в наличие были далеко не всегда. В дальнейшем надо было ждать момент, когда нужная книга появится в соответствующем отделе книжного магазина. Как правило, один – два магазина в областном городе продавали такие книги. И купить нужную книгу не всегда удавалось. В начале «макулатурно-книжной» кампании был большой ажиотаж. Люди отстаивали громадные очереди, иногда записывались чуть ли не ночью. Находились инициативные люди, которые вели по фамильные списки.
Через некоторое время появились талоны с указанием конкретной книги. Эти талоны были союзного значения, т.е. распространялись на территории всего Советского Союза. На талоне было обозначение: «Союзглавторресурс». Однако в ряде крупных городов выпускались и свои талоны, например на книги в Ленинграде и на вторсырьё в Москве. На талоны вторсырья можно было купить, только после сдачи определённого количества килограммов тряпок или другого вторичного сырья, некоторые вещи, например, кубик Рубика или магнитофонную кассету.
Внешний вид талонов время от времени менялся. У них был строгий срок действия. Талоны пытались приравнять к ценным бумагам. Они были номерные, а на обратной стороне у них имелась надпись: «Подделка абонемента карается законом».
Продаваемые таким образом художественные книги были дефицитом, т.е. их невозможно было купить в свободной продаже. И «чёрный рынок» сразу отреагировал. Такие абонементы (талоны) можно было купить у жуликов от одного до пяти рублей за талон, в зависимости от востребованности книги. А уже сами книги продавались на так называемых «барахолках» в разы дороже. С 1974 по 1980 годы в стране было выпущено двадцать четыре миллиона экземпляров макулатурных книг. В конце 80-х ХХ века «макулатурное движение» стало затихать, но ещё в 1990 году можно было сдать макулатуру в обмен на абонемент (талон) для покупки книги.
Вполне возможно, что в теме талонов вторсырья СССР я что-то упустил. Информация о данных талонах разрозненная и её не так много. И возможно кто-то составит каталог по этим талонам и обогатит раздел тессеристики.