Итак, продолжу. Это моя мама на довоенном фото. Пожалуй, начну с эпизода её впечатлений о начале жизни депортированных. Семьям разрешено было взять с собой самое необходимое: одежду, хозяйственную утварь, продукты в дорогу. Известно, много не возьмёшь. Дом с нажитым был покинут. Местные быстро растащили всё что можно и нельзя. Но дело не в этом. Немецкие семьи были многодетными, женщины исключительно домохозяйки, многие едва говорили по-русски. По прибытии в пунт назначения мужчин забрали в "трудармию", женщин расселили по глухим деревням с детьми малыми да подростками. Продуктовые запасы быстро закончились. Приходилось менять вещи на продукты. Вот два разных примера из маминых воспоминаний.
Пример первый.
Многодетной матери уже нечем было кормить ребятишек, на предлагаемую работу она не шла из опасения, что её сундук с пожитками будет разграблен. Надеялась на скорое воссоединение с мужем. которого так и не случилось. В итоге - голодная смерть, на которую себя обрекла. Что с детьми, о том история умалчивает.
Пример второй
Поручено было схоронить умершую маме и ещё одной "храброй" и предприимчивой немке. Обрядили ритуально, но гроб никто не собирался выделять, посему приказано было хоронить в полотне. Сначала две, получившие наряд собственноручно выкопали могилу как могли, привезли на лошади покойницу. Предприимчивая предложила раздеть труп. Мама была ошарашена таким предложением. "А ты не смотри",- молвила напарница и сделала задуманное. Правда, захоронили в холстине. Наутро , встретив мою маму, напарница похлопала себя по ляжкам со словами; "Вот, выстирала, за ночь всё высохло, мне тепло, а ей всё равно."
Вот пример выживания.людей,загнанных в жесточайшие обстоятельства.
Эпизод второй.
Маму и местную молодуху местпром отрядил сажать картофель на дальнем огороде среди леса. Выделили посадочный материал, лошадь (путь неблизкий). Приехали, принялись за работу. Голодным долго не поработаешь. Тут Линка, так звали молодуху, предлагает сварить картошки. Да как можно! Опасно! Тем более для мамы. Линка ухо не вешала, предложила почистить картошку, а очистки высадить. Мама из страха быть разоблачённой и сосланной в бОльшую глухомань,отказалась. А Линка не сдалась. Сварила-таки картошки и заставила маму есть. Да к тому же ещё сбегала на коровье стойло, подоила чью-то корову. Мама всё лето пребывала в страхе: вырастет, не вырастет картофель? Вырос! Земелька сибирская плодородная! А Линке была благодарна так, что имя её дошло до моей памяти.
Эпизод третий.
Мальчишка-немчонок, то ли дальний родственник, то ли знакомый прабабушки приходил к ним частенько поговорить по- немецки со старушкой, иногда помочь по хозяйству. Мама, конечно, подкармливала подростка. Тот тоже не остался в долгу. Пристроили его работать на молоканку. Немного щёчки разъел. Про маму не забывал, приносил ей украдкой творог прям в кармане не очень чистых штанов. Носил их на голое тело без всякой поддёвки. Но голод не тётка, да и старушке прикорм.
Эпизод четвёртый.
Зимой отправили маму за солью в очень дальний посёлок пешком. Кравчук пообещал ей за это соли. Налегке добралась до пункта назначения, а обратно-то с солью! Поначалу ещё не чувствовала усталости, да и мужичок на лошадке догнал на тракте, немного подвёз, а потом ссадил попутчицу,сказав, что сворачивает с тракта в свою деревню. Пришлось продолжить пеший путь. К Вечеру обезножила, заваливало её на спину, а соль бросить - преступление. Завиднелись огоньки поселения, до которого мама уже ползла сначала на коленях, а потом на животе. Дотянув так до первого дома, встать не смола, да и голос про.пал. Вот она смерть! Хорошо разлаялась хозяйская собака. Вышел хозяин, попытался поднять, не получилось. Сходил за женой. Еле заволокли в дом, отогрели. Переночевала, расплатилась солью и опять в путь. Спасители охали и ахали, как же ты доберёшься? Добралась!!! Кравчук дал ей дня два отдохнуть, восстановиться. Всю оставшуюся жизнь мама недоумевала, как же это она выдержала?