Вплоть до последнего времени в кино снимались безымянные животные. То есть, клички-то у них были, но зрителям они были неведомы. Помню, я искала как-то, как звали дога (на всякий случай: Потрошитель - это имя собаки-героя фильма, а не того пса, что его изображал), сыгравшего в "Зорро". Безрезультатно, хотя французский у меня свободный.
Но если мы посмотрим фильм Ланга "Женщина на Луне", мы увидим в титрах трогательную надпись: "И мышь Жозефина". Вот так зверек, который жил почти век назад, вошел в историю кино.
Ибо эта картина - это одна из первых лент о космическом путешествии, при этом она достаточно достоверна в техническом плане. Безусловно, ляпов и тут хватает (прогулки по Луне без скафандров, к примеру), но двухступенчатая жидкотопливная ракета Г. Оберта стала реальностью и ее макет действительно был запущен и поднялся на 40 км., причем половину средств на это дал сам Ланг, а половину - киностудия УФА.
Кстати, вопрос о перегрузках тоже был продуман: в фильме использованы койки, к которыми ремнями крепили себя астронавты.
Ну, а передвигаться в невесомости помогали петли, прикрепленные внутри ракеты. К слову, обратный отсчет (десять, девять, восемь...) берет начало именно в этом фильме, здесь он использован впервые.
А вот записи в бортовом журнале ведутся по старинке: от руки, перьевой ручкой.
Но простим кинематографистам некоторую наивность, тем более, что зрелищность - немаловажная вещь в их ремесле, а с этой точки зрения они с задачей справились.
Фильм поставлен по книге Теи фон Харбоу, романистки, сценаристки и жены Ланга в ту пору (в 1931 они разъехались, в 1933 развелись). Надо сказать, что о непотизме тут речи не идет, дама и вправду была талантлива. Можете в этом убедиться, прочитав ее "Индийскую гробницу" или "Метрополис" (русские переводы есть) или же посмотрев одноименные фильмы ("Метрополис", "Индийская гробница").
Сюжет был воистину захватывающим. Тут есть и козни, так сказать, теневого кабинета сильных мира сего. Эти темные личности мечтают присвоить лунное золото, наличие которого предсказал профессор Маннфельдт, и крадут его доклад. Правда, я не очень поняла, какой в этом смысл, ибо сей опус был прочитан на научной конференции еще тридцать лет назад, тем более, что перевозка драгоценного металла в космосе стоила бы астрономических денег.
Есть тут и трогательная история о космическом зайце, мальчике Густаве, обожавшем комиксы и тайком проникшем на корабль "Фрида". Кстати, о корабле. Назван он в честь Фриды Велтен, в которую влюблены два героя фильма, Вольф Хелиус и Ханс Виндеггер. И вот этому персонажу (даме), не повезло, наверное, больше всех. Почему? Мальчик в коротких штанах, гольфах и фуражке вызывает у нас ныне ностальгические чувства.
Герои-мужчины выглядели бы довольно уместно в своих кэжуал нарядах и сейчас (полубезумного профессора и плохиша Тернера в расчет не берем, это карикатурные персонажи), ибо мужская мода изменилась мало.
Но женский макияж 20-х годов с выбеленным лицом, подчеркнутыми бровями и тщательно вырисованными губами - это что-то с чем-то! Тут, как говорится, ночью встретишь - испугаешься!
Фильм немой, поэтому игра актеров немного излишне пафосна, жесты преувеличены. Но что делать, если им надо донести до зрителей эмоции своих персонажей? Зато мы видим совершенно аутентичную Германию 1920-х годов: богатые квартиры и бедные комнатушки, обеспеченных людей и работяг. Обратите внимание на сцену, когда Фрида обрабатывает пораненные руки Хелиуса. Фильм снимался в 1928-1929 гг., до внедрения пенициллина в производство еще десятилетие и любая царапина, в принципе, могла в ту пору быть смертельной.
Резюме: в свое время фильм имел успех, да и сейчас смотрится с интересом.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/