383 подписчика

ТРАПЕЗА ХРИСТИАНИНА. О том, как нужно относиться к принятию пищи.

Итак, едите ли, пьете ли,
или иное что делаете,
все делайте в славу Божию.
(1 Кор. 10: 31)

Каждый день мы принимаем пищу. По тому, как христианин относится к пище и как ее принимает, можно судить о степени его духовности.

Отец Павел Флоренский в начале ХХ века, обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, так говорил про ее отношение к пище: «Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит “вкушать”, что значит священная еда: не “вкушают” дар Божий, ни даже едят пищу, а “лопают” химические вещества. Совершается лишь животная, голая “физиологическая функция”».

Принятие пищи христианином – это принятие из рук Божиих даров, поддерживающих нашу жизнь. Поэтому отношение к пище должно быть благоговейное.

Зачем и как молиться за едой (трапезой)

Во-первых, читая молитву, мы благодарим Господа за то, что у нас есть пища.

Во-вторых, молитва напоминает, что источником нашего существования и всей жизни на земле является Бог.

Подвижник благочестия Серафим Вырицкий наставлял:

«Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено».

Поэтому и хорошо молиться перед принятием пищи.

Перед едой можно прочитать молитву «Отче наш» или строки из 144 Псалма книги Псалтирь царя Давида:

«Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения»

А после совершить благословение стола и пищи крестным знамением со словами:

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь»
Итак, едите ли, пьете ли,
или иное что делаете,
все делайте в славу Божию. (1 Кор. 10: 31) Каждый день мы принимаем пищу.

После еды православные верующие читают такую молитву:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

«Приятного аппетита» по-православному

Традиционно принято такое пожелание «Приятного аппетита» православными друг другу: «Ангела за трапезой».

В ответ принято отвечать: «Невидимо (или незримо) предстоит».

Стол наш всегда должен быть умеренным. Все святые, обычно наблюдавшие за собой, согласно говорят:

  • для насыщения нашего тела нужно совсем немного;
  • наше чрево само собой почти никогда не знает меры;
  • наше чрево иногда просит пищи даже в такое время, когда бывает пресыщенно;
  • лучше всего прекращать употребление пищи, когда позыв к пище еще не совсем прошел.
  • кто пресыщается пищей или питием, тот неспособен к духовным упражнениям.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ешь столько, сколько необходимо, чтобы утолить голод». Не ешь по похотению, но ешь, что имеешь.

Никогда, особенно за ужином, не употребляй пищи неумеренно, до пресыщения. Наша пища есть дар Божий, а все дары Божии должны быть принимаемы благоговейно, благочинно, со страхом Божиим, и употребляемы только с той целью, для которой даются. Ешь так, будто принимаешь пищу непосредственно из рук Господа, который присутствует на нашей трапезе.

Праведный Иоанн Кронштадский советовал: «Не садись за стол с возмущением какой-либо страстью твоего духа, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питие – в болезнь, а не во здравие: ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку».

Во время еды никогда не осуждай, не говори чего-нибудь греховного. Потому что оскорблять Бога в то самое время, когда вкушаешь дары Его и когда особенно нужно чувствовать и оказывать благодарность Богу, есть неблагодарность самая гнусная.

Во время еды всегда нужно рассказывать или слушать что-нибудь назидательное, что обнаруживает Божию премудрость и благость. Поскольку мы часто за столом тяжелеем и забываемся, то для удержания себя полезно вспоминать свою смерть и Страшный суд.

Праведный Алексий Мечев заповедывал: «Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной».

Кто ест умеренно и с благодарностью Богу, тот поступает праведно и богоугодно. У того в доме, может быть, и не будет избытка, но уже не будет и совершенной нищеты.

Если хочешь с еще большей пользой провести время трапезы, раздели хлеб с неимущим, введи в дом странника, напитай алчущего.

После трапезы считай себя одним из тех, которых в числе пяти тысяч чудесным образом напитал Христос. Поблагодари Его и попроси, чтобы Он не лишил тебя и пищи небесной.

Источники: "Русская Иконописная Школа" РИШ" и Московский Сретенский монастырь