Группа "Пикник" немало нашумела в последнее время в медийном пространстве. Чудом спасшиеся из кроваво-огненного ада Крокус-Сити музыканты всего через несколько дней после трагедии уже дают баготворительный концерт в помощь пострадавшим - неслыханно! Как будто мало им было первой бесовской свистопляски в Великий Пост... сатанизм... жертвоприношение... заговор... утром кровью своей умойся... Накаркал, колдун проклятый.
Сложившаяся ситуация здорово напоминает давние слова - "мракобесие и джаз". Такое чувство, будто, чем больше Шклярский и Компания пытаются ну хоть что-нибудь хорошее предпринять, тем меньше им верят. Абсурдные обвинения сыплются, как из рога изобилия. Однако люди, разбирающиеся в вопросе, знают, что травля началась еще до теракта, словно тот, кто его планировал, пытался заранее кого-нибудь обвинить. Цеплялись преимущественно к синглу "Ничего, ничего не бойся", песне с внутренним стержнем, но, если сесть и подумать, довольно безобидным содержанием.
Давайте же подумаем вместе, о чем же мог петь главный "сатанист" Всея Руси господин Шклярский Э.М.
Итак, начнем с самого начала:
Ты уже не ребенок розовый,
Ты прошел Джомолунгму, Непал и Тибет
Из этих строк можно сделать вывод, что лирический герой данного произведения - человек зрелый, притом опытный путешественник. Кстати, не факт, что путешествовал он в прямом смысле, это мог быть и путь духовных исканий; факт в том, что путь этот был долог и тернист.
Но никто, но никто, никто еще просто
Еще не сказал тебе...
Наш лирический герой - одиночка. Причем нельзя сказать, что соратники у него были, но он их потерял, ведь соратники так или иначе нас хоть раз, да поддержат. Нет, нашего героя либо с самого начала пути не поняли, либо вовсе предали, и теперь он вынужден полагаться только на самого себя. Возможно также, что соратники у него есть, но наш герой у них за старшего и потому сам должен всех поддерживать.
Давайте же оценим, что именно должен был бы сказать гипотетический соратник:
Ничего, ничего не бойся
Ни огня, ни звенящую тень
Утром кровью своей умойся,
И встряхни расцветающий день
Первые две строки даже комментировать не надо; поговорим же об остальных двух, вокруг которых возник такой кипеш. Придираются, в основном, к крови; почему-то люди видят в этом знак зла и смерти. Но как донор с определенным стажем я заявляю: кровь - это про жизнь. Вам приходила когда-нибудь СМС из центра крови: "Поздравляем, вы спасли чью-то жизнь..."? То-то же. Символом доноров является пеликан: по легенде, эта благородная птица, если ей нечем кормить птенцов, разрывает себе грудь и вспаивает их собственной кровью. Во многих верованиях кровь считается вместилищем самой жизни и даже души, поэтому к ней такое трепетное отношение. После трагедии в Крокусе люди массово шли сдавать кровь, то есть, физически отдать часть себя в пользу других. Пролить свою кровь за что-то - означает акт самопожертвования за нечто очень важное. Умыться кровью - устойчивое выражение, которое означает: а) быть сильно израненным; б) тяжко сражаться за что либо; в) приносить себя в жертву. Заметьте: герой умывается собственной кровью, а не чужой. Почему же утром? Это параллель с нашей каждодневной жизнью. Мы, вставая с постели, идем умываться водой; герой умывается своей кровью, и для него это дело такое же привычное. Можно сделать вывод, что герой в пути давно и уже выбился из сил, но каждый день, через не могу, с чудовищным напряжением воли встает и идет дальше. Возможно, с криком или страдальческим стоном, который он маскирует либо под боевой клич, либо под брань, - согласитесь, лучше уж сообщить вероятному противнику, что ты его маму в кино водил, чем скулить, как побитый пёс. И вот этот крик его и всколыхивает тихий утренний воздух.
Идем дальше.
Ты еще не ломоть отрезанный,
Хоть с утра не всегда и трезвый
Ломоть отрезанный - снова фразеологизм, означающий: а) человек, ставший самостоятельным, отделившись от семьи; б) человек, оставивший свою среду, порвавший с прежним образом жизни. В этом контексте история лирического героя обрастает трагизмом. Возможно, он потерял самых близких людей раньше, чем они успели наставить его и благословить; возможно, он тоскует по прошлой жизни, к которой уже не сможет вернуться. В любом случае, произошло это помимо его воли, он не отрекался от прошлого, его у него отняли, и все, что у него осталось, - верная фляга. Как сказал почти-что-классик: Когда мир весь перекошен, словно в кривом зеркале, изображение становится нормальным только тогда, когда посмотришь на него сквозь дно бутылки. Это, кстати, не свидетельство, что герой горький пьяница, но таковым он может сделаться, если опустит руки, сдастся и остановится.
И ничем особо не жертвуя,
И ничем особо не брезгуя
Тяготы, с которыми сталкивается наш персонаж, стали настолько ему привычны, что он уже давно не строит из себя ни героя, ни чистоплюя, он пользуется тем, что у него есть, экономит силы и не лезет на рожон просто ради красивого жеста. Он как ветеран войны, идущий в очередную, тысячную битву, и если в первый раз еще рвался грудью на дзот, то теперь им движет исключительно насущная необходимость. Как, к примеру, забрать сапоги у мертвого: ему уже ни к чему, а мне еще на Берлин идти...
Ты еще на коне, и в расцвете зла
Все мечтаешь о жизни новой
Эти строки говорят о том, что именно движет нашим героем, когда кругом мир рушится: в сердце своем он все еще лелеет надежду на лучшее будущее. Именно ради этого он продолжает бороться.
Не боишься рукою коснуться дна,
Но никто, никто не сказал тебе снова...
Зачем касаться дна? Когда ты болтаешься в водной пучине, иногда лучше всего нырнуть еще глубже, чтобы было от чего оттолкнуться и всплыть. Но до такого хода в панике не всегда додумаешься, и если наш герой не боится этого, значит, он еще сохраняет самообладание.
Третий куплет:
Так живешь, не поняв, чего ради
Каждый вечер восходит звезда
Наступает вечер, план на сегодня выполнен, и можно, казалось бы, отдохнуть, но у измученного тела свои правила, оно вопит каждым мускулом и просит пощады, не давая уснуть, цель далеко впереди кажется призрачной и вовсе недостижимой, а все усилия тщетными. И что же делает наш герой:
И в свинцовое зеркало глядя,
Сам себе говоришь иногда…
Ничего, ничего не бойся...
Одинокий, но несломленный, наш герой сам убеждает себя, что не все еще потеряно, и каждую беду можно преодолеть.
Ну, как? Много сатанизма нашли? Куда больше песня соответствует канонам романтизма - сильная личность, в одиночку противостоящая стихиям, обществу или всему миру. Каждый из нас навскидку назовет с десяток персоналий и персонажей, которым могла бы быть посвящена эта песня, как из реального мира, так и из книг, начиная с летчика Маресьева и заканчивая хоббитом Фродо. Вот только задумываться над прочитанным, увиденным и услышанным у нас как-то не принято. Мы же не на уроке русского языка, когда нас заставляли писать сочинения; сейчас, во взрослой жизни, мы скорее посмеемся над предложением проанализировать мотивацию и мораль персонажа. Куда как проще прицепиться к одной-единственной строчке, которую, к тому же, превратно понял. А иногда следовало бы и поразмыслить, ведь, когда мы что-то понимаем, мы зачастую перестаем этого бояться.
На этом всё; читайте хорошие книги, слушайте хорошую музыку и думайте почаще. Мы ведь люди, и у нас зачем-то есть мозги.