Найти в Дзене

Дальше по челябинской Кировке. Нулевая верста, почтальон, Розенбаум, Левша и другие

Доброго Вам времени суток! Продолжаем наши похождения по Челябинску! Сегодня мы пойдем дальше по пешеходной части улицы Кирова, изобилующей различными уличными скульптурами, а в прошлый раз мы остановились в том месте, где от Кировки отходит бульвар Славы, пройдя по пешеходной улице от площади Революции. Посмотрев на памятник «Добровольцам – Танкистам», а затем и на сидящего на скамейке «Ветерана», мы идем дальше. А если не читали предыдущее повествование, но интересно – читайте здесь! Итак, за спиной у ветерана нельзя не обратить внимание на комплекс зданий, построенных в стиле эклектики с элементами модерна. Старинные дома и собака Эти здания от угла с улицей Коммуны (бывшей Скобелевской) строились и перестраивались в начале XX века, в них размещались различные магазины, кондитерская, бильярдная. В 1911 году был открыт двухэтажный магазин троицкого купца М.Ф. Валеева, построенный по проекту архитектора А.А. Федорова, – крупнейшее торговое заведение дореволюционного Челябинска. Рассма
Оглавление
Фото автора.
Фото автора.

Доброго Вам времени суток! Продолжаем наши похождения по Челябинску! Сегодня мы пойдем дальше по пешеходной части улицы Кирова, изобилующей различными уличными скульптурами, а в прошлый раз мы остановились в том месте, где от Кировки отходит бульвар Славы, пройдя по пешеходной улице от площади Революции. Посмотрев на памятник «Добровольцам – Танкистам», а затем и на сидящего на скамейке «Ветерана», мы идем дальше. А если не читали предыдущее повествование, но интересно – читайте здесь! Итак, за спиной у ветерана нельзя не обратить внимание на комплекс зданий, построенных в стиле эклектики с элементами модерна.

Фото автора
Фото автора

Старинные дома и собака

Эти здания от угла с улицей Коммуны (бывшей Скобелевской) строились и перестраивались в начале XX века, в них размещались различные магазины, кондитерская, бильярдная. В 1911 году был открыт двухэтажный магазин троицкого купца М.Ф. Валеева, построенный по проекту архитектора А.А. Федорова, – крупнейшее торговое заведение дореволюционного Челябинска.

Рассматривая старинные дома, мы вновь натыкаемся на очередную скульптуру – это памятник бездомной собаке. Симпатичная такая взъерошенная собака ищет – кто бы накормил и приласкал, а может быть ждет своего хозяина, ведь эту скульптуру еще называют «Челябинский Хатико».

Нулевая верста и почтальон

Следующая композиция, более массивная, которую нельзя пройти не заметив, установлена на осевой линии Кировки. Это «Нулевая верста», от которой отсчитываются расстояния до других городов. Четырехгранную колонну с гербами Челябинска и России поместили внутри окружающих ее с четырех сторон своеобразных декоративных деревьев. Как мы знаем, именно от почты до почты издавна в России отсчитывались расстояния, вот и эта «Нулевая верста» расположена напротив здания бывшего Главпочтамта.

А здание это было построено в 1936 году в стиле конструктивизма, но реконструировано в начале нынешнего века, только сейчас в нем уже не Главпочтамт, а кассационный суд. Но о почте напоминает еще одна скульптура перед этим зданием, конечно, это скульптура «Почтальон», изготовленная на знаменитом Каслинском заводе художественного литья по эскизу Натальи Куликовой. Почтальон изображен спешащим доставить письма адресатам в униформе конца XIX – начала XX веков. И здесь можно загадывать желания, ведь почтальон держит в руке конверт с надписью: «Загадай желание, и оно исполнится».

Купеческие дома и приказчик

От «Главпочтамта» возвращаемся на Кировку и по четной ее стороне, слева по ходу нашего движения, мы наблюдаем несколько старинных двухэтажных домов, построенных еще в конце XIX века. Это все купеческие дома того времени, и не маленькие, по тем временам, принадлежащие купцам В.А. Семеину, С.Т. Шарлову, В.П. Комольцеву. Как и принято, на первых этажах этих домов размещались лавки и магазины.

В общем-то и сейчас особо ничего не изменилось, первые этажи этих домов по-прежнему занимают различные магазины и кафе. А в окружении, в большинстве своем, каменных домов, выделяется дом «полукаменный», первый этаж которого кирпичный, а второй бревенчатый, обшитый досками. Он был построен в 1897 году купцом 2-й гильдии Василием Петровичем Комольцевым, который в 1902-1903 годах занимал пост городского головы.

Фото автора
Фото автора

А дом купца И.А. Иванова, построенный тоже в 90-е годы того же века, и тоже «полукаменный» украшает еще и скульптура. На высоком крыльце установили скульптуру «Приказчика» с очень приторной улыбкой на лице. Правда, заведение, в которое призван зазывать этот приказчик, по всей видимости, уже долго не работает, видно по давно неубранному снегу. А еще это здание в начале двухтысячных полностью перестроили, но вид сохранили соответствующий.

Небоскреб среди купеческих домов

Ну куда уж тем купцам до нынешних, которые умудрились воткнуть на историческую пешеходную улицу такую громадину из стекла и бетона. Это 23-этажное здание делового центра «Челябинск-Сити», конечно, не «Москва-Сити», но является самым высоким зданием в Челябинске, его высота без шпиля – 86 метров, а со шпилем – 111 метров. Построили его в 2007 году, а по первоначальному замыслу таких небоскребов должно было быть три, они так и назывались – «Три богатыря», но воплотить эту задумку не удалось, то ли денег не хватило, то ли еще что, может быть и к лучшему – не знаю.

Фото автора
Фото автора

Черный тюльпан

Как бы кто не относился к этому современному воплощению неоконструктивизма, но пройти мимо него не заметив, просто невозможно. Однако, мы идем дальше. Небоскреб остается справа, а мы вновь обращаем наше внимание на левую – четную сторону, где расположился длинный двухэтажный дом с магазинами, построенными в конце XIX века купцами Злоказовыми. Но перед этими магазинами нас ждал сюрприз, я никак не ожидал здесь встретить памятник А.Я. Розенбауму.

Фото автора
Фото автора

Конечно, официально эта скульптурная композиция называется «Памятник воинам-интернационалистам в виде бронзового воина, очень похожего на А. Розенбаума». Может быть, не согласовали с «оригиналом» – не знаю. А кроме Александра Яковлевича, присевшего на камень в «афганке», берцах и с гитарой, рядом имеется камень с высеченным на нем началом песни «Черный тюльпан» и скульптурное изображение того самого транспортного самолета Ан-12, прозванного «черным тюльпаном». Сразу вспомнилась и песня, в исполнении Розенбаума, и ребята не вернувшиеся с войны.

На перекрестке с Карла Маркса

За памятником Александру Яковлевичу на угловом доме все того же купца Злоказова мы видим мозаичное панно, посвященное красному полководцу и маршалу Василию Константиновичу Блюхеру, который в этом доме в 1918 году исполнял обязанности председателя ревкома и начальника штаба вооруженных сил Челябинского района.

Фото автора
Фото автора

Вот так мы прошли еще один квартал пешеходной улицы, а всего их три, и выходим на перекресток с улицей Карла Маркса, в центре которого установлен большой желтый шар.

Фото автора
Фото автора

Но к нему мы еще вернемся, а пока отвлечемся немного на угловое здание, построенное в 1878 году, и теперь сильно контрастирующее с уже увиденным нами небоскребом. О принадлежности этого дома в те времена, первый этаж которого каменный, а второй деревянный с разнообразными резными изделиями, местные историки-краеведы спорят, одни говорят, что это дом З.Г. Галеева, другие – У.А. Ахметова. Кто из них прав – я не знаю.

Фото автора
Фото автора

Луна, знаки зодиака, Левша и художник

А большой желтый шар – это ни что иное, как макет Луны, точнее, такой астрономическо-астрологический арт-объект, потому что вокруг «Луны» еще вмонтировали в брусчатку 12 металлических табличек со знаками зодиака. Ну и здесь не обойтись без традиционных загадываний желаний, говорят, чтобы желание сбылось, нужно его загадать, встав на свой знак зодиака, правда, какие при этом заклинания надо произносить – я не знаю!

Кроме этого, недалеко от «Луны» разместился герой рассказа Николая Лескова Левша, подковавший блоху. Так он ее и подковывает здесь уже на протяжении многих лет.

Но и это еще не все. С другой стороны «Луны» расположился «Художник» с палитрой в руках, кисти я у него не заметил, но вместо картины перед ним установлено зеркало, видимо, задумка такая: каждый подходящий и видящий свое отражение в зеркале, должен представлять, что его портрет написал этот колоритный мастер в длинной блузе, шарфе и берете.

Здесь мы пока и остановимся, но впереди нас ждет еще один квартал этой пешеходной улицы, а там еще много интересного!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!