Цель: Способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;
Способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
Способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.
Задачи:
- Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния тенденций развития страны;
- Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
- Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
Планируемые результаты Учащиеся узнают о:
- причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
- объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
- историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
- истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;
- попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
- обстоятельствах прекращения существования СССР.
Опорные знания
Даты и события:
- 12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете России
- 17 марта 1991 г. — всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР
- 12 июня 1991 г. — выборы первого Президента РСФСР
- 19—21 августа 1991 г. — ГКЧП
- 25 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР
Имена: М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Наев.
Основные понятия и термины:
- Перестройка – последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 – 1991 гг.; политика реформирования СССР.
- Гласность – открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.
- Плюрализм – множественность мнений, взглядов.
- Путч – государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.
- «Парад суверенитетов» - провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 – 1991 гг. Демократизация – процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.
- Многопартийность – наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.
- Правовое государство – государство, в котором признается верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.
Форма: комбинированный урок
План урока: I. Организационный момент. II. Формирование мотивации и определение целей урока. III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально) IV. Изучение нового материала. V. Первичное закрепление нового материала. VI. Подведение итогов урока. VII. Домашнее задание.
Вступление
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий. - целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.
Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса. Содержание этапа:
- проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел?
«Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы.»
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН
«Тогда все хотели смены режима – получилось в итоге, что развалилась страна.»
ГАРРИ КИМОВИЧ КАСПАРОВ
Оба термина применяются в работах, посвященных этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».
Заключение
Советский Союз можно было сохранить, однако его окончательно ослабили внешние силы и внутренние процессы.
Реальных предпосылок к распаду Советского Союза не было. По мнению, многих экспертов и политиков, СССР "развалили намеренно", поскольку он, как любая социальная система, не смог бы в тот период адаптироваться к меняющимся условиям.
"Когда говорят, что социализм был не реформируемым, это просто незнание законов социологии. Незнание законов больших социальных систем. Сам по себе СССР пал, что ли? Нет, конечно, не могла погибнуть эта система. Она была настолько большая, настолько величественная и грандиозная. <...> Поэтому, конечно, она была погублена сознательно", – сказал председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов .
В свою очередь, личный переводчик первого президента СССР Михаила Горбачева Павел Палажченко считает, что СССР можно было бы сохранить в формате конфедерации с 7 или 8 республиками, которые были готовы подписать конфедеративный договор.
"Последнее предложение Горбачева о конфедеративном союзе было осуществимым. По крайне мере это гарантировало бы и единые вооруженные силы, и не надо было бы решать проблему ядерного оружия, проблему военно-морского флота и так далее", – сказал он.
Единой государство можно было бы сохранить при правильном экономическом развитии и обновленном КПСС, считает бывший председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. В то же время он отметил, что Советский Союз имел немало проблем, включая устаревшую экономику и игнорирование развития Запада.
"Надо было проводить реформы, в первую очередь в экономике: не стоять в стороне от научно-технического прогресса, менять взаимоотношения предприятий и трудящихся. Партию надо было обновлять, потому что руководство ее оторвалось от масс", – пояснил он.
Однако, считает старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин, произошедший распад был неизбежен. Активную роль в этом процессе сыграли внешние силы, отметил политолог, которые стремились ослабить СССР. В то же время он отметил, что определяющими стали внутренние процессы, которые происходили в Советском Союзе длительное время.
К распаду Советского Союза привели проблемы социалистической системы, которая к тому времени уже изживала свои ресурсы. Политики добавили, что у тогдашних элит не было достаточно политической воли, чтобы сберечь СССР от краха.