Одной из ролевых моделей в детстве являлся мой дедушка. Особенно мне нравилась его довольно богатая на выбор личная библиотека книг, что было нормально для директора школы в советское время. Летом для городского мальчика, у которого начинается аллергия, как только переступает порог дома, это было единственным занятием лета, которое было по душе. 2 полки были предназначены хобби моего дедушки: книги по генетике растений (точнее, как скрещивать разные сорта яблонь) и пчеловодству. При этом я не особо понимал зачем дедушка занимался пчелами, ему явно по душе больше была работа по саду, нежели копаться с пчелами, да и занимался ими он явно не ради меда. С яблоневым садом все было намного очевиднее: дедушка скрестил алматинский апорт с каким-то местным сортом. Полученный результат был великолепен: съев одно яблоко (а яблоко имело довольно крупный размер и было сочным), я мог ходить сытым весь день.
Прошло некоторое время, дедушка в виду возраста перестал заниматься пчелами. Прошел год и что-то начало происходить с яблоками: они начали болеть, да и яблоки стали мелкими и менее сочными. Через какое-то время яблоки совсем стали мелкими. Вот тогда я начал понимать, почему дедушка тратил столько времени на пчел: они кроме своей прямой пользы в виде меда, еще занимаются экосистемными услугами, за которые они не выставляют счет.
-------------------------------------------------------------
Поэтому эпизод Черного зеркала, где людям приходится создавать пчел-роботов, не совсем является фикцией, но при этом это будет стоить огромные деньги.
Экологические организации ориентируется на другие проблемы с экологией: кто-то трубит о проблеме Каспия или массовой гибели рыб, кто-то говорит об загрязнении воздуха в городах, но абсолютно никто в стране не поднимает вопрос о пчелах.
При этом, мне не нравится тот подход, который используют наши экологи, когда поднимают даже эти широко известные проблемы.
Абсолютно все говорят о том, как это может негативно сказаться на природе или здоровье людей, но никто не оценивает потенциальные экономические потери, на что власти безусловно отвечают тем, что конечно экологию надо спасать, но бюджет не потянет такие расходы или что хуже перекладывают на нас эти расходы.
Яркий пример: ситуация с ТЭЦ-2 в Алматы. Государство согласилось с доводами касательно вреда ТЭЦ-2 как загрязнителя воздуха в Алматы, при этом заявило, что это отразится на цене электричества в виду более высокой себестоимости газа и стоимости работ ТЭЦ.
Но экологи могли бы поработать над тем, чтобы разница субсидировалось государством, ведь абсолютно понятно, что при статус-кво в ситуации с данной проблемой увеличивается на нагрузку системы здравоохранения, снижается производительность горожан и ухудшается инвестиционная привлекательность города. Посчитав экономический эффект от влияния загрязнения, экологи-активисты могли бы выбить более справедливую цену за чистый воздух в Алматы.
Поэтому для оценки проблемы и потенциально негативного сценария (который уже реализуется) я решил воспользоваться известным в Западе термином экосистемные услуги и посчитать стоимость этих услуг пчел. Как аналитику мне кажется, наиболее правилен подход в рамках, которого оценивается все с экономической призмы.
А вот какую методику для подсчета этих услуг пчел, которые производят мед для Винни-Пуха, использовал, и какой урон для сельского хозяйства страны по моим подсчетам составит массовая гибель пчел, я расскажу подробнее в следующих постах.
ЧАСТЬ 2. ВЫБОР МЕТОДИКИ РАСЧЕТА
Недавно, когда вспоминали дедушку с двоюродным братом, он вспомнил историю того, как дедушка помог решить математическую задачу.
Дедушка был директором и учителем математики, и соответственно имел знания по решению задач несколько путями. Кузен же мой не любил математику, но дедушка сел с ним работать, чтобы подгонять любимого внука к математике, а то как-то неудобно, весь ауыл же знает его как математика. Единственное дедушка его учил к «нестандартным» для книги математики методам решения задач. Учительница быстро прочуяла подвох)))
Для решения задачки ниже, я прошерстил несколько методик подсчета, изучая методы по которым пытались оценить различные исследователи данной темы.
1. Метод расходов. Здесь мы берем посевную площадь и умножаем ее на стоимость искусственного опыления. Является наиболее логичным подсчетом, ведь по сути мы оцениваем «счет», который пчелы должны выставить за свою работу. Но тут мы столкнулись с серьезной проблемой.
a. Нету данных по стоимости искусственного опыления по разным видам растений. Есть данные по разным компаниям и даже разным видам опыления (через квадрокоптеры), но без учета вида растений. А специфика опыления цветка арбуза и яблони отличаются значительно.
b. По некоторым видам сельскохозяйственных растений нету данных по посевным площадям.
2. Метод продуктивности. Берем объем продукции при опылении пчел и отнимаем от него потенциальный объем продукции, в случае если пчелы не будут опылять данную продукцию. Но исследований по влиянию на урожайность (производительность) отсутствия пчел в Казахстане не проводилось как минимум в постсоветскую эпоху. Как итог, невозможно произвести расчеты.
В итоге, более логичные с части смысла методики, увы, недоступны ввиду недостатка свободных данных.
Но слава богу, за нас придумали все. ФАО ООН, которая занимается вопросами продовольственной безопасности, разработала методику по расчету экономической ценности пчел, которая очень напоминает второй вариант. При этом, главным преимуществом на мой взгляд является то, что она явно разработана с упором на развивающиеся страны, у которых, к сожалению, не проводятся исследования и имеют нехватку данных.
Они рассчитали коэффициент «пчелиной зависимости» урожайности по всем видам растений сельскохозяйственных растений. Например, арбуз – полностью зависим от пчел – как итог, этому растению присвоен коэффициент 0,95, яблоки – сильно зависимы, но могут созревать плод какое-то время, а значит ставим коэффициент 0,65, у сои – зависимость средняя, значит коэффициент будет 0,25, и т.д.
Для выявления экономической ценности пчел мы умножаем данный коэффициент на стоимость произведенной продукции.
Слава богу, Бюро национальной статистики имеет эти данные, так цену за тонну произведенной продукции – можно получить из отчета «Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции за 2020 год по Республике Казахстан», а объем произведенной продукции из отчета «Валовый сбор сельскохозяйственных культур в РК за 2020 г. (окончательные данные)».
Как итог, основываясь на методологии ФАО ООН, можно оценить стоимость пчел.
Правда, у методологии есть безусловные недостатки:
• Оценка относительно завышена – по моим субъективным данным, она чуточку завышается.
• Вопросы к данным статистики – не уверен по данным Бюро нацстатистики, реальность показывает что статистика зачастую не отражает реальность.
• Сложность подсчета зависимости от пчел тех или других культур – не совсем уверен, что подсчитанные цифры ФАО действительно правильные и подходят под нашу специфику. И самое главное, что коэффициент не всегда может быть правильным. Стоить ли использовать 0,95 или 0,9? Большой вопрос... Исследования австралийских ученых, говорят о небольшой завышенности этих коэффициентов.
Но за неимением других методологий, я рассчитал экономическую ценность пчел через данную методику.
Если у вас имеется предложения по методике, особенно у представителей экологического или сельскохозяйственного сообщества, готов выслушать Ваши предложения.
А в следующем посте, мы рассчитаем данный показатель и выясним какую роль в экономике играют пчелы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Апрель, 2021 г. Супермаркет «SMALL» в ТРЦ Азия Парк, Нур-султан
- Сколько ты говоришь стоить килограмм картошки? А морковь? Может быть проживем без картошки и моркови? Давай лучше купим цветную капусту?
________________________________________________________________
Проведя подсчет по методологии ФАО ООН (см. предыдущий пост), мы пришли к результату.
Итак, оценочная стоимость экономической ценности пчел в Казахстане составил ….
297,7 млрд. тг!!!!
Сколько это в деньгах?
Помните весной все радовались строительству Керуен-сарая в Туркестане (ака узбекская Венеция)? Пчелы примерно приносят в год таких 3,4 Керуен-сарая!!!
А еще экономическая ценность пчел равна вкладу, считающийся одной из самых важных для экономики Алматы, которую называют городом грехов Казахстана, сферы общественного питания в экономику г. Алматы в допандемийный 2019 г.
По сути, картина в супермаркетах весной с ценами на картофель покажется Вам простым неудобством в сравнении с тем, как страна останется без овощей и фруктов практически всех видов без пчел, а сельское хозяйство разрушится полностью в южных регионах (прощайте Туркестанские арбузы).
Увидев такую сумму, у вас появляется вопрос «А что делать?». Я не специалист, но есть несколько очевидных вещей:
- Провести более детальную оценку вклада пчел на урожайность сельскохозяйственных культур в Казахстане. Надо провести глубокое исследование для того, чтобы понять реальную экономическую ценность пчел в Казахстане, ведь сделанный расчет скорей оценочный.
- Провести подсчет и мониторинг количества диких пчел в Казахстане. Об этом не говорилось в постах ранее, но медоносные пчелы – не самые эффективные в вопросе опыления. Например, если Вам необходимо опылить гектар яблоневого сада, то Вам необходимо его опылить с помощью десятки тысяч обычных пчел, в то время как при использовании вида Osmia Cormuta хватит только сотни. И кстати, помните цены на картофель? Для опыления цветков картофеля, помидоров (тоже цена не сахар) и баклажан нужны шумные шмели, так как только вибрирующее жужжание поможет выпустить пыльцу растений этих видов. Провести подсчет и мониторинг диких пчел и шмелей – самое важное для решения проблемы.
- Отменить субсидирование на использование пестицидов, произведенных за пределами Казахстана. Пестициды убивают пчел, тем самым убивая все сельское хозяйство, при этом иногда фермеры перебарщивают этим, может государству прекратить субсидировать использование пестицидов? Ну хотя бы перестаньте поддерживать иностранных производителей, бороться с вредными колорадскими жуками и саранчой надо совершенно по-другому и эффективнее.
- Разработать меры по стимулированию аграриев на сокращение использование пестицидов в РК. Аграриям пока невыгодно сокращать использования пестицидов ввиду потенциального снижения доходов. Поэтому надо их стимулировать во благо экологии через субсидирование.