Найти тему
Николай Скулов

Мещёрская мозаика-заливные луга

Владимирская Приозерная Мещера – один из самых красивых и интересных уголков Мещерской низменности. Край этот – остаток когда-то гигантского лесного океана со своей системой торфяных болот, рек, и озер, где все взаимосвязано. С точки зрения экологии, такие территории входят в число наиболее продуктивных систем земного шара. Вот почему этот благодатный край на протяжении тысячелетий привлекал к себе человека, давал ему пищу и кров.
Если взглянуть на этот край с высоты птичьего полета, то взору откроется мозаика лесов, полей и лугов, перемежающихся с яркой синью озер и речных разливов с темно-коричневыми четырехугольниками торфоразработок, пересеченных осушительными каналами с темной торфяной водой, покрытой сверху ковром оливково-зеленой ряски. Для экологов здесь непочатый край работы, а для любознательного экотуриста открывается заманчивая возможность с головой окунуться в мир дикой природы, всласть понаблюдать за наиболее яркими ее представителями.

Особенностью ландшафта Мещеры является его мозаичность, существование значительных пограничных переходных зон между лесами, лугами, болотами, реками, озерами, сельскохозяйственными угодьями, лентами шоссейных дорог, сельскими поселениями. Фактически именно эти переходные зоны создают лицо Мещеры, определяю богатство и разнохарактерность ее образа. Благодаря им рядом с проносящимися по шоссе автомобилями или с работающими на поле тракторами уживаются соловьи, пеночки, синегрудые красавицы – варакушки, болотные "курочки" – камышницы, водяные полевки и даже бобры.

Из всего многообразия пограничных, переходных между основными экосистемами Мещеры зон, следует выделить: заливные луга, травяные болота или заболоченные луга, берега водоемов со сплавиной, сырой заболоченный лес в поймах рек или на границе лес – болото.
           Заливные луга – неотъемлемая часть мещерского ландшафта, обязаны своим существованием деятельности человека. Они возникли на месте сведенных пойменных лесов из вяза и ольхи и остаются безлесными лишь до тех пор, пока используются человеком как сенокосы или пастбища...
           Особенно богаты многообразием трав заливные луга речных пойм. Почвы их содержат значительное количество элементов питания, богаты влагой и, вследствие активной гидродинамики (систематически изменяющегося уровня грунтовых вод), в достаточной степени кислородом, что делает элементы питания доступными для корней растений. Эти заливные луга отличаются от низинных заболоченных лугов. Поэтому заливные луга всегда славились тучностью и богатством травостоя и были основной базой развития животноводства в Мещере.
                Непосредственно вдоль берегов реки, на рыхлых песчаных наносах, богатых иловыми отложениями, буйными зарослями растут ивовые кустарники, укрепляя своими корнями берега, создавая зеленый тоннель, где даже в полуденный зной чувствуется живительная прохлада...
                По зеленому обрамлению берегов хорошо прослеживается очертание речного русла, видно, как речка причудливо петляет, по луговому простору, создавая замысловатый рисунок наподобие китайского иероглифа.
                Дальше от речной воды, за линией кустарников начинаются пойменные луга с их разнотравьем, где преобладают рыхлокустовые злаковые травы, создающие рыхлую дерновину без кочек: лисохвост, мятлик луговой, еже сборная, овсяница, реже душистый колосок -  в местах посуше. Наряду со злаковыми здесь растут и бобовые, способствующие накоплению в почве азота: клевер луговой, гибридный, горошек мышиный. Постоянное бесконтрольное использование этих лугов под выпасы приводит к смене видового состава растительного сообщества вследствие уплотнения почвы и уменьшения количества кислорода в ней, к замене рыхлокустовых злаков менее ценными плотно кустовыми.

К ним относятся щучка дернистая, белоус торчащий, овсяница овечья. Центр кущения, у этих злаков находится над землей, поэтому они со временем образуют кочки. Кочкарная поверхность заливного луга – типичный признак бесхозяйственности и сигнал о том, что его растительное сообщество медленно деградирует. Чтобы остановить этот процесс необходимо исключить выпас скота в течение нескольких лет, систематически бороновать и культивировать почву. Вмешательство человека в этот процесс останавливает дальнейшее распространение плотно кустовых злаков, однако стимулирует развитие длиннокорневищных злаков и, в первую очередь, постоянного спутника человека – пырея ползучего, который со временем захватывает все пространство луга...

         Начиная с 70-х годов ХХ столетия, площади заливных лугов резко сократились в связи с проведением мелиорации, задачей которой было превращение заливных лугов из "неудобий"  в "агроцеха" по выращиванию и заготовке кормов, где все работы были бы механизированы. Однако насильственное изменение и разрушение речного русла малых рек  нарушило гидродинамику почв этих лугов и превратило их в низинные луга, почвы которых насыщены влагой и не содержат кислорода. Состав травостоя на таких лугах характеризуется преобладанием осок, пушицы, хвоща, сабельника болотного, лютиков, таволги, калужницы и звездчатки.
          Отсутствие контроля за видовым составом травостоя на покосах, используемых, как правило, не один десяток лет, приводит к попаданию в сено ядовитых трав и отравлению животных. Необходимо помнить, что ядовитыми растениями лугов считаются: лютик ядовитый, лютик жгучий, хвощи, калужница болотная, звездчатка злаковидная...
           Среди богатого разнотравья заливных лугов можно встретить и лекарственные растения, которыми являются многие уже названные виды, а так же раковая шейка или горец змеиный, вахта трехлистная, гравилат речной, горечавка легочная, василистник простой, желтый и многие другие. Об их лекарственных свойствах, способах применения, сроках  заготовки можно узнать из многочисленных справочников по лекарственным растениям. На встречу с редкими растениями можно надеяться в тех местах лугов, где трава, по ряду причин не выкашивается. Наиболее интересными и запоминающимися могут стать встречи с растениями из семейства орхидей. На крошечных полянках, среди кустарников, можно встретить очень редкий вид орхидных – дремлик болотный. Это растение с кремово-белыми крупными цветами, выделяющими нектар, дурманящий насекомых... Более часто можно встретить орхидеи из рода пальчатокоренников, названных так за мясистые клубневидной формы, разделенные на пальцевидные выросты, корневища. Самый распространенный среди них – пальчатокоренник мясо красный, с коасновато-фиолетовыми цветами. Эти необыкновенно красивые обитатели заливных лугов стали в настоящее время очень редкими и нуждаются в охране, из-за изменения их место обитания, раннего сенокошения, выпаса скота и сбора цветов.

        Не менее интересен животный мир заливных лугов Мещеры.
Если прийти на луг ранним утром, в середине июня, когда на травы ложится седой туман, осыпая каждую травинку бисером росы, то можно увидеть как над самой его поверхностью. Едва не цепляя своими длинными крыльями верхушки травинок, летит птица светло-пепельного цвета. Время от времени она, падая на крыло, исчезает в траве, затем снова оказывается в воздухе, держа что-то в своих длинных лапах. Это самец полевого луня, которого за характерную окраску перьев в народе прозвали "седым". Это типичный представитель открытых пространств Мещеры, считающийся символом ее полей и лугов.

Гнездится лунь на земле, в зарослях самой высокой и густой травы, чаще в тростниках. Полет луня неторопливый: несколько взмахов и скольжение над землей. Основное его занятие – неторопливое "барражирование" над колышущимся морем травы в поисках добычи. Питается лунь в основном грызунами, ящерицами и реже гнездящимися в траве мелкими птицами.
       С экологической точки зрения лунь – последнее звено в цепи питания лугового сообщества, регулирующее численность его обитателей. Именно к нему ведут все пищевые (трофические)  нити в сети питания сообщества живых организмов луга, связывающие их в единое целое. Поэтому лунь в первую очередь становится жертвой химического загрязнения  среды, т.к. концентрация химических веществ, в процессе передачи от одного участника пищевой сети к другому, все больше увеличивается и в организме луня достигает наибольшей величины...
          На тех лугах, где человек слишком часто вмешивается в нормальную жизнь сообщества, лунь встречается намного реже и его заменяют "дублеры" – ночные хищные птицы. Чаще всего это  болотная сова, которая чисто условно называется болотной. В Мещере чаще всего ее можно увидеть именно на лугах в поймах рек или озер, даже вблизи поселков и городов. Наиболее активна эта сова в вечерние часы и ранним утром. По стелющемуся полету и длинным крыльям она очень похожа на луня. В период выведения птенцов болотная сова охотится в вечерние часы задолго до захода солнца. Во время охоты, она очень редко присаживается на кустарник или деревья, чаще она отдыхает сидя на кочке, а в конце лета – на стогах сена... При этом болотная сова никогда не держит тело "столбиком", как другие совы, а несколько наклоняет его вперед, из-за далеко заходящих за хвост длинных крыльев. Гнездится сова на земле, среди  невысокой, высохшей прошлогодней травы, на фоне которой самка, сидящая в гнезде, почти неразличима. Когда рядом находится человек, самка летит навстречу и беспокойно кружится над его головой, или пытается его отвести, притворяясь подстреленной. Рацион питания такой же, что и у луня. Насиживание яиц начинается сразу же после стаивания снега и просыхания земли. Полуторамесячные совята хорошо летают и пытаются сами поймать добычу...

                Из куликов, обитающих на таких лугах, наиболее интересными являются: чибис, бекас, большой кроншнеп – король куликов.
                Чибисы – наиболее известный всем вид куликов, приспособившийся к жизни в культурном ландшафте. Они рано прилетают на мещерские поля и луга, освобождающиеся ото льда и снега, пробиваясь сквозь снежные бураны и леденящую мглу. Их залихвацки вздернутые длинные хохолки с этой поры можно увидеть и в поле, и на лугу, обочине шоссе и проселочной дороги. Поблескивая перламутром своей оливково – зеленоватой спинки, чибис методично разыскивает среди травы и в земле насекомых, червей, моллюсков или часто и подолгу летает над лугами и сельскими угодьями, выделывая на своих широких крыльях головокружительные фигуры "высшего пилотажа". При этом он часто и назойливо выкрикивает известный всем детям вопрос из песенки про него: "Чьи вы? Чьи вы?"... Косцы же считают, что он выкрикивает свое имя, и поэтому называют его – "пивик".

             В отличие от чибиса, находящегося всегда на виду, бекас ведет скрытый образ жизни, искусно маскируясь среди травы и кормясь на илистых местах, используя при этом свой прямой и длинный клюв – щуп, доставая из грунта червей, насекомых и их личинок.
              Чаще всего его можно увидеть и услышать во время токового полета, особенно ближе к вечеру, на закате. Стремительно взмывая в небо, он вдруг сваливается в "крутое пике", раскрыв веером свой "музыкальный" хвост, перья которого при этом издают вибрирующий звук, отдаленно напоминающий блеянье барашка.
              Звуки токового полета бекаса являются неотъемлемой частью гаммы весенних звуков Мещеры...
              Большой кроншнеп –" король куликов" самый крупный из всего семейства куликов в Мещере. Несмотря на это, кроншнеп очень строен и элегантен, как и большинство куликов имеет прямую длинную шею, длинные ноги и, что самое примечательное, очень длинный и сильно изогнутый книзу клюв... Как и все обитатели открытых пространств, большой кроншнеп гнездится на земле, по сырым низинам и заливным лугам. В отличие от чибиса он очень острожен и не доверяет человеку. Со своего гнезда кулик сразу не взлетает, а, сильно пригнувшись, отбегает от него и лишь потом, на значительном расстоянии, поднимается в воздух. Завидев человека, кроншнеп начинает кружить, издавая мелодичный, протяжный свист. Токовая же песня, когда он вместе с самкой кружит над лугами, представляет собой переливчатую свистовую трель.  Чаще всего он кормится у воды, на илистых берегах торфяных озер, погружая глубоко в ил свой особо чувствительный клюв, вылавливая насекомых и других беспозвоночных...

               Наиболее зависимы от состояния лугов птицы из отряда пастушковых: коростель и погоныш. Дремучие травы являются их домом и скрывают их от посторонних глаз. Увидеть их очень сложно еще и потому, что наиболее активны они в сумерки и ночью. Однако эти птицы достаточно хорошо известны всем, кто любит, сидя у костра на опушке леса или берегу реки, вслушиваться в ночные звуки...
                В сгущающихся сумерках первым  подает голос коростель: " кррэкс – кррэкс.., кррэкс – кррэкс..." – доносится из травяных зарослей, как буд – то  кто-то "пилит" густым гребешком пустой спичечный коробок. Именно таким способом его иногда удается подманить к себе поближе.
                Самцы коростеля очень драчливы и ревностно охраняют свою территорию от чужаков. Гнездится коростель на земле, в густой траве, избегая  сильно увлажненных участков часто на границе "поле – луг". Сжатое с боков тело этой птицы идеально приспособлено для быстрого бега в густой траве, поэтому птица предпочитает скрываться от врагов, используя именно это преимущество, и взлетает только в крайних случаях. Ржаво-рыжие крылья коростеля резко контрастируют с буроватыми в пестринах спиной и боками. Питается коростель насекомыми и их личинками. Обитая в местах пригодных для сельского хозяйства, коростель оказался заложником прогресса... В Западной Европе он считается глобально исчезающим видом в связи с высоким уровнем механизации сельского хозяйства и интенсивной эксплуатацией луговых пространств. Области Центральной России –  его последнее место обитания на планете...

              В отличие от коростеля, другой вид пастушков – погоныш обитает на более сырых и даже заболоченных лугах. Его резкий, далеко слышный отрывистый посвист стал причиной русского видового научного названия этой птицы, явно позаимствованного у простого народа. Оперение погоныша темнее коростелиного и без особо ярких контрастов – бурое со светлыми и темными пестринами. В рацион его питания входят не только насекомые, но и моллюски. Чаще всего он гнездится в тростниковых зарослях, по берегам стариц и мелких пересыхающих проток. Поэтому свое  гнездо погоныш устраивает на кочке и искусно его укрывает. В дождливые месяцы, когда луга и протоки насыщаются водой, погоныш ловко ходит по затопленным растениям и листьям кувшинок, благодаря длинным, как у всех пастушков, пальцам ног. Погоныш прекрасно приспособлен к жизни в травяных джунглях и от врагов предпочитает так же спасаться бегством, хотя взлетает более легко и стремительно, чем его собрат – коростель.