добрый день.
Как и обещала, продолжаю рассказ о своей поездке в Рим в марте 2024 года.
На второй день у меня был запланирован грандиозный маршрут, который начинался из района Прати, в котором я проживала, и первой остановкой на маршруте было посещение виллы Фарнезина.
Вилла расположена вблизи района Трастевере. Я отправилась пешком вдоль набережной Тибра.
Прошла мимо Площади Сан-Пьетро - большая площадь, расположенная прямо перед базиликой Святого Петра в Ватикане.
Открытое пространство перед базиликой было перепроектировано Джаном Лоренцо Бернини с 1656 по 1667 год.
Колоссальные дорические колоннады глубиной в четыре колонны обрамляют трапециевидный вход в базилику и массивную эллиптическую площадку, которая предшествует ей.
Было достаточно рано и на площади почти не было народа. Можно было погулять по площади, подняться на купол базилики, но я этого делать не стала, так как в предыдущую свою поездку уже была на крыше собора. Мне очень понравилось какие виды открываются с высоты собора Святого Петра, но решила не повторяться.
Отправилась дальше вдоль набережной. Идти по мощеному тротуару очень комфортно, одновременно любуясь видами вдоль реки.
В район Трастевере я пришла очень быстро. Моя прогулка длилась около 30 минут. Так как вилла Фарнезина еще была закрыта, я решила прогуляться по улочкам Трастевере.
Трастевере - район очень колоритный и интересный сам по себе. Здесь расположено много интересных исторических мест, а так же популярен своими кафе и траториями, где можно вкусно и недорого поесть.
Название района происходит от латинского Trans Tiberim – «по ту сторону Тибра».
Конечно я посетила одну из стерейших базилик. Санта Мария ин Трастевере — одна из самых старых церквей во всем Риме. Главное здание было заложено в III веке, а в XII веке пристроили колокольню.
Внутри базилика украшена позолоченными мозаиками, которые рассказывают основные события жизни святой Марии: Благовещение, Рождение Спасителя, Поклонение волхвов, Посвящение Младенца Иисуса в Храме, Успение.
Погуляв по извилистым улочкам Трастевере, я дождалась открытия касс виллы Фарнезина и купив билеты с предвкушением отправилась исследовать виллу, которая расположена в окружении прекрасных садов.
Вилла небольшая, осмотреть можно два этажа и сады. Примечательна она фресками Рафаэля, которыми украшены стены кабинетов.
Здание изначально называлось «Дворец Киджи». Этот богач выдавал кредиты Папам Римским – Юлию II и Льву Х, также его клиентами были представители семей Медичи и Борджиа. Киджи покровительствовал Рафаэлю (Rafael), который принял участие в оформлении здания.
В 1577 году виллу приобрел Alessandro Farnese, имя которого она носит до сих пор.
Фресками изображают мифологические сюжеты, есть карта звездного неба, а также можно увидеть «автограф» Микеланджело.
По легенде, Микеланджело зашел к Рафаэлю, который трудился над росписью виллы, но не застал его. Вместо записки Микеланджело оставил рисунок, который Рафаэль решил сохранить.
Рассматривая потолок одного из залов, можно увидеть как выглядело звездное небо 29 ноября 1466 года . Этот день — момент рождения хозяина виллы Августино Киджи. Авторе росписи Бальдассаре Перуцци.
Фрески, украшающие виллу потрясают и восхищают своей красотой.
Мне очень понравился сад виллы Фарнезина.
В саду множество диковинных цитрусовых растений, очень нежно цвела сакура, есть милый фонтан.
Следующей точкой моего маршрута был Холм Яникул или Джаниколо, как звучит это по итальянски.
Помимо смотровой площадки, которая есть на холме Яникул, я хотела ознакомиться с виллой Дориа Памфили.
Вилла Дориа Памфили – дворцово-парковый комплекс XVII века.
Обширный зелёный парк, занимающий 184 га является самым большим в Риме, с 1972 года доступен для посещения жителями города и туристами Италии.
По парку очень приятно гулять. Особенно рекомендую его посетить, если отдыхать в Риме будете жаркими летними днями.
На территории парка находится Часовня Дориа Памфили, а главным зданием архитектурного комплекса Виллы Дориа Памфили является Казино-дель-Бел-Респиро.
Интерьеры размещает уникальную фамильную коллекцию, состоящую из достойных произведений искусств, артефактов , мебели, а также замечательных фресок Джованна Франческо Гримальди.
К сожалению не было возможности посетить главное здание, оно было закрыто для посещения. Но я с удовольствием погуляла по аллеям парка, полюбовалась фонтанами и видами секретного сада , украшением которого является лабиринт из самшита с узорами в виде геральдических лилий рода Памфили.
В парке Виллы Дориа Памфили можно полюбоваться Фонтаном Улитка работы Джованни Лоренцо Бернини, а также Фонтаном ТибраАлессандро Альгарди и Джовани Франческо Гримальди.
На обратном пути я остановилась на смотровой площадке, где можно отдохнуть с великолепными видами на панораму Рима.
Далее мой маршрут вел меня на противоположный берег Тибра, на холм Авентин. Здесь я хотела заглянуть в апельсиновый сад и увидеть несколько базилик, расположенных на холме.
В Х веке Авентин был самой населенной частью Рима. Укрепленные замки вырастали рядом с монастырями и храмами. В XVII в. Авентинский холм стал фешенебельным кварталом столицы. Его античные постройки перемежались с роскошными особняками.
Самая известная достопримечательность на холме Авентин - замочная скважина у виллы Мальтийских рыцарей. Через Святое отверстие можно увидеть 3 государства: Ватикан, Мальтийский орден и Италию.
Но желающих посмотреть в скважину было слишком много. Поэтому я с удовольствием осмотрела базилики и полюбовалась видами Рима с площадки в апельсиновом саду.
Спустившись с холма, я оказалась у церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Именно здесь расположена еще одна. привлекающая туристов достопримечательность - "Уста истины".
Уста Истины в Риме представляют собой потертый временем мраморный диск, размеры которого: 175 см в диаметре, 19 см в толщину, вес — около 1200 кг.
На нем рельефно выгравированы очертания мужского лица. Глаза, ноздри и рот выполнены в виде отверстий. Назначение данного предмета точно не выяснено до сих пор. Наиболее вероятными считаются версии о декоре фонтана или крышке канализационного люка в Древнем Риме.
В средние века Уста Истины обрели свой нынешний статус «детектора лжи» . Усердно практиковавший магию Виргилий, считал, что мужья и жены, которые сомневаются в верности друг друга, смогут узнать истинную правду перед каменным ликом. В 15 столетии появилась легенда о том, что женская хитрость способна превзойти Уста истины. Бытовало мнение, что женщина, заподозренная в измене должна положить свою ладонь в рот каменного божества. Невиновная останется в целости, а согрешившая — лишится руки.
Причиной популярности данной локации стал выход фильма «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепберн. В фильме есть сцена, где главный герой опускает руку в Bocca della Verità, Пек разыгрывает партнершу, ужасающе крича от боли.
Сейчас это must have место для фото, пользуется популярностью у молодежи.
Я не стала испытывать судьбу, а решила посетить базилику Санта-Мария-ин-Космедин.
Храм выделяется среди прочих римских церквей раннесредневековым убранством интерьера и драгоценной утварью. Особенно примечательна мозаика VIII века «Поклонение волхвов» из старого собора Св. Петра.
Колокольня церкви — одна из самых прекрасных средневековых романских кампанилл в Риме.
Она необычно высока (34,2 метра), построена из кирпича и имеет 9 ярусов. Два первых яруса находятся в церкви, третий и четвертый имеют по два арочных окна с каждой стороны, пятый — по три. На последних четырех ярусах эти арки превращены в галереи с белыми мраморными колоннами.
Гордость церкви — пол Косматеско, созданный самой семьей Космати в 11 веке, хотя и отреставрированный позднее. Огромные порфировые круги, видимо, получены путем распила гигантской колонны. Единственным источником порфира был карьер в восточной пустыне Египта и обладание изделием из этого имперского темно-красного камня было невероятно престижным.
Темно-зеленый камень в рисунке — это серпентин из Спарты, а желтые вставки — мрамор с территорий нынешнего Алжира.
На площади также расположен храм Геркулеса-победителя Tempio di Ercole Vincitore, построенный в I веке до н.э. в эпоху правления Тибериана.
Храм цилиндрической формы с просторным входом. Это был первый мраморный храм в Риме, украшенный известными живописцами, среди которых был Скопас Младший.
Еще одно здание, сохранившееся с давних времен Храм Портуна (Templum Portuni).
Портун — бог охранитель входной двери в дом, входа в море или реку, бог гаваней и портов. Небольшой, обнесенный колоннадой храм, построенный в начале II веке до н.э.
Пройдя немного вперед вдоль Тибра, можно увидеть Театр Марцелла.
Это единственный, сохранившийся, хотя и частично, театр 1-го века до н.э. Именно этот амфитеатр послужил образцом для Колизея. Строительство театра началось по приказу Цезаря, а завершилось уже при его приемнике императоре Августе.
Это огромное сооружение имело размеры 111 м в диаметре, трибуны для зрителей были 30 м высотой.
Открытие театра ознаменовалось грандиозными торжествами, которые продолжались целую неделю. Зрительный зал мог вмещать до 20.000 зрителей.
Обогнув Театр Марцелла, мы оказываемся в районе Еврейского гетто. Еврейской общине Рима более 2000 лет.
Здесь терракотовый цвет стен и мощеные улочки, маленькие фонтанчики и традиционно-зеленые ставни окон. Здесь много небольших арт-галерей и антикварных магазинчиков с разными древностями, несколько отменных продуктовых лавок и много интересных ресторанов, сохранивших черты и традиции еврейской культуры.
Римское гетто — одно из самых старых в мире и уступает по возрасту лишь венецианскому.
В 1555 году папа Павел IV Караффа отменил все законные права представителей этого народа и приказал выселить их в так называемый «зверинец для евреев».
Именно Павел IV ввел отличие евреев от прочих жителей Рима при помощи желтых могендовенов – шестиконечных звезд. Он же запретил свободное передвижение евреев по городу, приказав возвести вокруг гетто высокие стены.
Покидать огороженный район его обитателям разрешалось только в дневное время — несколько дверей, которые связывали квартал с городом, крепко запирались на ночь.
Сегодня в римском гетто живут не только евреи, здесь по-прежнему преобладают кошерные ресторанчики, пекарни и трактиры с еврейской кухней, и даже есть еврейские книжные магазины. В ресторанчиках гетто рекомендуется попробовать лучшие артишоки «алла джудия» и рыбный бульон – фирменное блюдо, изобретенное, как считается, именно римскими евреями.
Далее вдоль набережной я отправилась в апартаменты в район Прати.
Маршрут длинной около 17 км. Время в пути около 6 часов.
Спасибо за внимание.
В следующей публикации расскажу о поездке в Тиволи на виллу Адриана.