Стихийные природные бедствия, революции, войны — всегда имеют одинаковые патологические социальные проявления. Одним из таковых является мародёрство. В силу многих причин, разного рода имущество остаётся без должного присмотра, чем сразу же пытаются воспользоваться люди, независимо от классовой принадлежности и жизненных принципов. И это явление моментально приобретает массовый характер.
С началом объявления военного положения, а точнее 27 февраля 2022 года появилось такое сообщение - "Военные, территориальная оборона и правоохранители будут действовать максимально жёстко, как того требует военное время. Мародеров и диверсантов будут ликвидировать на месте".
Самым интересным было то, что именно в такой последовательности и происходило разграбление магазинов, аптек, складов и прочих заведений. Начинали военные и территориальная оборона, затем продолжали полицейские, а что оставалось разбирали гражданские. При этом, никто никого на месте не ликвидировал. По крайней мере, я о таких случаях не слышал, но могли побить и раздеть.
Первые такие случаи начали происходить после отключения электричества, то есть после второго марта. Некоторые магазины ещё продолжали работать, но многие позакрывались. Я, конечно, могу понять, когда народ набирал продукты питания, ведь неизвестно было насколько всё затянется, а есть что-то надо каждый день. Насколько мне известно, начало было положено в торгово-развлекательном центре «Порт-Сити». И тут речь шла совсем не о продовольствии. Растаскивали технику, ювелирку, парфюмерию, косметику и разные другие промтовары. Естественно, что тащили много алкоголя и табачных изделий, причём на тележках, которые там же и брали. Так, в течение недели магазины и аптеки опустели. Удивляло то, что из аптек выносили всё, что можно было унести. Крадуны даже понятия не имели для чего нужен препарат, но всё равно жадно загребали и уносили. В самую первую очередь в аптеках охотились за спиртом.
Один мой сосед постоянно приносил разную одежду, кинескопные телевизоры, даже жалюзи и принтер, хотя компьютера у него не было, да и много чего ещё. Запасался разным хламом. А как-то пошёл сливать бензин из брошенных автомобилей. У него получилось добыть канистру топлива. При этом, он получил осколочное ранение от разорвавшейся неподалёку мины. Состояние у него ухудшалось, но зато был автомобиль. Через два дня после происшествия с ранением, он собрался и выехал из города, где ему смогли оказать медицинскую помощь. После он уехал дальше, куда-то вглубь Украины. А то, что он натаскал и не только, потом было разворовано другими его коллегами.
Следом за предприятиями торговли и складами пришла очередь частной собственности, так как люди стали массово покидать город. Если мы жили в многоквартирном доме, то как-то поначалу присматривали за соседскими квартирами, а вот рядом был посёлок с индивидуальной застройкой. Там шарились и военные, и разные другие личности ежедневно и еженощно.
Через некоторое время бои прекратились и началась зачистка. Проверялись гаражи, подвалы и домовладения. Если от пустующего и уцелевшего жилья беженцы оставляли ключи соседям, то проверка происходила просто. В других случаях — замки вскрывались. А вот после проверки появлялся доступ к имуществу, чем и пользовались мародёры. Да и замки их не останавливали. Закрытые помещения вскрывались и разворовывались. Но тут уже могло закончиться плохо. Если на месте преступления ловили, то последствия могли быть фатальные для провинившегося.
Следующим этапом было восстановление домов. Нечистые на руку рабочие, получив доступ к жилью, помимо восстановительных работ, присваивали чужое имущество. А также, выбрасывали на улицу то, что мешало проведению работ.
Прогуливаясь по городу, часто можно было наблюдать предупреждающие или угрожающие надписи на дверях, заборах и воротах. В них писалось о том, что в доме находятся неразорвавшиеся боеприпасы, или угрозы жизни для мародёров, а также обычные просьбы не лезть, так как есть хозяева.
Неизвестно, насколько это помогало, но такие надписи можно встретить до сих пор.
Ещё в 2022 году, на рынках города очень часто встречались б/у товары в разном состоянии, но по внешнему виду продавцов выводы напрашивались сами собой. В дальнейшем, наверно когда было украдено то, что легко можно было вынести, пришла очередь металлолома. Кстати, в городе приёмки принимали чермет сперва по 2 рубля за килограмм, а сейчас цена поднялась до пяти. Насколько мне известно, цена в Таганроге в несколько раз выше.
Проблема мародёрства актуальна по сей день. К сожалению, неизвестно, когда это прекратится.
Так и живём.
Приглашаем Вас в новый канал Мариуполь События. У нас Вы сможете найти информацию о происходящем и происходившем в городе. А также дополнительные материалы в качестве бонуса, и без политики. Заранее спасибо! https://t.me/allmarinews