Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. С 1 июня в Узбекистане начнут поэтапно внедрять систему "Экологический транспорт". Для этого территории городов поделят на экозоны, а автомобилям начнут выдавать экостикеры. Как на нововведения отреагировала общественность?
Экозоны и стикеры
Планируется поделить городские территории на "чистые", "средние" и "вредные" – с соответствующим цветовым обозначением.
На первом этапе, с 2024 по 2026 год, систему будут внедрять в Ташкенте. На втором – с 2026 по 2028 год – в Нукусе и областных центрах, а также в отдельных туристических центрах, природных заповедниках и оздоровительно-рекреационных зонах. На третьем этапе, в 2028–2030 годах, система "Экологический транспорт" охватит всю страну.
Все автомобили должны будут пройти бесплатный диагностический осмотр и получить цветные стикеры с электронной маркировкой: "зеленый" – чистый, "желтый" – средний, "красный" – вредный.
Выдавать стикеры при регистрации и перерегистрации автомобилей также будут бесплатно. В остальных случаях бесплатно получить эту услугу можно будет до 1 января 2027 года в Ташкенте, до 1 января 2029 года – в Нукусе и областных центрах, до 1 января 2031 года – во всех остальных регионах. При добровольной повторной диагностике для получения новой наклейки раз в год эта услуга также будет бесплатной.
Владельцам электромобилей, электромотоциклов и транспортных средств, которым не более трех лет, стикер также выдадут бесплатно. Для этого не нужно будет проходить диагностику – достаточно подать онлайн-заявление. Наклейку "зелёной" категории им отправят по почте.
При въезде в зону водители будут платить компенсацию, если их автомобиль не соответствует ей. Полученные средства пойдут на улучшение экологической ситуации.
Ограничения не коснутся автомобилей специальных и экстренных служб, а также общественного транспорта, за исключением такси и маршрутных такси.
Диагностику транспорта на соответствие нормативам будет проводить "Центр инновационных проектов и оказания сервисных услуг населению" МВД. В штате центра появятся экологические операторы.
Также Минэкологии закупит фото- и видеокамеры для автоматической фиксации нарушений в экологических зонах. Свои информационные системы Минэкологии, МВД и Минтранс до 1 июня должны интегрировать с новой системой. Также до 1 декабря разработают проект закона об ответственности за нарушение порядка использования транспорта в экологических зонах.
Что думает общественность?
Некоторые представители общественности уже прокомментировали нововведения. В частности, экономист Отабек Бакиров одобрил их. Однако эксперт опасается, что начатая работа может на этом и закончиться. Также есть вероятность, что это повлечет за собой абсурдные последствия.
"Во-первых, не предпринято никаких шагов по прекращению производства и реализации АИ80. Допустим, "Кобальт", которому менее трех лет и который имеет "зеленую" наклейку, может продолжать отравлять воздух и людей, используя бензин этой марки. Разве это не самообман? Или окружающая среда закроет глаза на интересы монополий и олигархов?", – заметил он.
Также, по его словам, странное молчание сохраняется относительно тех, кто загрязняет воздух сжиганием мазута и угля.
"Даже при наличии решения суда закрыть или перенести эти вредные производства невозможно. Складывается впечатление, что правительство не хочет ничего менять в этом вопросе, потому что ему это выгодно или оно не желает тратиться, хотя это больше загрязняет окружающую среду", – написал эксперт.
Кроме того, нет слаженности действий в стимулировании перехода на электромобили.
"Правительство лоббирует создание новой монополии на электромобили, рассматривая людей и бизнес, которые завозят их за свой счет, как конкуренцию. Где здесь логика?", – отметил Бакиров.
Не остался в стороне и блогер Никита Макаренко, часто поднимающий тему экологии.
"Кажется, что этим постановлением будет внедрен режим наибольшего благоприятствования для электромобилей. Отчего Ташкент, в принципе, выиграет. Думаю, что тем, кто задумывается о покупке авто, нужно учитывать будущие порядки. Надеюсь, что это – первый шаг к тому, чтобы на автомобиле окончательно стало ездить дорого и неудобно", – отметил он.
Макаренко также добавил, что сделал бы стикер платным, ввел бы налог на владение автомобилем как в Сингапуре и Китае, а также реализовал бы другие подобные меры, которые уже применяются в мире. По его словам, все развитые города таким образом избавляются от авто и пробок, чтобы было чем дышать.
"МВД ссылается на международный опыт. Погуглил, в ЕС активнее всего эко-стикеры внедряются в Испании, Германии и Франции. Правда, не бесплатно. 15 евро стоит проверка и стикер. В Англии пожестче. Там не стикер, а налог на въезд в город для старых авто – ULEZ. А за въезд в центр Лондона еще и Congestion Charge – 15 фунтов", – рассказал блогер.
Общественный активист Ислам Капарзо отметил, что система определенно требует доработки. Его подписчики сравнили ситуацию с фильмом "Эллизиум", в котором элита жила на экологически чистой орбите, а жителям грязных трущоб Земли запрещалось туда въезжать.
"Как быть тем владельцам, которые живут в "зеленой" зоне, но чьи автомобили не имеют "зеленых" стикеров? Также для внутреннего рынка у нас производят автомобили, к примеру, "Кобальт" со стандартом Евро-2, на экспорт – Евро-5. То есть у нас изначально производятся такие машины, которым будет закрыт доступ в центр города?
К тому же, как ветер будет знать границы зон? Суть в том, что количество машин не изменится, и он перенесет их выхлопы из одной зоны в другие", – подметил блогер.
Самое главное, по словам Капарзо, – мы не должны разделять людей по их возможностям приобретать новые автомобили. На выхлопы авто влияют качество бензина и многие другие факторы. Кроме того, воздух, в основном, загрязняют котельные, промышленные производства и стройки. Вот где нужно вводить штрафы и евро-стандарты, заключил он.