В начале XIX века фермеры и химики по всему миру утверждали, что гуано островов Чинча (расположены у южного побережья Перу) в качестве удобрения способно значительно увеличить урожайность.
На протяжении тысячелетий они служили домом для морских птиц. Птицы кормились и размножались в богатых рыбой водах без хищников. Сухая погода и прохладные океанские течения поддерживали высокое содержание нитратов в гуано.
На островах скопились целые горы птичьего помета. В одной такой куче содержалось до 2 000 000 тонн.
Вертикальные каналы были прорезаны на поверхности «Большой кучи» гуано морских птиц шахтерами, собиравшими затвердевший помет с насыпи.
Первоначально на работах по добыче гуано использовали южноамериканских заключенных, рабов и гавайских рабочих.
Затем для работы на месторождениях Чинча было привлечено до девяноста тысяч китайцев, нанятых по контракту.
Пыль и запах аммиака, которые выделяет гуано, – всего лишь часть суровых условий работы. «Здесь полно ям, полно блох, и тысячи птиц летают вокруг и гадят вам на голову», – говорил О.Р. Бенави́дес (президент Перу в 1914-1915 гг) . «Это действительно тяжелые условия». Многие рабочие погибали.
После того, как гуано было отделено с помощью кирки от кучи, его насыпали в тележки, затем перегружали в бункер с колесами, передвигавшийся с помощью животных по рельсам, и доставляли к краю крутых скал.
Гуано сбрасывали с тачек в деревянный «желоб» на вершине утеса, с которого оно соскальзывало в лихтеры (баржи).
Скалы были слишком крутыми, чтобы большие суда могли безопасно подходить к ним, поэтому лихтеры перевозили рассыпчатое гуано на суда, стоявшие на якоре у берега. Иногда несколько барж связывались между собой веревками и их тащил один буксир к кораблю.
Сотни британских, немецких и американских судов закупали ценное сырье у перуанского правительства для собственного сельского хозяйства. Ждать загрузки приходилось до восьми месяцев.
В период расцвета торговли гуано острова Чинча посещали до трехсот судов в год.
Когда начиналась погрузка, все внутренние двери и окна закрывались и плотно занавешивались брезентом, чтобы токсичная пыль не попала в помещения экипажа судна.
Погрузочные бригады были ограничены двадцатиминутными сменами в грузовых трюмах, а остальная часть команды забиралась на верхушки мачт, чтобы подышать свежим воздухом.
Источники информации
The Guano Industries in Peru and Chile for AP World History