Это один из главных вопросов в групповой терапии: его дирижер задает группе, и над ним он размышляет сам. Размышляет во время групповой сессии, вне её, а также тогда, когда супервизирует свою работу. Здесь я предлагаю навести фокус внимания именно на размышления ведущего, целью которых является анализ групповой ситуации.
Не всегда дирижёру удается выстроить для себя цельную картину происходящего в группе. Это может быть сопряжено с разными обстоятельствами. Например, группа может помещать в ведущего чувство растерянности, неуверенности в отношениях внутри группы. В таком случае можно говорить об интересном феномене групповой работы – группа работает, участники общаются между собой на значимые для них темы – при этом ведущий может ощущать собственную некомпетентность. Конечно, без супервизии здесь не обойтись.
Чтобы поддержать себя самому, дирижёру полезно помнить о безусловных функциях группы:
– контейнирование чувств участников; Группа предоставляет большой «контейнер», который помогает каждому из участников справляться с возникающими чувствами, в том числе и вне сессий. Не за этим ли мы идём в группу изначально?
– формирование ощущения постоянства, безопасности; Регулярность встреч – наше всё. Группа начинает и заканчивает работу вовремя? Отлично. Знание о постоянстве позволяет участникам проявлять себя по-настоящему: приходить вовремя или опаздывать, пропускать сессии – выходить за рамки вербальной коммуникации. Что в свою очередь предоставляет материал для обсуждения в группе и для анализа.
Что еще приходит вам на ум, когда вы думаете о работе в группе – будь вы участник, или ведущий?