Найти тему
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ

Тайна дворца в Кабуле: Что скрывалось за 4 кольцами советской охраны президента Афганистана

Один из батальонов 317-го парашютно-десантного полка носил в Афганистане неофициальное прозвище «дворцового». Размещался он в Кабуле, на территории старинной крепости, в которой располагался правительственный дворцовый комплекс президента – сначала Бабрака Кармаля, а потом Наджибуллы.

«Дворец имел 4 кольца охранения»

Одна его рота отвечала за безопасность президента, и больше никуда не задействовалась, находясь всё время в боевой готовности. 2 БТРа этой роты всегда были готовы на случай срочной эвакуации президента и его семьи, обложенные изнутри коврами.

Остальные две роты были боевые. Одна рота несла караульную службу, другая, вместе с отдельными взводами - участвовала в боевых рейдах. Роты менялись между собою: возвращаясь с боевых, заступали в караул, меняя ту, что уходила на боевые, иногда с полковой развед ротой.

Типичной боевой задачей была блокировка ущелий, либо просто участков местности. Бойцы ставились на блоки, а тем временем развед рота шла вперёд, на зачистку.

Для эвакуации президента и его семьи всегда был наготове БТР
Для эвакуации президента и его семьи всегда был наготове БТР

Ходили и на сопровождение колонн. В марте 1987-го сопровождаемая ротой «дворцового батальона» колонна, шедшая из Кабула в Джелалабад, угодила в засаду. Отбила нападение дущманов. В колонне тогда были военные репортёры, и вскоре в «Красной звезде» они выпустили репортаж про этот боевой эпизод.

Дворцовый комплекс имел 4 кольца охранения. Снаружи – бригада афганской национальной гвардии. Внутри – «дворцовый батальон» и сотрудники афганской госбезопасности ХАД.

Непосредственно у президента были телохранители из нашего КГБ, и его личные охранники из узбеков (советских). Из бронетехники в «дворцовом батальоне» были БМП-2 и БТРы. БМД в Афгане в середине 80-х уже не использовали.

«Играли роль «подсадной утки» при «охоте на Наджибуллу»

Президент Наджибулла, как и другие государственные деятели Афганистана, жил в так называемом «советском районе» Кабула. Там строители из Союза возвели несколько панельных пятиэтажек, в которых заселилась немалая часть руководства Афганистана.

Ночью у подъезда, в котором на 3-м этаже жил Наджибулла, дежурили два БМП или БТР с экипажами.

Иногда приходилось выполнять роль «подсадной утки». Наджибулла на совещании говорил своим: «Завтра я еду в такую-то провинцию…». Поступала команда: «Подготовить колонну сопровождения, для выезда в такое-то время», и такая же команда поступала вертолётчикам, для прикрытия колонны с воздуха.

БМП-2 на дежурстве у дома Наджибуллы
БМП-2 на дежурстве у дома Наджибуллы

Колонна отправлялась в указанное время. Но никакого Наджибуллы в ней не было. Из-за продажности афганских чиновников информация тут же «сливалась» душманам, и эту колонну где-то ожидала засада. Пока она двигалась, отражая нападение, Наджибулла тем временем на вертолёте добирался до нужного ему места.

«Потерь в «дворцовом» не было. Почти

Потерь в «дворцовом батальоне» почти не было. Одна БМП подорвалась на фугасе. Взрыв был такой мощный, что подбросил бронемашину вверх, перевернул, и она упала гусеницами вверх, на башню. Но экипаж выжил! хоть и получил множественные ранения.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И был ещё один случай, когда на посту в августе 1987 года погиб часовой Николай Климец. В башне дворцового комплекса, в которой он стоял в карауле, были бойницы, и по инструкции часовым говорили не высовываться в них.

Видимо, парню просто захотелось посмотреть на Кабул, и по нему отработал снайпер. При этом выстрела никто не слыхал: просто пришли менять часового, а он уже лежит убитый… Погибшего представили к ордену Красной Звезды, записав в наградном листе: «погиб при отражении нападения противника».

Незадолго до вывода войск из Афганистана, под дворцом для Наджибуллы в режиме секретности советские строители вырыли бункер. Но это ему, как известно, не помогло…