Савелий Коростелёв – о костюме динозавра и тэйпах-сердечках.
Лыжный сезон подходит к концу – уже завтра стартует финальный этап Кубка России в Кировске. В его преддверии корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с двукратным победителем молодежного чемпионата мира Савелием Коростелёвым. Он стал настоящей сенсацией в мире лыж, после перехода из юниоров на взрослый уровень. А на сегодня он занимает второе место в общем зачете Кубка России.
В интервью Коростелёв рассказал, каково расти среди лучших лыжников России, почему всё ещё не попробовал себя в роли комментатора и стоит ли вводить шоу-гонки среди лыжников.
Фото: личный архив Савелия Коростелёва «Никогда не настраиваюсь на борьбу за второе и третье место»
– Савелий, на чемпионате России вам удалось завоевать две золотых и серебряную медаль. Вы довольны?
– Хотел бы с того чемпионата увезти личное «золото». Я настраивался на классическую разделку, но не всë получилось так, как я хотел. Процентов на 80–90 чемпионатом доволен.
– Завтра стартует финальный этап Кубка России в Кировске. Как проходит подготовка к нему?
– Стандартная подводка к стартам, никаких изменений в стратегии нет, ничего нового. Здесь прекрасные трассы и гостиница – самое то для завершения сезона.
– Финальная гонка впервые пройдет аналогично финальному этапу Тур де Ски в гору с набором высоты в 580 метров. Какая была реакция когда узнали об этом?
– Я рад. Я ещё сам лично Тур де Ски не бегал, и что-то подобное хочется испытать, тем более в формате мини-тура. Я всегда выступал за нововведения, за какие-то дополнительные интересные моменты.
– Как будете готовиться к этой гонке?
– Я съезжу посмотрю трассу, потому что к этому просто так не подготовиться (смеется). Нужно быть сразу готовым. Главное, морально настроиться.
– Это ваш второй полноценный сезон на взрослом уровне, как внутренне оцениваете своё выступление?
– Я бы, честно, назвал этот сезон первым полноценным, потому что в прошлом пропускал три этапа Кубка России. Из-за этого у меня не получилось бороться за топ-3 общего зачета. А так, оцениваю на четверочку из пяти.
– Для пятерки нужно личное «золото»?
— Так говорит Егор Владимирович (тренер – ред.). Но я думаю, что это сильно не скрасит картину, может четыре с половиной тогда будет.
Фото: личный архив Савелия Коростелёва
– Во многих гонках вы подкрадывались максимально близко к Большунову, но каждый раз уступали буквально пару секунд, даже доли секунд. Чего из раза в раз не хватает чтобы опередить его?
– Сил, уверенности, тактики – всего по чуть-чуть. Я один из немногих постоянно говорю, что готов и хочу его обыгрывать. Никогда не настраиваюсь на борьбу за второе и третье места. Даже если мы берëм гонку на чемпионате России, где я поднялся на пьедестал почёта, я настраивался побеждать вне зависимости от того, каким заедет на него Саша.
– После гонок общались с Большуновым. Обменивались мнениями?
– Нет, мы просто напарники по сборной Архангельска. Можем пообщаться после награждения, пошутить, а если бежим командную гонку, то что-то обсудить.
– Большунов на Спартакиаде предложил вам вдвоем бежать эстафету. Как отреагировали на такое заявление?
– Это была просто хорошая шутка, но не более. Это невозможно и неправильно по отношению к другим.
– Хотели бы с кем-то другим попробовать пробежать командный спринт?
– Все хотят бежать с Большуновым.
«В Армении любил в походы ходить»
– В дебютном сезоне вы стали настоящем открытием для российских лыж. Елена Вяльбе, Александр Легков возлагают на вас большие надежды. Чувствуется какое-то давление из-за этого?
– К этому нужно правильно относиться, я не чувствую дополнительной ответственности из-за этого, потому что выше головы я не прыгну, буду выступать настолько, насколько я готов. Главное не опускать руки и двигаться дальше.
– В конце сезона 2021/22 вы впервые вышли на старт чемпионата России и олимпийцев России, не было страшно переходить на взрослый уровень?
– Нет, все спортсмены – люди. У всех есть какие-то сложности, преимущества, я не вижу какого-то страха и дополнительного мандража от этого.
– Прошлый сезон вы тренировались в юниорской национальной сборной, а в этом перешли в группу Егора Сорина, объясняя тем, что его система тренировок вам ближе. Какие ещё факторы повлияли на выбор?
– Главное, это более индивидуальный подход. Я считал, что у Егора Владимировича он таким и будет и я доволен своим выбором. Он постоянно ищет и добавляет что-то новое в тренировочный процесс. К нему всегда можно подойти и обсудить какие-то тренировочные моменты.
– Когда вы перешли в группу Сорина там уже тренировались олимпийские чемпионы, как быстро удалось вписаться в коллектив?
– Ребята все дружелюбные, активные, у нас прекрасная атмосфера, мы все хорошо общаемся. Даже Юля Ступак сказала, что это одна из лучших ее команд. Конечно, команда Маркуса Крамера – это исключение (смеется). До него ещё стремиться и стремиться.
– С кем ближе общаетесь из группы?
– Я со всеми хорошо общаюсь, мы постоянно между собой какие-то активности проводим. С Сашей Бакуровым чаще всего на сборах живу.
– Уже несколько раз группа Сорина проводит сборы в Армении. Как вам условия на базе?
– Прекрасные тренировочные условия летом и чуть похуже зимой. Откаточные тренировки тяжело делать по кругу на пять километров, нужно больше равнины. Там очень хороший рельеф, высота. База возрождается и совершенствуется после советских времен, Мне там очень нравится, особенно летом.
– В чём главное отличие сборов в России и Армении?
– В России практически нет такой высоты, а там где она есть нет хорошей инфраструктуры для тренировок.
– Сергей Ардашёв рассказывал, что во время сборов со скорости улетал в сугробы. У вас были подобные развлечения?
– Я в Армении любил в походы в горы ходить. В разгрузочные дни я спокойно мог пойти в поход на два или три часа, наслаждался видами. Чтобы прямо в сугроб нырять… Так подурачиться тоже можно.
– Уже на протяжении года вы выступаете за сборную Архангельской области. Можно говорить, что Архангельск собрал дрим-тим?
– Только так можно о ней говорить. А как по-другому сказать о команде в которой сейчас выступают одни из самых перспективных лыжников России и олимпийские чемпионы?
– Тем не менее сборная Республики Татарстан в командном зачете идет на первом месте. Почему на ваш взгляд так происходит?
– Во-первых, в Архангельской области многие ребята выступают в параллельном зачете, поэтому у нас не хватает очков. Плюс в сборной Татарстана побольше ребят несут очки. Я могу разрушить теорию, что они выигрывают из-за численности команды, на Спартакиаде, где в команде было всего восемь человек, а очки несли четыре или шесть, сборная Татарстана выиграла. Поэтому я считаю, что это теория неверная и об этой сборной нельзя так говорить.
Савелий Коростелёв / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»
– Уже несколько раз на стартах вы появлялись с тейпами в виде сердец. Хотите сделать это некой фишкой?
– Патентовать я это точно не буду (смеется). Просто мне нравится, как это выглядит.
– Впервые вы появились с ними в Мирном. Как пришла эта идея?
– Я подумал, что на улице холодновато, и решил, что одного тейпа недостаточно. Решил наклеить сразу два. Они спасают от обветривания, благодаря им лицо не так сильно мерзнет.
– В свои соцсети вы выкладывали несколько видео, как в Малиновке проводите тренировки в костюме динозавра. Кто был автором этой идеи?
– У нас массажист очень давно хотел привезти этого динозаврика на сборы. И как только он рассказал, что привезёт его в Малиновку, я сразу сказал, что обязательно в нём покатаюсь и потренируюсь. Даже просил никого в нем не выходить и никому не показывать этого динозавра, чтобы выйти на лыжню и покататься в нем.
– Может в лыжах стоит начать проводить шоу-гонки?
– Идея классная! Есть люди, которые ей загорелись и даже хотят её организовать. Посмотрим, что будет.
«Я рос в окружении лидеров по лыжам»
– Ваша мама Наталья Коростелёва – бронзовый призер Олимпийских игр. То, что вы будете заниматься лыжными гонками было предопределено заранее?
– Это был сугубо мой выбор. Я на горных лыжах катался, на коньках, занимался плаванием. В пять лет мы вместе с другом подошли к моей бабушке и сказали, что мы хотим заниматься, тренироваться. Она говорит: «Вон группа, бегите, вперед».
– Из всего многообразия вы всё-таки остановились на лыжных гонках. Что в них больше цепляет, чем в остальных видах спорта?
– Не могу сказать. Это какое-то детское чувство было, а потом по накатанной пошло. Я вначале даже не задумывался, чтобы стать кем-то, потом уже только, в более сознательном возрасте. Мне нравилась атмосфера, постоянные движения, сборы, соревнования. Я наслаждался процессом, а потом это переросло в профессию.
– Хотели в какой-то момент попробовать себя в биатлоне?
– Нет, о биатлоне никогда не думал. Стрельба никак не привлекала.
– Был кумир в лыжных гонках?
– Я не ставлю никого в кумиры и идолы. Как это мама объясняет, я всегда рос в окружении лидеров по лыжам. Я всегда был с ними «на ты», они со мной играли. У меня есть фотография, на которой Саша Панжинский (серебряный призер Олимпийских игр – ред.) держит меня за одну ногу вниз головой! Я всегда с ними общался, поэтому ощущения «Вау! Я хочу быть как он!» у меня не было.
Фото: личный архив Савелия Коростелёва
– Мама часто вмешивалась в тренировочный процесс?
– У меня бабушка и дедушка – тренеры, мама и дядя – бронзовые призеры Олимпийских игр, так что они всегда привносили какие-то новые методы подготовки. В более молодом возрасте проводили мастер-классы, давали советы. Сейчас интересуются как здоровье, самочувствие и не вмешиваются в процесс.
– После гонок мама не звонит, не указывает на какие-то ошибки?
– Очень редко такое может проскальзывать. Но это не критика, а советы на будущее.
– Помните ощущение после первых побед на соревнованиях?
– Я был рад (смеется). Какая-то эйфория, что ещё может быть? Но все мы понимаем, что гонка заканчивается, а жизнь продолжается. Снимаешь медаль и настраиваешься на следующие гонки, думаешь о будущем.
– Когда ехали на молодежный чемпионат мира, были уверены, что удастся завоевать два «золота»?
– Я максималист и настраивался только на победы. Немножко расстроен, что не получилось выиграть первую гонку, масс-старт на 30 километров. На спринте уже усталость общая была. А вообще на «золото» во всех четырех гонках настраивался.
— Кто первый поздравил после победы?
– Те, с кем вместе бежали – Саша Ившин, Никита Денисов. Это первые люди, с кем ты имеешь контакт после финиша. Мы вместе радовались, что все зашли на пьедестал почёта.
«Есть с кем в будущем бороться»
– Вы выиграли два «золота» на молодежном чемпионате мира и после этого российским лыжникам запретили участвовать в международных стартах. Что ощущали в этот момент?
– Это было два года назад. Я сейчас даже не вспомню. Но это произошло прямо во время соревнований, и классическую разделку мы уже бежали после начала этого всего.
– Не было обидно, что не удастся начать выступать на взрослом уровне на международной арене?
– Обиды нет, потому что у нас в стране есть лидеры, которых нужно обыгрывать. Плюс я там не был и сравнивать мне не с чем. У меня только опыт чемпионата мира юниорского.
– Следите за тем, что происходит на международных стартах?
– Конечно, смотрю гонки, слежу. Я очень рад за моего ровесника, итальянца Элиа Барпа, я с ним общаюсь. У него первый сезон на взрослом уровне, он получился очень хорошим: пара медалей. Есть с кем в будущем бороться.
«С моими регалиями пока рано комментировать»
– Вероника Степанова уже несколько раз комментировала мужские гонки в прямом эфире. Нет желания тоже попробовать себя в роли комментатора?
– Я думаю, что готов на это. Но у меня нет того статуса, что у Вероники, который и позволяет ей комментировать эти гонки.
– Думаете, если обратиться вам откажут в этом?
– Более чем уверен, что нет. Но всё-таки регалии превыше всего, а с моими пока рано.
– Вы двукратный чемпион молодежного чемпионата мира…
– Ну и что? Вы даже не представляете, сколько у нас было чемпионов молодежного мира и сколько из них не добегали до взрослых медалей.
– Статус появляется только после взрослых стартов?
– Конечно!
Фото: личный архив Савелия Коростелёва
– Есть увлечения, не связанные со спортом?
– Тяжело сказать, когда ты проводишь три недели из четырех вне дома. Всё в основном связано со спортом.
– А как насчет музыки?
– Музыку слушают все и все разную (смеется), на любой вкус и цвет есть. Я разминаюсь в наушниках, так что это неотъемлемая часть в моей жизни.
– Под какую музыку предпочитаете разминаться?
– Да, под любую. Главное, чтобы веселая была.
– Как проходит тренировочный день?
– Когда как. В период соревнований – менее загруженный день. А если мы берём летние сборы, то это подъем в 7:30, в 8:00 завтрак, потом выход на тренировку. Примерно в 12:30 обед, потом дневной сон, в 16:00 еще тренировка и в 18:30 ужин. Остается пару часов до сна и все.
– Как проводите вечера после всех тренировок?
– Можно поговорить с родными. Частенько это восстановительные процедуры. Они зависят от загруженности мышц, от того, что болит. Идем к массажисту или на физиопроцедуры, либо что-то новое находим. СПА-процедуры, баня, отталкиваемся от возможностей.
– Как после всех соревнований проводите отпуск?
– На море, с легкими поддерживающими тренировками. Более активный отдых, но не спорт, а активный день, какие-то морские забавы, погулять по городу, не постоянное лежание на пляже.