Выгорание — это состояние физического и эмоционального опустошения. Это чувство бессилия, апатии, беспомощности. У вас внутри как будто действительно что-то сгорело, огонь потух и источника света больше нет. Работа не радует, как бы хорошо всё не складывалось. Вы не понимаете, что делать, куда двигаться дальше и зачем всё это.
Я могу подробно описать выгорание у дизайнеров, потому что за свою карьеру сталкивалась с ним не один раз. Опыт позволил мне определить его причины и понять, как снизить их влияние. Надеюсь, советы из этой статьи помогут вам не терять внутренний огонь и найти выход, из казалось бы, тупика. Но если вы подозреваете, что у вас депрессия — пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту.
Обозначьте границы
Выгорание — верный признак того, что ваши границы регулярно нарушают. Клиенты и коллеги ожидают от вас слишком многого, просят или даже требуют то, что вне ваших обязанностей. Например, ожидают, что вы будете постоянно контролировать работы на объекте. Или ваши усилия обесценивают. Обидно, когда вы усердно трудитесь и вкладываете всю душу в проект, чтобы презентовать заказчику классный продукт, а он только критикует его или не понимает, зачем нужны решения, которые вы предлагаете. Ещё тяжело и раздражает, когда ваше время не ценят — звонят после окончания рабочего дня, приезжают в офис без договорённости и нарушают график.
Все эти ситуации исходят от неправильно выставленных или вовсе не обозначенных границ. Поэтому я всегда объясняю заказчикам на первой встрече, как будет происходить наше взаимодействие, какие в нем правила и как со мной нельзя. Мы заранее обговариваем ожидания клиента, зоны моей ответственности, этапы работы, время для звонков, количество встреч и т.д. Решаем, как будем презентовать проект, какие у заказчика есть права, как он может ими воспользоваться.
Плюс профессии дизайнера в том, что мы можем очертить границы на бумаге — прописать их в договоре. Очень важно обозначить свои зоны ответственности. Иногда клиенты думают, что дизайнер должен уметь и знать абсолютно всё. В таком случае они будут пытаться перекладывать на вас ответственность за действия подрядчиков, за свои неудачные решения, за ошибки поставщиков. Пресекайте это поведение сразу — заранее сообщайте заказчику, за что вы отвечаете, и закрепляйте это в договоре. Тогда клиент будет больше уважать вас и не станет обесценивать ваш труд.
Правки — это норма, но не до бесконечности
Правки тоже подталкивают дизайнера к выгоранию. Неприятно и иногда даже горько, когда приходится всё переделывать много раз. Есть заказчики, которые сами не знают, чего хотят, и просят то исправить что-то, то вернуть обратно. Есть те, кто любит микроменеджмент и пытается контролировать каждый шаг дизайнера. Когда правок очень много, творческий человек начинает сомневаться в себе, своём профессионализме, вкусе.
Что надо понять: правки — это нормально. Без них работать невозможно. Правки не значат, что вы плохой специалист. Просто у каждого есть свой вкус, свое видение, свои потребности. Иногда клиенты вносит правки как раз потому, что он менее компетентен, чем вы. Принимайте их как что-то неизбежное и обыденное, как часть профессии. Относитесь к ним проще. Не вините себя.
Однако это не значит, что стоит позволять садиться себе на шею и вносить бесконечное число правок. Обговорите с заказчиком сразу, какое число исправлений доступно бесплатно. Все правки после определенной черты должны быть платными. Так заказчик подумает дважды, а нужно ли что-то менять, а вы будете чувствовать, что ваш труд ценят и оплачивают. Пропишите в контракте, сколько бесплатных правок есть у клиента и сколько стоят дальнейшие.
Отказывайтесь от безответственных людей
Часть вины за ваше выгорание лежит на плохих исполнителях. Бывают некомпетентные, ленивые, безответственные бригады, которые воплощают дизайн-проект спустя рукава. А есть умелые, но несговорчивые и грубые специалисты. Работу они выполняют хорошо, но взаимодействовать с ними — сплошное мучение.
Или, например, вы работаете в команде, у вас есть подчинённые. И они ленятся или допускают ошибки, а вам приходится работать за них. Вы вынуждены переделывать некачественную работу, исправлять оплошности, объяснять, где ошибка.
Все могут ошибиться, это нормально. У всех бывают тяжёлые дни, когда работа не ладится и все валится из рук. Но прощать людей и снисходительно относиться к ним нужно в пределах разумного. Если вы пошли специалисту на встречу, а он подводит вас снова и снова — прощайтесь. Не бойтесь менять исполнителя.
Учитесь договариваться
В творческой среде всегда есть борьба мнений. Важно уметь договариваться, решать конфликты в разговоре, слушать и слышать друг друга, искать компромисс. Нужно говорить открыто, не проецировать друг на друга какие-то истории и двигаться дальше. Тогда команда чувствует поддержку руководителя и друг друга, а руководитель доверяет команде.
Не берите на себя слишком многое
Дизайнер профессионально растёт там, где сложно. Однако у этой сложности есть предел. Возьмёте на себя слишком много проектов или обязательств — надорветесь и выгорите. Бросать вызов себе — интересно и правильно, но помните, что вам тоже нужны отдых, время для семьи и друзей, смена деятельности. К тому же, больше всего вырасти профессионально вам поможет не количество, а качество проектов. Лучше не набирайте много заказов, а возьмите только те, которые сможете комфортно вести, уделяя достаточно внимания и ресурсов.
Воспринимайте проблемы как задачи
Я перестала выгорать, когда научилась относится к проблемам как к задачам. А нерешаемых задач, к счастью, нет. Я начала воспринять истории, происходящие на работе, как те, которые там и останутся. Это помогает мне не вовлекаться в них эмоционально и легко идти дальше, при этом уделяя решению таких проблем-задач достаточно энергии. Не принимать близко к сердцу — это действительно выход.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на блог, чтобы всегда быть в курсе самой полезной информации о дизайне.