Найти в Дзене

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (Труженики тыла)...Оськина (Шабаева) Анастасия Семеновна (03.08.1924 - 28.08.2005)

#архивы памяти 1941-1945 Анастасия родилась в семье Шабаевых Семёна Андреевича (1890-1949) и Чечиной Пелагеи Васильевны (1886-1951). Родовой дом Анастасии находился в границах улиц Большие Кресты и Азова. В настоящее время на этом месте находится дом Оськиных, а от него ближе Большим Крестам был построен дом для семьи её брата Ивана. В настоящее время здесь стоит бесхозный разрушенный дом. Мама в семье была младшей и единственной дочерью, родители её любили, и они радовались её рождению. Бабушка была родом из большой семьи Чечиных. У её отца было шесть родных братьев и две сестры. Особого богатства у них не было, жили своим трудом. К началу коллективизации семьи Чечиных числились как зажиточными, но кулаками не были. Колхозную жизнь они восприняли без радости, считали, что рассчитывать нужно прежде всего на себя. В колхоз вступать не торопились, поэтому в списках «раскулаченных» оказались и представители этого рода. Были среди них и мелкие торговцы, что отразилось пагубно на дальнейшей

#архивы памяти 1941-1945

Анастасия родилась в семье Шабаевых Семёна Андреевича (1890-1949) и Чечиной Пелагеи Васильевны (1886-1951). Родовой дом Анастасии находился в границах улиц Большие Кресты и Азова. В настоящее время на этом месте находится дом Оськиных, а от него ближе Большим Крестам был построен дом для семьи её брата Ивана. В настоящее время здесь стоит бесхозный разрушенный дом. Мама в семье была младшей и единственной дочерью, родители её любили, и они радовались её рождению.

Бабушка была родом из большой семьи Чечиных. У её отца было шесть родных братьев и две сестры. Особого богатства у них не было, жили своим трудом. К началу коллективизации семьи Чечиных числились как зажиточными, но кулаками не были.

Колхозную жизнь они восприняли без радости, считали, что рассчитывать нужно прежде всего на себя. В колхоз вступать не торопились, поэтому в списках «раскулаченных» оказались и представители этого рода. Были среди них и мелкие торговцы, что отразилось пагубно на дальнейшей судьбе отдельных представителей этого рода. За занятие торговлей одна из семей Чечиных в 1930-е годы была выселена в Бурятию.

Отец Семён Андреевич был сильным, добрым и статным мужиком. Он был младшим ребенком в семье Андрея Игнатьевича Шабаева (1850 г.р.) и седьмым ребенком в семье, который остался в живых из всех четырнадцати детей.

Дед с бабушкой были глубоко верующими людьми.

В семье Анастасии было три брата: Григорий (1909-1980), Иван (1910-1943), Кузьма (1922-1943). Отношение братьев к младшей сестре было заботливое: от тяжёлой мужской работы её отстраняли, тем более два старших брата Григорий и Иван были значительно старше неё, и они жалели свою сестренку. По мере взросления Настя стала помощницей своей матери по дому: уборка, стирка, мытье посуды – все теперь стало входить в обязанность дочери.

В 1931 году Настя пошла учиться в школу. Закончила она лишь два класса, это было связано с тем, что она уезжала с родителями и многими односельчанами в поисках лучшей жизни в Челябинскую область. Переезды были связаны прежде всего с тем, что 1933 год был очень трудным во всех отношениях: голод, перегибы местных уполномоченных с коллективизацией. Жизнь на чужбине была такой же тяжелой, как и в родном Палатово, поэтому семья мамы вместе с другими семьями вернулись в село. Ввиду того, что на новом месте мама школу не посещала, по приезде в Палатово, она обучение не продолжила. На это повлияло и решение её матери, которая считала: "...раз читать-считать умеешь, а больше и не надо для девчонки...". Самое главное, по мнению бабушки, чтобы девочка должна была уметь выполнять по дому «женскую работу», чему её Пелагея и обучала.

Мама нам всегда говорила, что училась хорошо и рассказывала нам, детям и внукам, стихотворения из школьной программы. Сейчас на память всплывают лишь отдельные строки из её школьной программы 30-х годов: «…Мы строим шахты, вышки, домны и электростанции в пути...». Кроме этого в её памяти сохранились фамилии, имена и отчества руководителей партии и страны того времени. Первым всегда называла «Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)…".

В детские годы, по выражению мамы, её «коренными» подругами были девчонки из соседних домов: Шпилёва Екатерина (1924 г.р., Катька Шпилёва), Лукашина Надежда Фёдоровна (1924 г.р., Надежка Лукашина). Эта компания дружила с девочками – ровесницами из обоих Крестов, Азова и Бугра. Эта дружба потом окрепнет между ними в годы войны, когда они будут трудиться на тяжёлой, непосильной для девушек работе.

С началом войны маме было неполных 17 лет. Девушек её возраста мобилизовали на трудовой фронт. Мама вместе с подругами-односельчанками была мобилизована на строительство укрепительных линий (рыли окопы, строили фортификационные сооружения) в районе современной Киндяковки и Поливанова. Через некоторое время мама была принята на работу в местную артель «Красный кустарь» на лесоразработки. Трудилась Настя на работах по валке леса и доставке древесины на конной тяге на пилораму в село вместе со своим отцом Семёном Андреевичем всю войну и вплоть до 1948 года.

В это же время девушек возраста мамы готовили для мобилизации в армию. С этой целью представители райвоенкомата и сельского совета проводили с ними занятия по начальной военной подготовке: устройству винтовки, отрабатывали приёмы ближнего «боя». Занятия для девчонок были очень тяжёлыми, особенно в зимнее время. В «учебный бой» ходили наши мамы с деревянными винтовками. Эта подготовка не была игрой, в любой момент девушек могли мобилизовать, поэтому определённую подготовку им нужно было пройти. Подготовка проходила под руководством молодого лейтенанта Лиликина Павла Ивановича, который по воспоминаниям многих его «воспитанниц» был строгим и требовательным начальником.

24 ноября 1947 г. Анастасия вышла замуж за Оськина Фёдора Григорьевича (1924 г.р.), который летом демобилизовался из армии. Традиции и обряды в то время чтили свято, поэтому обряд венчания был соблюдён. Священник Сергей Жаринов венчал их в одном из домов села.

Родители воспитали пятерых детей: Василия 1948 г.р., Нину 1950 г.р., Виктора 1952-2020, Зинаиду 1953 г.р., Петра 1961 г.р. К сожалению, в семье моих родителей в конце 50 х годов прошлого века в младенческом возрасте умерли сыновья Валерий, Александр, Григорий, Иван. Это печаль нашей семьи. В то время детская смертность в селе была высокой.

Оськины Федор Григорьевич и Анастасия Семеновна с младшими дочерью (Зинаида) и сыном (Петр)
Оськины Федор Григорьевич и Анастасия Семеновна с младшими дочерью (Зинаида) и сыном (Петр)

Отец с мамой начинали свою жизнь в доме, который находился на проулке, в настоящее время здесь стоит заброшенный дом Абрамова Василия Андреевича, позже наша семья перешла жить в родительский дом мамы. После пожара 1957 года отец на этом месте построил новый дом, который мы бережем и сохраняем.

На войне погибли два родных брата мамы - Кузьма (1922-1943) и Иван (1910-1943). Потеря сыновей не могла не сказаться на здоровье её родителей. Дед Сёма умер летом 1949 года, ему было всего 59 лет. Летом 1951 года от болезни скончалась и наша бабушка Шабаева Пелагея Васильевна в возрасте 65 лет. Схоронили их на местном кладбище, рядом со старшей сестрой деда Анастасией. На их могиле установлен памятник, на котором также увековечена память их сыновей Кузьмы и Ивана, погибших на фронте.

С конца 40-х годов мама стала работать в колхозе на различных работах: работала дояркой, возила фляги с молоком на маслозавод (должность называлась молоковозчик). Долгое время работала в полеводческой бригаде, выполняя работы по заготовке кормов и по обработке картофеля, свёклы и других культур на полях, а также и другую физическую работу в колхозе.

Кроме основной работы в колхозе на плечах мамы была вся хозяйственная работа по дому. Надо было всех накормить, одеть, постирать. Проводить детей в школу. Все приходилось делать вручную, не было тогда у наших мам никаких помощников, в виде бытовой техники.

Оськина (Шабаева) Анастасия Семеновна
Оськина (Шабаева) Анастасия Семеновна

Мама по своему характеру была спокойным человеком, не любила ссор, конфликтов. Часто вспоминаем ее фразу: «Чу…Чу…», при любой назревающей ссоре. Этими словами мама сглаживала любую конфликтную ситуацию.

Мама всегда радовалась успехам своих детей, а потом и внуков. Молча гордилась нашими достижениями, а в моменты наших трудностей всегда была с нами.

Оськина (Шабаева) Анастасия Семеновна с внуками Владимиром и Максимом
Оськина (Шабаева) Анастасия Семеновна с внуками Владимиром и Максимом

Со своими соседями мама была в хороших отношениях. С ними делилась всегда своей радостью и печалью. Соседи отвечали ей тем же. Я хочу вспомнить наших соседей, которых она вспоминала всегда добрым словом: Самоварова Анастасия Александровна (Настёнка Филина), Шабаева Анна Ивановна (Нюрка Шабава), Чечина Надежда Матвеевна (Надька Чечина).

Оськина (Шабаева) Анасасия Семеновна (справа) с односельчанами
Оськина (Шабаева) Анасасия Семеновна (справа) с односельчанами

В 1974 мама в возрасте 50 лет ушла на заслуженный отдых, как мать, воспитавшая 5 детей. На пенсию она ушла со своей родственницей и подругой Варешкиной Анастасией Ивановной (разница в один месяц). Обе гордились тем, что им обеим назначили, по их мнению, очень большую пенсию для того времени, в размере 38 рублей 25 копеек. Действительно для женщин-колхозниц это была тогда самая большая пенсия, а через некоторое время они ещё больше были рады, когда после повышения пенсий, они стали получать по 45 рублей. Действительно, на селе такая пенсия считалась приличной для того времени.

Наша семья не отличалась от других, были и ссоры, и минуты радости. Мы, дети, знали, что в обиду родители нас не дадут. Об этом знали в школе, на селе. Тем более плохого о нас на селе не говорили, да и повода мы для этого не давали. Покинув родительский дом, мы ежегодно собирались вместе со своими детьми в родительском доме, где нас всегда ждали. Они любили своих внуков, но не баловали, каждый приучался к труду. Дед с бабушкой всегда внукам покупали вкусности. Покупали для внуков оптом, если лимонад – то ящик, конфеты, пряники, печенье – коробками. Ничего не жалели для внуков, всегда давали денег на расходы, а кто был студентом выделяли дополнительно денег. Пусть немного, но от души. «Нам, уж ничего не надо, а вам все маненько в помощь», – неоднократно слышали мы от мамы.

Оськины Анастасия Семеновна и Федор Григорьевич
Оськины Анастасия Семеновна и Федор Григорьевич

Летом у них в доме могло собираться до 25 человек, и всем хватало места. У нас всегда кто-то летом жил. Если бабушку не слушал кто-то из внучат, тогда она говорила, что сейчас деду скажет. Этого хватало, чтобы послушание вернулось. Ежегодно мы собирались у родителей на День Победы – для родителей это был главный праздник в году. Продолжая эту славную традицию, мы ежегодно приезжаем домой и вместе с другими потомками ветеранов-фронтовиков и тружеников тыла принимаем участие в шествии Бессмертного полка. Навещаем их могилы.

За доблестный труд, начиная с первых дней войны и до самого выхода на пенсию в 1974 году Оськина Анастасия Семёновна была награждена: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»., медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.». Оськина Анастасия Семеновна являлась Ветераном труда.

28 августа 2005 года мамы не стало. Похоронена Оськина Анастасии Семёновна на сельском кладбище родного села, рядом со своим мужем.

-8

Мама, бабушка, прабабушка мы помним и любим тебя. Спасибо тебе за всё.

Автор очерка от её потомков, сын Пётр.