Найти тему
Красное крыльцо

Великий Устюг

Оглавление

Великий Устюг.
Великий Устюг.
Ну, что же... как говорил Карлсон, который живет на крыше " Продолжаем разговор..."

После Тотьмы наш теплоход через определенное время хода по этой чудесной реке с уже слегка зеленеющими кустарниками по берегам и песней соловьёв, с прозрачным воздухом и дивными закатами и рассветами причаливает к пристани Великого Устюга.

Сразу оговорюсь, что не буду грузить вас рассказами о бытовых условиях, меню питания и прочих проблемах.

И так, название Устюг (с ударением на первом слоге) — связано с его географическим положением. Он находится на месте слияния двух больших рек: Сухоны и Юга, которые вместе образуют Северную Двину. Устье Юга (Усть-Юг) и стало именем возникшего здесь города. Этот географический факт отражён в его гербе: Нептун с двумя кувшинами, из которых вытекают две струи, образующие реку.

-2

«Великим» Устюг стал только при Иване Грозном, в силу его значимости для торговли через Белое море.

Поселение на месте слияния Сухоны и Юга первоначально возникло в конце 12-го — начале 13-го веков сразу в двух местах: на высоком правом берегу Сухоны (город Гледен) и на низком левом берегу (Устюг). Гледен не сохранился, поскольку оказался уязвим к набегам новгородских разбойников, и от него остался только Троице-Гледенский монастырь.

Устюг выжил, но более 200 лет был объектом борьбы между Новгородом, Москвой и Волжской Булгарией, которая сопровождалась набегами, погромами и пожарами. В 1392 году великий князь Московский Василий I окончательно включает Устюг в свои владения.

При Иване Грозном, Устюг утратил военное значение, но стал крупным торговым центром после открытия водного пути в Белое море. Благодаря этой торговле, 17-й век был периодом расцвета Великого Устюга. Именно тогда на купеческие деньги была построена большая часть устюжских храмов. В 17-18-ом веках устюжане принимали участие в освоении Сибири и новых российских владений на Алеутских островах и Аляске.

 В 19-м веке Великий Устюг теряет свой экономический и торговый статус и постепенно превращается в обыкновенный уездный город. Однако его прошлое процветание осталось запечатлённым в череде прекрасных соборов и церквей вдоль набережной Сухоны.

Именно поэтому мы назваем Устюг городом храмов и иконостасов, а не «родиной Деда Мороза», как его сейчас чаще всего позиционируют.
Великий Устюг
Великий Устюг

Соборное дворище

Это комплекс храмов, расположенных на берегу Сухоны в самом центре города, на том месте, где когда-то стоял первоначальный деревянный детинец.

Соборное дворище, вид с реки
Соборное дворище, вид с реки

Соборное дворище, вид с набережной на закате
Соборное дворище, вид с набережной на закате

Главным храмом города является кафедральный  Успенский собор. Нынешнее каменное здание собора возведено в 1639—1663 гг. в период царствования Алексея Михайловича. . В 18-м веке собор был перестроен в стиле "барокко" и в таком виде дошёл до наших дней.

Успенский собор и колокольня (17 - 18-й век), вид с запада
Успенский собор и колокольня (17 - 18-й век), вид с запада

Успенский собор, вид с севера на алтарную часть
Успенский собор, вид с севера на алтарную часть

С колокольни открывается красивый вид на город и реку 

Вид на Сухону с колокольни
Вид на Сухону с колокольни

 В 19-м веке к собору была пристроена зимняя церковь Благовещения, целиком закрывшая его с одной стороны. Сейчас в этой церкви находится городская библиотека.

Благовещенская церковь, 19-й век
Благовещенская церковь, 19-й век

В соборе сохранился уникальный резной иконостас 18-го века в барочном стиле.

Изящный собор Св. Прокопия Праведного, также находящийся в Соборном дворище со стороны набережной, сейчас выполняет роль кафедрального.

Собор Св. Прокопия Праведного, 17-й век
Собор Св. Прокопия Праведного, 17-й век

Святой Прокопий Праведный считается небесным покровителем Великого Устюга, и собор был построен над его захоронением в 1668 г.

Св. Прокопий жил в 13-м веке и происходил из купцов немецкого города Любека. Приехав в Новгород с товарами, он был глубоко впечатлен торжественностью православной церковной службы и красотой церквей и монастырей. Он раздал все свои средства бедным, крестился в православие и остался жить на Руси. 

Икона Прокопия Устюжского
Икона Прокопия Устюжского

Начав странствовать, он в конце концов оказался в Устюге и, приняв обет юродства, стал жить на паперти Успенской церкви, одетый в рубище и питаясь на подаяние. Он прожил в юродстве 60 лет и скончался в 1303 г., после чего был похоронен на берегу Сухоны в том месте, где любил сидеть, наблюдая и благословляя проходящие суда.

Мраморная сень над ракой Св. Прокопия Праведного
Мраморная сень над ракой Св. Прокопия Праведного

В 1883 г. над его ракой в соборе возвели белую мраморную сень с мозаичными украшениями изнутри. Это является отражением другой легенды: он умер зимой, и его тело нашли только на 4-й день после смерти, уже присыпанное снегом.

Главным украшением Прокопьевского собора является его резной позолоченный 5-ти ярусный иконостас, датируемый 1-й половиной 17-го века.

Иконостас собора Прокопия Праведного, 17-й века.
Иконостас собора Прокопия Праведного, 17-й века.

В конце 15-го века был ещё один юродивый по имени Иоанн, который обладал даром предвидения и исцеления.

Нынешний Собор Св. Иоанна Устюжского построен в 1656—1663 гг. также на средства устюжских купцов.

Собор Св. Иоанна Устюжского (17-18-й век), вид с набережной.
Собор Св. Иоанна Устюжского (17-18-й век), вид с набережной.

Красивейшим храмом Великого Устюга считается церковь Вознесения Господня «на торгу», построенная в стиле «московского узорочья» в 1648 г. на средства богатейшего устюжского купца.

Церковь Вознесения Господня "на торгу", 1648 г.
Церковь Вознесения Господня "на торгу", 1648 г.

Другая красивая церковь — Николы Гостинского — расположена неподалеку от Вознесенской на бывшей торговой площади.

Церковь Николы Гостинского с колокольней (1682-1720 гг.)
Церковь Николы Гостинского с колокольней (1682-1720 гг.)

Никольская церковь была основана приезжими купцами (или «гостями»), отсюда и её название.

Ещё одна церковь (Жён Мироносиц) находится ниже по течению Сухоны. Она была построена в 1714—1722 гг. на купеческие деньги и её подклет раньше был хозяйственным помещением. Зато верхний этаж был декорирован в стиле «нарышкинского барокко», что почти не встречается в Устюге.

Церковь Жён Мироносиц (1714-1722 гг.)
Церковь Жён Мироносиц (1714-1722 гг.)

Живописное крыльцо на четырёх столбах с арками и висячими гирьками сейчас, к сожалению, забито досками. А находится в этой церкви Музей новогодней и рождественской игрушки, что, конечно, очень актуально для родины Деда Мороза.😏😉.

Очень необычен и наряден храм Симеона Столпника, стоящий на берегу Сухоны в стороне от города. Он не похож ни на какие другие церкви Великого Устюга и по своей композиции не имеет аналогий в русской архитектуре 18-го века.

Церковь Симеона Столпника с колокольней (1725-1747 гг.
Церковь Симеона Столпника с колокольней (1725-1747 гг.

Храм построен в пышном и величественном стиле " барокко" и отличается наличием широкой паперти с аркадой и поднимающейся к ней лестницы, а также завершением в виде огромного купола. В храме проводятся богослужения, на которые нужно попасть, чтобы ознакомиться с интерьером.

Церковь Ильи Пророка (1695-1745
Церковь Ильи Пророка (1695-1745

Церковь Леонтия Ростовского (1742-1770 гг.), барочная верхняя часть украшена картушами.
Церковь Леонтия Ростовского (1742-1770 гг.), барочная верхняя часть украшена картушами.

Надеемся, что после завершения реставрации этих храмов Устуг ещё более похорошеет.

В Великом Устюге сохранилось много памятников гражданской архитектуры, в основном домов богатых купцов 18-19-го веков.

Все не буду, а покажу понравившиеся:

Усадьба Алёневых-Чебаевских, начало 19-го века, сейчас - Детский музейный центр
Усадьба Алёневых-Чебаевских, начало 19-го века, сейчас - Детский музейный центр

Дом Шилова (дом Лестока), 1760-1770-е гг. Сейчас - детский сад.
Дом Шилова (дом Лестока), 1760-1770-е гг. Сейчас - детский сад.
Он был построен в начале 1760-х гг. Иоганном Лестоком, бывшим придворным лекарем императрицы Елизаветы Петровны. Доктор Лесток увлекся политическими интригами, за что был разжалован и сослан в Устюг. Поскольку ссылка предполагалась бессрочной, он выстроил там себе западноевропейский дом с мансардой и богато украсил его главный фасад роскошным лепным декором в стиле "барокко". После смерти Елизаветы в 1762 г. опала кончилась, и Лесток вернулся в Петербург, а его дом впоследствии был продан купцу Василию Шилову.
Дом купца Красильникова (1876 г.), ныне городская резиденция Деда Мороза.
Дом купца Красильникова (1876 г.), ныне городская резиденция Деда Мороза.

Дом купца Кузнецова (1913 г.
Дом купца Кузнецова (1913 г.

Очень красив дом купца А. А. Кузнецова (1913 г.), в том числе благодаря эффектному эркеру на 2-м этаже.

Устюжские первопроходцы

1. Владимир Атласов, сын устюжского купца, был первым русским землепроходцем, добравшимся до Камчатки в 1697–98 гг.

2. В 1650 г. Тимофей Булдаков вышел по Лене к Ледовитому океану, и, продвигаясь вдоль берега, достиг устья Индигирки, обогнув мыс Северный.

3.Семён Дежнёв в 1641 г. в составе казачьего отряда был в числе первооткрывателей Колымы, попав туда через Индигирку и затем вдоль берега Ледовитого океана. Однако больше всего он прославился в 1648 году, когда, выйдя из устья Колымы, обогнул Чукотский полуостров и первым прошёл через пролив между Азией и Америкой, впоследствии «переоткрытый» Витусом Берингом.

Памятник С.И. Дежнёву (1605-1673) на территории Соборного дворища, установлен в 1971 г.
Памятник С.И. Дежнёву (1605-1673) на территории Соборного дворища, установлен в 1971 г.

4. Экспедиция Ерофея Хабарóва, исследовавшая Приамурье в 1649—1653 гг. Выйдя с большим отрядом казаков из Якутского острога вверх по Лене, а затем перейдя на её приток Олёкму, Хабаров волоком добрался до притока Амура реки Шилки, по которой уже достиг главной цели своего похода — собственно Амура. Оценка экспедиции Хабарова неоднозначна: его упрекают в излишней жестокости как по отношению к собственным людям, так и к местному населению. Среди его казаков вспыхнул бунт, который он жестоко подавил, а угнетение местного населения привело к вмешательству китайцев, которые потом энергично противодействовали русской колонизации Приамурья. В 1653 г. Хабаров был отозван на разбирательство в Москву и чуть было не угодил в тюрьму, а на Амур больше никогда не вернулся, хотя хотел. Как бы там ни было, сейчас в его честь назван город Хабаровск. Великий Устюг тоже не остался в стороне, и в 2015 г. в нём установили памятник Хабарову , хотя, строго говоря, устюжанином он не был, родившись в какой-то из окрестных деревень.

Памятник Е.П. Хабарову (1603-1671) напротив храмов Спасского монастыря, установлен в 2015 г.
Памятник Е.П. Хабарову (1603-1671) напротив храмов Спасского монастыря, установлен в 2015 г.

Рассказывать о Великом Устюге можно долго, но пора заканчивать, так как нас ждёт последняя остановка теплохода в Сольвычегодске, о котором несомненно есть что рассказать. Будет интересно.

Так, что до встрече в следующей статье нашего путешествия по реке Сухоне.

Жду ваших впечатлений и отзывов 🙂❤✍🏻