Найти в Дзене

Как тренеру мотивировать детей на занятия?

Каждый педагог или тренер периодически сталкивается с тем, что ученики теряют мотивацию к занятиям. Но прежде чем разбирать этот вопрос, рассмотрим основные причины демотивации у детей:

  • Ребенок без настроения или просто устал. Может быть с утра не задался день или в школе (саду) школе испортили настроение. Бывает, что ребенок просто не выспался или утомился;
  • Ребенок хочет заниматься чем-то другим. Случается, что амбиции родителей или тренера идут вразрез с желаниями и возможностями ребенка, но в силу возраста ребенок не в состоянии конструктивно объяснить или спорить с родителем. В итоге его нежелание рано или поздно проявляется в том, что он не хочет заниматься (особенно, если у него не получается);
  • Слишком много кружков и дополнительных занятий. В современном мире хочется развить много качеств у ребенка, поскольку создан «тренд» на развитие. Иногда этих «развивашек» слишком много и психика ребенка перегружается, по итогу мы сами отбиваем у него желание развиваться и учиться. Если Вы видите, что ребенку тяжело и он перегружен, подумайте – зачем забирать у него детство?;
  • Пробелы в воспитании. Тренд на психологию создал много вопросов у современных родителей – как же правильно воспитывать ребенка? Не причиню ли я ему психологическую травму если буду чуть строже? В итоге, не находя баланса родители начинают гиперопекать ребенка и идти ему на уступки во всем, лишая его возможности самому решать даже небольшие проблемы. Такой малыш растет очень капризным, привыкшим к тому, что мир крутится вокруг него и у него не формируется определенная жизнестойкость. Ребята склонны бросать все, что вызывает у них стресс и останавливаются на том, что менее энергозатратно и приносит удовольствие – как правило, это игры на смартфоне и просмотры быстрых видео;
  • Педагог не подходит ребенку. У разных педагогов и тренеров отличаются методики и формы проведения занятий. Также не забываем о человеческих качествах. Кому-то из ребят нужен более авторитарный педагог, а кому-то наоборот более мягкий и уступчивый.

Вернемся к вопросу мотивации на занятиях.

Прежде всего, при формировании группы, рекомендую наладить контакт с детьми и обсудить с ними то, чем Вы будете заниматься на занятиях. Понятный план на занятия снижает тревожность у детей и формирует понимание зачем они здесь. При необходимости – дать возможность задать до трех вопросов и ответить на них.

Если в Вашу уже сформированную группу приходит новый ученик, рекомендую познакомиться с ним лично и объяснить, чем Вы будете заниматься, а после - познакомить его с группой.

В обстоятельствах, когда у Вас каждый раз новая группа все же рекомендую начинать занятие со знакомства и объяснения зачем они здесь. Например, можно начать следующим образом: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даниил и сегодня мы с Вами будем укреплять наше здоровье и получать заряд хорошего настроения!».

Теперь рассмотрим методики, которые смогут Вам помочь в вопросе мотивации детей:

  • Геймификация. Метод, основанный на принципе внедрения игровой формы в неигровой контекст. Подход основан на склонности людей к достижениям, конкуренции, соревнованиям. Метод будет эффективен при постоянной группе.

Как же правильно применять геймификацию? Здесь все зависит от Вашей фантазии, поскольку правила «игры» Вы можете создать сами. Рассмотрим классический пример – создается таблица с именами (никнеймами) участников, где они зарабатывают баллы за определенные действия и повышают свой «уровень». Вот примеры: за приход на занятие, за активное участие, за радостную улыбку, за помощь другу, за преодоление трудностей и так далее. По окончанию определенного срока (например – месяц занятий) идет вознаграждение участников таблицы. Награду Вы продумываете вместе с родителями и награжден должен быть каждый участник.

  • Жетонная система. Метод очень прост в использовании – покупаются стикеры или жетоны, которые даются детям. Ориентироваться желательно на «детские тренды», чтобы получение жетона было желанным (пример автора – сейчас в работе использую мемных котов). Самый простой вариант – жетон после занятия. Далее нужно продумать награду с родителями, например, за 10 жетонов (посещенных занятий) поход в батутный центр или аквапарк.

Перечисленные методики достаточно просты в использовании и показали свою эффективность на практике. Для тренера это интересный опыт и педагогический рост, для детей – дополнительный интерес к занятиям.

Автор: Психолог и эксперт Педагогического колледжа фитнеса - Потапов Д.А.