Авиаперелёты стремительно дорожают на фоне интереса к внутреннему туризму, хотя ранее перевозчики получили рекордную прибыль на фоне многомиллиардной господдержки.
В январе-феврале 2024 года перелёты в экономклассе по России подорожали на 34–42% в годовом выражении, следует из данных Росстата. Эксперты называют этот скачок рекордным как минимум с кризисного 2008 года. Цены растут на фоне сокращения государственной поддержки авиационной отрасли. Однако ситуация выглядит так, что рост билетной выручки вряд ли пойдёт на затыкание дыр в бухгалтерии перевозчиков.
Подорожавшие билеты явно должны поддержать рекордный рост прибыли авиакомпаний, продемонстрированный в предыдущие годы. Хотя рост этот, похоже, имел «бумажный» характер. Так, в 2023 году лоукостер «Победа» увеличил чистую прибыль по РСБУ на 42%, до 23,1 млрд рублей. Показатель стал максимальным за всё время работы компании с 2014 года. Предыдущий максимум – 15 млрд рублей – был достигнут в 2022 году. Может показаться забавным, но он оказался обеспеченным прочими доходами, в том числе государственными субсидиями на сумму 15,1 млрд рублей. Значит ли это, что без субсидий лоукостер в это непростое время мог работать в ноль?
Всего в 2022 году перевозчики получили порядка 100 млрд рублей субсидий для возмещения операционных расходов на полёты внутри страны в условиях санкций. В том же году не только «Победа», но и едва ли не все крупнейшие авиакомпании отчитались о рекордной прибыли в 88 млрд рублей – в 2,8 раза больше, чем годом ранее. После этого государство, по-видимому, посчитало оказанную поддержку достаточной. В 2023 году объём субсидий сократился до 57 млрд рублей. В 2024-м, если ничего не поменяется – а меняется, как правило, в сторону увеличения под давлением профильных лоббистов, – субсидии составят 25 млрд рублей.
И вот на таком фоне произошёл резкий скачок цен, причём именно в экономклассе. Понятно, что экономика авиационного транспорта устроена намного сложнее, но глазами пассажира это выглядит так, что частные по своей сути компании получали прибыль напрямую из бюджета, а теперь переключились на население. Интерес к внутреннему туризму этому только способствует. По данным СМИ, этой весной, когда россияне начали планировать летние отпуска, спрос на авиабилеты внутри страны вырос на 25% по сравнению с показателями прошлого года. Среди самых востребованных направлений – Краснодарский край, Мурманская область, Карелия, Камчатка, Кавказ. Ехать туда поездом из большинства регионов страны долго и неудобно. Будут ли авиакомпании искать внутренние ресурсы для поддержания доступности перелётов или снова попросят государство дать им финансовую подпорку? Ответ на этот вопрос мы наверняка скоро услышим.