История этого храма насчитывает несколько сотен лет. Другое его название - Собор Покрова на Рву. Храм был построен в честь одного исторического события, когда русские воины отвели опасность от Руси со стороны злейшего врага.
В 1552 году воинство Ивана Грозного возвращалось домой в Москву после разгрома Казанского ханства. Причина Казанского похода была в постоянных набегах татар на Русь, они брали в плен русских воинов. Иван Грозный смог всё это закончить.
Такое значимое событие русичи не могли оставить без внимания, и как только Иван Грозный со своим воинством вернулся в Москву, на месте будущего храма была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью пределами. В 1555 году Иван Грозный повелел зодчим поставить на месте деревянной церкви храм Пречистой Царицы Богородицы "честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских ворот". Собор уже ставили каменный. Строительство храма не обошлось без косяков зодчих, и были нарушены законы симметрии, так что вместо семи приделов им пришлось сделать восемь. На одном основании был построен храм-город с девятью сооружениями, самостоятельно расположенных.
Позднее храм получил название Василия Блаженного по имени святого юродивого - Василий Блаженный или Василий Нагой, так его называли.
По старинным документам Собор возводили псковские зодчие Барма и Постник Яковлев. Хотя в статье, найденной мною в старинном журнале "Нива" от 1870 года имена мастеров не указываются. Привожу здесь эту историческую статью, подробно рассказывающую о строительстве собора и о событиях, которые стали основанием для его возведения. Старинная дореволюционная орфография в статье сохранена и мною не правилась. К сожалению, имя автора статьи установить не представляется возможным.
"История Москвы есть история России от XIV века до наших времён, а вековечные памятники, находящиеся в древней столице (эта каменная летопись величия и бедствий ея), служат наглядным дополнением к знаменательным событиям, происходившим в нашем отечестве. К числу замечательнейших зданий в Москве принадлежит храм Василия Блаженного, находящийся подле Кремля, близь Спасских (в древности Фроловских) ворот; это есть громадный, величественный памятник важного события, совершившегося в XVI столетии.
Хотя владычество татар над Россиею кончилось уже в исходе XV века и крест возсиял над луной, но разрозненныя междоусобием татарския орды ютились еще кое-где, особенно в Казани и в Астрахани; казанское царство – это каменное гнездо, основанное на развалинах болгарского царства, было грозно, могуче и богато вследствие торговых сношений своих с Азиею. Казанцы неоднократно производили далекие набеги на окрестный русская области, губили жителей их и грабили их достояние. Иногда, одновременно с казанцами, в наши пределы вторгались соплеменные им крымцы и татары ногайских улусов. В половине XVI века Русь сплотилась уже в единое тело и давала отпор врагам своим; но пока в ней гнездились непримиримые, алчные и коварные противники христианства — не предвиделось конца резне и ожесточенному избиению людей. Несколько раз уже русские воеводы подступали под Казань, но татары отсиживались в ней под защитою твердынь своих.
Настал 1552 г.; в это время царствовал в России Иоанн IV Васильевич, тогда еще не грозный; но совету бояр своих и с благословения митрополита Макария, Иоанн в торжественном собрании боярской думы произнёс: «пора сразить кичливую главу Казани!»— и велел готовиться к решительному походу на врагов. В июне месяце, выступая из Москвы с многочисленною дружиною и с знаменитыми воеводами, Иоанн поручил ведать Москву супруге своей, Анастасии, сказав ей: «милуй, благотвори здесь без меня». В августе того же года, помолясь пред иконою Богоматери, находившеюся в стане Дмитрия Донского во время битвы его с Мамаем, Иоанн подступил под Казань.
Начались губительный сечи, приступы, вылазки, ожесточённые схватки; на далекое пространство стонала земля, упитанная кровно и устланная трупами; татары защищались отчаянно, русские самоотверженно бросались на твердыни казанския, втискивались в ряды врагов и сражались с ними с переменным успехом. Время длилось, наступала непогодливая осень, завыли бури — полуразрушенная крепость держалась еще...
1 октября, в день Покрова Пресв. Богородицы, Иоанн объявил войску своему, чтобы оно готовилось в этот день пить общую чашу крови, т. е. к решительному приступу; воины, очистив душу свою исповеданием грехов и вкусив тела Христова, под громом бойниц двинулись на приступ. Вспыхнула утренняя заря, раздались звуки бубн и труб, иереи служили молебен, и едва дьякон, читая Евангелие, произнёс: да будет едино стадо и един пастырь, вдруг послышались раскаты громов—это было страшное действе подкопов. Дрогнула окрестность, в густых облаках дыма взвились обломки башен и домов... Татары, с криком: аллах, аллах! пустили в русских тучу стрел и камней, скатывали со стен своих бревна, давили ими русских и обливали кипящею смолою; татары стояли еще твёрдым оплотом хищного гнезда своего; царь их, Эдигер, отбивался от русских в укрепленном дворце своём; сам Иоанн, под сению хоругви, ободрял воинов; глубокие крепостные рвы были уже завалены трупами — наконец пали твердыни казанския, пылающий город был взят.
Воевода, князь Воротынский, первый поздравил царя с победой; «радуйся, царь благочестивый!» воскликнул он»: «теперь что прикажешь делать?» — «Славить Всевышняго», отвечал Иоанн — и собственноручно водрузил крест на вражеской земле.
Эдигеръ преклонил колена пред русским царём, Иоанн великодушно простил его, и, смиренно приняв поздравление от окружавших его воевод, велел очистить город.
Величественно и торжественно, на богато убранном белом аргамаке, в предшествии духовных сановников си, крестами и воевод своих, въезжал царь в покоренный город; там, со слезами умиления и восторга, встретили его пленные русские.
Иоанн заложил в Казани кафедральную церковь Благовещения и, распорядившись правлением города, начал собираться в обратный путь в Москву. В конце октября государь приближался уже к столице; он заезжал в Троицкую обитель св. Сергия поклониться молитвеннику о всей земле русской, и на другой день был уже на берегах Яузы. Летописи говорят, что все пространство от селения Растокина до Москвы было занято восторженными жителями столицы, лобызавшими руки, ноги царя и края одежды его. Между тесными рядами народа медленно подвигался Иоанн с дружиною своею, приветливо кланяясь на обе стороны. Подъехав к посаду Кремля (к Китаю-городу), царь снял с себя воинскую одежду, надел корону Мономаха, и, в величественном смирении, отправился за крестами в свою отчину пешком.
Загудели колокола по всей Москве; Иоанн вступал в Кремль чрез Лобное место в Спасския ворота; за ним несли корону казанского царства и булаву Эдигера.
Вскоре после того, дабы ознаменовать взятие Казани и совершенное уничтожение золотой орды (в день Покрова Пресв. Богородицы) достойным памятником для будущих веков, царь, по обету своему, в возблагодарение Богу, заложил в Китае-городе около Спасских ворот великолепный храм: Покровский Собор.
Самые народные историческая предания — устные, письменные и изображенные в картинах—суть: Мамаево побоище и Казанское взятье.
Для сооружения такого громадного храма, в Кремле, наполненном другими соборами и храмами, разными подворьями, зданиями, царскими садами и пр., не нашлось бы места. Китай-город представлял к тому более удобства; впрочем и в нём тогда теснилось много зданий. Он основан в 1524 г., в это время мать Иоанна Грозного, Елена Глинская, выстроила между Кремлем и Китаем каменную стену, которая охватила пространство на 66 десятин; башни на этой стене выстроены при Грозном. Здесь прежде были посольския подворья и жалованные боярам дачи; около же самых стен Кремля устроены были лавки и балаганы, торгу ради; здесь кипела мелкая промышленность. Таким образом, основалась и красная (т. е. красивая) площадь с лобным местом; на ней находилось от Никольских до Спасских ворот 15 церквей. К тому же это место, для построения на нём храма, и в то время ознаменовано было уже важными событиями; Спасския ворота (в которыя и квакеры не могут входить с покрытою головою) освящены многими религиозными обрядами и торжественными процессиями: там цари и митрополиты со священным собором встречали св. иконы, приносимые из разных городов; там же встречали святителей и вел. князей, возвращавшихся из Кипчакской орды; там развевалось чернозеленое знамя Донского, при походе его на битву с Мамаем; там неистовствовали и татары, вторгаясь в Кремль...
Подле этих же ворот находилась и звонница - башня с набатным колоколом, возвещавшим народу какое-нибудь важное, радостное или печальное событие, на Красной площади читались царские указы; сюда святители приходили давать народу свое благословение; сюда, по призывному колоколу, стекались граждане обсуживать свои дела; здесь производились и торговыя казни Грознаго, и пиры народные, и даже гулянья. На взлобье горы, во время крестных ходов, приходили преосвященные продолжать свою молитву; наконец—здесь объявлялись москвитянам и наследники престола, готовящиеся послужить народу своему.
Покровский Собор заложен Иоанном на месте бывшего деревянного собора во имя св. Троицы, в подгорье, на южном конце Красной площади, которая в конце XVI ст. называлась Троицкою и Лобною. В год взятия Казани (в 1552 г.) в Троицком Соборе погребено было тело св. Василия Блаженного. Имя зодчего, по плану которого выстроен был Покровский Собор, к сожалению, осталось неизвестным. Про этого зодчего есть недостоверное предание, что будто бы Иоанн, призвав его к себе, спросил его: «может ли он построить храм лучше этого?» Зодчий отвечал, что может; тогда царь велел его ослепить, сказав: «я хочу, чтобы где-нибудь храм был лучше этого».
Действительно, прекрасная и величественная архитектура Собора поражает взоры и настраивает душу к высоким, благоговейным помыслам; в этом согласны и многие иностранцы, посещавшие Москву. Здесь можно видеть в одной громаде соединение совершенно противуположныхъ архитектур: здесь представляется затейливый, пестрый вкус индийских зданий, в роде мрачных, насупленных пагод (времён Буддистов); здесь величие и благородство итальянской архитектуры, изящество и легкость мавританскаго зодчества, изысканность и узорочность в украшениях готическаго и отчасти византийскаго стиля. Здесь несколько церквей сгруппированы в одном многоглавом храме; но ни одна из глав, осеняющих Собор, не имеет сходства с другою - все различаются размером, стилем, краскою и формою: одна из них винтообразная, другая пирамидальная, третья чешуйчатая, овальная, шишковатая; одна зеленая, другая красная, третья с золотыми звёздами и т. д. Вообще же этот храм, при всём разнообразии частей своих, представляет строгое единство.
Какая фантастическая форма этой груды крылец и террас! Весь Собор окружён крытою стеклянною папертью, между массивных столбов готической формы, которые находятся у двух входных крылец. Замечательно, что колокольня храма устроена (сверх обыкновения) не на западной стороне, а на юго-восточной, у самых алтарей. В настоящее время этот храм против прежнего несколько изменён; неоднократно был он возобновляем, украшаем и увеличиваем пристройками.
Вокруг Покровскаго Собора находился большой, широкий ров, заросший кустарником и травою; в нём росла земляника и водились дикия собаки; через него перекинуты были деревянные мосты. 4 - го октября, в день Покрова Пресв. Богородицы, в этот храм изстари и доныне совершается крестный ход чрез Спасския ворота. В старинныя времена в этот день ходили в Собор девушки-невесты молиться о счастливом супружестве, приговаривая:
Святой Покров,
Девичью главу покрой!
При Иоанне Грозном приделы к Собору устраивались постепенно, но неокончательно. В 1557 г. (29 июля) совершилось освящение митрополитом Макариемъ Покровскаго собора с большим торжеством, в том же году освящён был придел во имя Св. Николая Чудотворца; остальные же семь приделов освящены были спустя два года после того, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патриарха Иова. К Собору пристроена была в то же время каменная церковь, во имя Св. Василия Блаженнаго (Христа ради юродиваго), вследствие чудес, открывшихся от гроба его, 2-го августа 1588 г. Вот с этого-то времени Покровский Собор и стал более известен под именем Василия Блаженнаго. На паперти около храма, цари, в поминальные дни своих родичей, так как и в Кремле, давали нищей братии кормы, панихидные столы; туда в изобилии выносили разные съестные припасы из казённых кремлёвских подвалов, где хранился царский кус. Около Собора было пристанище юродивых болящих, калек-лежанок в лубяных тележках, и темных -невидущих, и слепцов-рапсодистов, распевавших гнусливым голосом притчи об убогом Лазаре, об Алексее Божьем человеке, об Федор Тироне и проч. святых.
Выше сказано было, что в Соборе произошло много изменений. В 1680 г. в нём находилось уже 20 приделов, вверху и внизу; они существовали до 1783 г.
Выше сказано было, что в Соборе произошло много изменений. В 1680 г. в нём находилось уже 20 приделов, вверху и внизу; они существовали до 1783 г. При всех этих приделах находились особые священники до 1771 г. (год морового поветрия в Москве); в чумное же время многие из них померли. В продолжении следующих годов и некоторые приделы были уничтожены, а некоторые поновлены и вновь освящены. В 1775 г. над гробом Василия Блаженного сделана новая резная сень. Ныне в верхнем этаже Собора находится 9 пределов, а в нижнем 2.
В верхнем: 1-й, главный, самый пространный из всех, храм — Покров Пресвятая Богородицы; приделы: 2 - вход в Иерусалим; 3 — Иоанна Милостивого; 4 — муч. Адриана и Наталии; 5 — Живоначальныя Троицы; 6 — преп. Александра Свирскаго; 7 —Св. Николая Чудотворца; 8 — преп. Варлаама Хутынскаго; 9 — Священномуч. Григория Великия Армении.
В нижнем этаже: 1-й—во имя Св. Василия Блаженнаго, где лежать и мощи его под спудом, а на гробнице—два креста от вериг; 2-й—во имя Рождества Богородицы; там, также под спудом, находятся мощи Св. Иоанна Блаженнаго, над гробницей его висят вериги, а тяжелый железный колпак, который носил он, пропал во время нашествия неприятелей в Москву в 1812 г.
Что касается до иконостасов тамошних приделов, то надобно заметить, что иконостасы старинных церквей вообще, особенно в XVII ст., украшались искусною и затейливою резьбой на дереве, также вычурными прилепами и фризами; в древнем иконописании изображался союз ветхозаветной церкви с новозаветной. Стенопись во фресках изображала притчи Евангельския в лицах, семь вселенских соборов или деяния Святых, для неграмотных - взамен грамоты, а грамотным в назидание.
В дополнение к описанию этого достопримечательнаго храма, скажем, что, начиная с XVI ст., в неделю Вайи (вербную, цветоносную) бывал туда, при большом стечении народа, крестный ход — из Успенскаго Собора , из котораго выносили огромное дерево, искусственно украшенное разными плодами; дерево устанавливали в обширные сани и медленно везли чрез Спасския ворота. Около дерева стояли отроки в белых одеждах, представляя собою ангелов. Пред позднею обеднею и царь, сопровождаемый свитою бояр, отправлялся из хором своих сперва в Успенский Собор, а вышедши оттуда, в предшествии патриарха присоединялся к крестному ходу, и шли они оба на это действо под сению хоругвей. За ними следовало по порядку (младшие впереди) черное и белое духовенство с дымящимися кадильницами и демественниками (певчие), славословя Спасителя. Пред иконами шли поддьяки с большими зажженными свечами, а за ними патриарх с посохом; с правой стороны его дьяконы несли Евангелие, а по левую — большой фонарь и златожемчужный крест. По обеим сторонам священной процессии стояли шпалерами стрельцы и высились большия, росписныя разными колерами, кадушки с воткнутой в них вербой.
Вся эта процессия подходила к Покровскому Собору и располагалась лицом к востоку. Патриарх, дав благословение народу, вступал с царём и с избранными чинами в придельный храм Входа в Иерусалим; там патриарх облачался в свою блестящую, златокованую ризу, а царь надевал на себя все регалии свои. Лобное место устилалось алым сукном, на котором ставился аналой под бархатною пеленою; около него стоял и осля под белой попоной, а в колеснице, за перилами, благолепная верба блистала зеленью и плодами. Прибыв на Лобное место, патриарх вручал вайи, сперва царю, потом, чин по чину, предстоявшим особам; потом архидиакон читал Евангелие; наконец патриарху подводили осля с постланным на нём ковром. Патриарх с евангелием и крестом в руках, вспомоществуемый духовными сановниками, усаживался боком на осля — и трогался с места. Царь же, поддерживаемый боярами, вёл осля за конец повода, под уздцы вели дьяки. Патриарх, на пути своём, крестом осенял теснившейся по сторонам его народ, а протодьякон кропил его святой водою. Подъехав к Спасским воротам, патриарх останавливался и читал молитву городу; в это время раздавался повсеместный колокольный звон. Прибыв к Успенскому Собору, патриарх сходил с осля, вступал в храм, принимал у царя вайю и совершал с ним обряд целования.
Во время нашествия в Москву французов Покровский Собор был разорён; всю недорогую утварь (ценная была увезена в Вологду), французы разбросали, с престолов святотатственно сорвали не только одежды, но и срачицы, а нижние храмы обратили в конюшню. Наполеону не понравилась архитектура этого храма; он назвал его мечетью и хотел сжечь; но голод и холод принудили Наполеона скорее выбираться из Москвы. По изгнании неприятелей из столицы, все приделы Собора опять были освящены (в начале 1813 г.) преосвященным Августином. Наконец, в наше время (с 1839—1845 г.) внутри и снаружи Собора все ветхости были исправлены, а стены вновь расписаны.
В настоящее время видим мы эту церковь очищенною от бывших около нея разных неприглядных зданий и торговых балаганов; теперь видим мы ее стоящую совершенно отдельно, окруженную широкими проездами; холм, на котором она сооружена, обложен с двух низменных сторон диким камнем и обнесён красивою железною решёткой, а со стороны Спасских ворот и Лобного места, почва уравнена с основанием храма, так что и признаков бывшаго там рва не осталось. Пред храмом устроена прекрасная эстрада, на которой во время крестных ходов совершаются молитвы. Еще издали, от северного конца красной площади (от Иверских ворот), представляется этот храм во всём величии своём.
В дополнение же к описанию Спасских ворот прибавим, что в них, после татарского периода, въезжал с торжеством самозванец, сопровождаемый блестящею свитою, состоявшею из крылатой польской конницы; а вскоре после того — Шуйский, держа в одной руке крест, а в другой обнаженный меч, чтобы свергнуть с престола самозванца. Что же касается до Красной площади, на ней (гораздо позднее описанных происшествий) Пётр I встречал новолетие—не с 1-го сентября, как прежде, а с 1-го января 1700 года по особому указу, по которому, хотя и с сожалением к старому порядку, освященному веками, надобно было исполнить державную волю Петра. Накануне новогодия на Красной площади всё было приготовлено для встречи его. Пётр сам зажёг там первую ракету, это был сигнал — вдруг все улицы ярко осветились, при колокольном звоне, при пушечной пальбе, при громких восклицаниях: ура! и при звуках труб и литавр. На рубеже двух годов царь стал всех поздравлять с новым столетием и с новым годом.
В прошедшем веке, пред появлением моровой язвы в Москве, на Красной площади стояли заштатные попы из разных епархий, которых граждане приходили туда нанимать (подешевле) служить литургию, всенощную, панихиды и прочия церковныя требы, наприм., молитву в шапку говорить: за дальностию местожительства некоторых обывателей неудобно было священникам посещать их, в таком случае они и совершали этот нечинный обряд; наниматели же, по невежеству своему довольствовались им и приносили молитву в шапке домой. Некоторые из попов держали в руках калачи, и, чтобы скорее покончить дело с нанимателями, грозились, что вот-де сейчас закусят калач и после уже помогут служить литургию. Преосвященный Амвросий уничтожил все эти предосудительные поступки церковнослужителей, и предписал им строгия правила как должно поступать при совершении треб, соответственно их сану. Тогдашнее духовенство за это невзлюбило преосвященного — и неприязнь эта к нему была отчасти причиною убиения его бунтовщиками в страшное чумное время; это фактически известно из описания его жизни.
На широком пространстве Красной площади Наполеон, которому душно было в Кремле, делал парадный развод своей гвардии. Храм Василия Блаженного был немым свидетелем многих, многих важных событий....
В заключение всего напомним современникам, как ярко и великолепно был иллюминован Покровский Собор в 1856 году, августа 26, в день коронования ныне благополучно царствующего Императора Александра II; вся громада древнего здания, арки его, узорные портики, карнизы, ниши — унизаны были огненными гирляндами. Особенно, с Замоскворечья вид на светозарный Собор был поразительно хорош — и старец-храм как будто ликовал в это время...".
Источник: литературный журнал, 1870 г.