Одним летним вечером я заново открыл для себя фильм "Пираты Карибского Моря: Проклятие Черной Жемчужины". Структура сюжета меня серьезным образом увлекла. Фильм оказался переполнен разнообразными сюжетами и, с позволения сказать, архетипами-образами. Приходилось буквально ставить на паузу, чтобы вдуматься в смысл и магнетизм каждой сцены.
Давно хотел оформить и изложить возникшие мысли. Все что хотел, не получится, слишком рваные получаются. Но кое-что общее нашлось. Скорее предлагаю определенную интерпретацию сюжета.
Джек Воробей
Удивительный факт: иногда мы встречаем в фильме персонажей, очевидно, ведущих себя не реалистично. Сказка. Фантазия. Однако, у нас не возникает отторжения, наоборот, просыпается интерес. Что он еще такого сделает? А что этому скажет? Джек Воробей в исполнении актера Джонни Деппа - именно такой персонаж.
Что нам известно про Джека на начало фильма? Он был капитаном пиратского судна Черная Жемчужина и занимался незаконной деятельностью. Произошел бунт в результате которого команда его прогнала, оставила на необитаемом острове без еды и воды. В целом, он должен был уже умереть.
Для государства он известный преступник хоть пока без ресурсов, без влияния и без команды. Самый первый кадр, он буквально сходит на берег с тонущего корабля. Довольно быстро он на наших глазах оказывается пойман и приговорен к казни. Репутация - не очень.
Какой нам рисуется образ? Перед моими глазами озлобленный и уставший от жизни человек. Но в фильме мы видим совсем иное.
Мертвый Порядок
В фильме имеется противопоставление глобальных действующих сил. Есть пираты, а есть британцы. Пираты - мертвые, британцы - живые. Пираты - зло, британцы - добро. Пираты - хаос, британцы - порядок.
Искры между этими сторонами, создают сюжет фильма и подчеркивают культурную проблематику. Каким должен быть порядок? Что важнее: общественное или личное?
Как это часто бывает, проблема демонстрируется в сюжете отношений между полами. Так персонаж Элизабет Суонн проживает личную драму. Она сама согласна с тем, что должна выйти замуж именно за перспективного командора Джеймса Норрингтона, но что-то в ней противится этому.
Со скрытой надеждой она смотрит на повзрослевшего Уилла Тернера, но в раздражении уходит от него, увидев его принятие всей ситуации.
Сам командор Джейм Норрингтон, оставаясь на стороне порядка, оказывается скован своими представлениями о порядке, о законе, да и о самих пиратах! Джек Воробей спас его невесту от падения в воду, но Джеймс Норрингтон служит закону несмотря ни на что. Заключает его под стражу и объявляет о его будущей казни.
Этот момент, вероятно, отторгает Элизабет от жениха еще сильнее: он слишком "заморочен". Он даже не замечает, что ей уже становится плохо, что и стало причиной ее падения в воду.
Ум буквально захвачен чем-то на словах правильным, но тем что Элизабет явно не очень по душе. И здесь мы вспоминаем про Джека. С одной стороны, он определенно пират, с другой стороны - в нем нашлось нечто отторгнувшее его от своих. Совершенно определенно, его слабо интересуют чужие соглашения и договоренности, он на своей волне.
Психологический пират
В отличии от своего антагониста - Барбароссы, Джек не стремится к богатствам, нельзя назвать его (по первому фильму) довольно алчным или злобным. Джек Воробей за весь фильм озабочен ровно одной проблемой - ему нужно вернуть свой корабль.
Джек Воробей прекрасно осведомлен о всех порядках в британцах, он знает как и почему действует его бывшая команда. В конце концов, он знает что Уилл Тернер влюблен в Элизабет Суонн, и нагло этим пользуется, направляя его куда ему нужно. В конце фильма он стравливает англичан и пиратов, для того чтобы под какие-то свои задачи.
Он всем одновременно помогает, и одновременно помогает сам себе. Смог ли Уилл Тернер без его помощи спасти Элизабет? Смог ли Джеймс Норрингтон без его авантюр найти капитана Барбароссу? Вряд ли.
Намерение фильма
На мой взгляд, в этом фильме показано две вещи. Первое, это коллективное намерение освободится от давящего ума, ограничивающий амплитуду наших поступков. Является ли порядок - добром? Является ли хаос - добром? Что это вообще такое?
Это британцы управляют порядком, или может быть порядок управляет британцами?
Уилл Тернер проходит трансформацию и освобождается от представлений о том, как правильно, и продолжает вести себя так же хорошо, но теперь как его внутреннее естесство. Возможно, речь про онто-инсе. Результат его трансформации сводит его с Элизабет Суонн, союз с которой нарушает все известные договоренности и порядки.
Проводником же в мир живого хаоса становится никто иной, а настоящий мужчина, носитель свободного ума. Он хорошо разбирается в людях, ловкий, хитрый, позволяет при этом всем остальным реализовываться так, как они сами хотят. Он ничего не навязывает окружающим, но и сам себя ни в чем не ограничивает. Нельзя сказать, что он откровенно кого-то в чем-то обманывает, в конце концов, все при нем получают что хотят.
Корабля у него нет, друзей нет, ему грозит казнь. Но не теряется в моменте упомянуть - я не просто Джек Воробей. Что за неуважение! Я еще и Капитан!
Можно сказать, какой ты капитан без корабля? На это можно ответить, можно быть с кораблем, но не быть Капитаном. Это страшнее.