Найти тему

Валерий Воскобойников: Жизнь замечательных детей вчера и всегда. К юбилею писателя

Один из старейших наших авторов Валерий Воскобойников за полвека с лишним писательской работы сочинил множество детских книжек. Как сам он говорил в одном, причем давнем уже интервью, их у него вышло не меньше шестидесяти, не считая нескольких сотен статей, рассказов и очерков. Исторические книжки и книжки биографического жанра Воскобойников начал писать ещё в 70-е. Тогда вышли его повести о великом враче Авиценне, а также о Кирилле и Мефодии. Позднее появились исторические романы и рассказы о блокаде Ленинграда, которую автор пережил сам. Ещё позднее, уже в 90-е, вышли романы и повести о шумерском легендарном царе Гильгамеше и других древневосточных героях, рассказы о православных святых, повесть о Серафиме Саровском, пересказ фрагментов Библии и замечательные художественные очерки о детстве великих писателей, ученых, музыкантов, политиков – «Жизнь замечательных детей».

Валерий Михайлович ВОСКОБОЙНИКОВ (р. 1 апреля 1939)
Валерий Михайлович ВОСКОБОЙНИКОВ (р. 1 апреля 1939)

Большинство книжек Валерия Михайловича неоднократно переиздавались, в том числе и те, о которых я вам сегодня напомню.
Само их название – «Жизнь замечательных детей» - обыгрывает название старейшей отечественной книжной серии «Жизнь замечательных людей», начатой ещё в XIX веке издателем и просветителем Флорентием Павленковым, а после революции 1917 года продолженной по инициативе знаменитого писателя и общественного деятеля Максима Горького и продолжающейся в наше время издательством «Молодая гвардия». В серии ЖЗЛ (так сокращённо её называют) вышло с павленковских времён уже более полутора тысяч биографий русских и зарубежных великих, знаменитых или даже просто оригинальных людей, в которых подробно рассказывается не только об их жизни и творчестве от рождения до смерти, но и об их окружении, о том вкладе, который внесли эти люди в человеческую историю и культуру, наконец, о самом том времени, когда они жили и трудились.

Книжки же Валерия Воскобойникова, как ясно уже из названия, главным образом рассказывают о том, как великие становились великими, то есть об их детстве, отрочестве и юности. В издательстве «Оникс», в 2006 и 2008 годах вышли три замечательно оформленных Галиёй и Александром Драговыми тома, содержащие в общей сложности 25 очерков о детстве великих людей. Среди воскобойниковских героев государи и полководцы Александр Македонский, Пётр Великий, Екатерина Великая, Александр II Освободитель, Александр Суворов; писатели Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Крылов, Марина Цветаева и Астрид Линдгрен; композиторы Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев; создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге архитектор Андрей Воронихин; учёные Авиценна, Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Франсуа Шампольон, а также изобретатель Томас Эдисон, знаменитый инженер и промышленник Генри Форд; европейский путешественник, открывший Америку, - Христофор Колумб, проповедник, церковный деятель и чудотворец, святой Иоанн Кронштадтский и первый в истории космонавт Юрий Гагарин.

Воскобойников, Валерий. Жизнь замечательных детей. Книга первая / оформление Г. Драговой, А. Драгового. - М.: Оникс, 2006. - 184 с., цв. ил.
Воскобойников, Валерий. Жизнь замечательных детей. Книга первая / оформление Г. Драговой, А. Драгового. - М.: Оникс, 2006. - 184 с., цв. ил.

Отчего именно эти люди привлекли внимание автора? Понятно, конечно, что Александр Македонский, Пушкин, Пётр I, Моцарт, Ломоносов, Колумб, Гагарин - уникальны, без рассказов о них никакая книга о величайших деятелях человечества обойтись не может. Но вот отчего, например, с ними соседствует именно автор «Малыша и Карлсона», шведская писательница Астрид Линдгрен, а не, допустим, автор «Путешествия Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф? Отчего из знаменитых священнослужителей внимание автора привлёк отчаянный консерватор и монархист Иоанн Кронштадтский, а не, скажем, Сергий Радонежский? Почему Валерий Михайлович Воскобойников не рассказал, к примеру, о детстве русского инженера и писателя Николая Гарина-Михайловского, а рассказал, наоборот, об американце Генри Форде, самое знаменитое изобретение которого не автомобиль, а конвейер, с помощью которого стало возможным выпускать за короткий промежуток времени множество автомобилей, как известно, не только загрязняющих нашу планету, но и выматывающих тех, кто на конвейере работает, так, как никакой другой, самый тяжёлый физический труд (о чём снял свою великую сатирическую немую кинокартину ещё Чарли Чаплин)?

Каковы же критерии отбора героев для «Жизни замечательных детей», помимо, возможно, личных пристрастий автора? Есть ли они? Я думаю, что есть, хотя, как читатель, и не всегда согласен с авторским выбором. Эти самые критерии, в сущности, тоже можно назвать героями очерков, разве что не персонифицированными. Это - книги и беспокойная натура, дарованная персонажам воскобойниковских очерков от Бога или природы. Книги я назвал первыми. Так оно и есть. Именно вовремя прочитанная книга беспокойную человеческую натуру, как правило, и пробуждает. И пример тому - едва ли не все двадцать пять биографий одарённых детей, ставших впоследствии великими людьми.

Воскобойников, Валерий. Жизнь замечательных детей. Книга вторая / оформление Г. Драговой, А. Драгового. - М.: Оникс, 2006. - 192 с., цв. ил.
Воскобойников, Валерий. Жизнь замечательных детей. Книга вторая / оформление Г. Драговой, А. Драгового. - М.: Оникс, 2006. - 192 с., цв. ил.

Было ли их детство счастливым? Формально - далеко не у всех. Так, будущему великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову пришлось зарабатывать своим трудом и содержать большую семью уже в 11-летнем возрасте, сразу после ранней смерти его отца. Александру Сергеевичу Пушкину недоставало родительской любви, что бы по этому поводу ни думал мой добрый знакомец, автор новейшей книжки о детстве Пушкина Юрий Нечипоренко. Михаил Юрьевич Лермонтов двух лет лишился матери. Андрей Воронихин был сыном крепостного, а Блеза Паскаля околдовала ведьма. Но каждому из них в свой черёд было подарено судьбой великое чудо - та самая Книга, открывшая им неведомый волшебный мир, книга, благодаря которой не только замечательные дети, но и все читающие люди на свете встречаются когда-нибудь с чудом и счастьем.

Да, все мы родом из детства, все мы начинаемся в детстве и достаточно часто те из нас, кто состоялся уже в детстве, в зрелости достигают особенных успехов. Достаточно часто, но отнюдь не всегда. Яркий пример тому – трагическая судьба поэта-вундеркинда Ники Турбиной. Быть может, еще одним томом Валерия Воскобойникова из серии «Жизнь замечательных детей» мог бы стать как раз такой сборник очерков - о детях, ничем не замечательных (кроме того, что они дети), которые тем не менее потом стали знаменитыми людьми. Или наоборот. А что? Это было бы, вероятно, не менее интересно.

Ну а три тома, уже вышедших из-под пера старейшего нашего детского писателя, я думаю, интересны будут всем - и ребятишкам младшего школьного возраста, на которых, собственно, и ориентированы, и ребятам постарше, и взрослым, давно уже знающим практически все подробности биографий будущих знаменитостей из других источников. Валерий Воскобойников ничего не придумывал, когда писал о замечательных детях, он читал и перечитывал то, что было написано раньше. И - пересказывал по-своему, кратко, просто и талантливо, вкладывая в каждый очерк добрую мудрость немолодого человека и опытного писателя.

Воскобойников, Валерий. Жизнь замечательных детей. Книга третья / оформление Г. Драговой, А. Драгового. - М.: Оникс, 2008. - 184 с., цв. ил.
Воскобойников, Валерий. Жизнь замечательных детей. Книга третья / оформление Г. Драговой, А. Драгового. - М.: Оникс, 2008. - 184 с., цв. ил.

Я очень жалею, что когда сам был маленьким, эти книги ещё не были написаны. Они бы надолго заняли моё воображение, а позднее почётное место на полке рядом с замечательными биографическими книжками, которые я мальчишкой очень любил читать и перечитывать, такими как «Детство Лермонтова» Татьяны Толстой или «Юность Лобачевского» Джавада Тарджеманова. Тем более что книги Воскобойникова прекрасно оформлены коллажами из фотографий, репродукций старых портретов и современных рисунков, так что рассматривать их не менее интересно, чем читать.

И всё было бы просто замечательно, если бы не досадные опечатки, а то и примеры вопиющего технического брака, которых здесь не так уж мало. В уже цитированном выше интервью Валерий Михайлович Воскобойников сетовал на то, что в современных издательствах зачастую книги, готовящиеся к печати, не то что никто не редактирует и не корректирует, но и вообще не читает. И это на самом деле так, но, может быть, в переизданиях – а они, я думаю, должны быть обязательно, косметический ремонт книг будет произведен.

-5
-6

Но не будем о грустном, а лучше познакомимся еще с одной книжкой Валерия Воскобойникова – на сей раз чисто художественной и в то же время продолжающей тему «Жизни замечательных детей». Это – повесть «Все будет в порядке», написанная так, как обычно пишут не для детей, а для взрослых:
на полном серьёзе и с полным уважением к высоким нравственным и интеллектуальным качествам читателя.

Повесть рассказывает о взрослении обычных десятилетних мальчиков - из трудных или неполных, небогатых семей, о том, как проявляются особенности их личностей, их таланты, главный их которых, считает автор, и мы, читатели, совершенно согласны с ним, - доброта.

Именно о нем, о таланте человеческой доброты, которой в нашем мире и в нашем времени нередко всем нам недостаёт, пишет Валерий Михайлович Воскобойников уже полвека во всех своих книгах и статьях. Именно к ней призывает, рассказывая детям об их современниках, как в этой книжке, или о детстве знаменитых учёных, писателей, политиков, как в «Жизни замечательных детей». Именно к милосердию, к вниманию к ближнему призывает он в исторических повестях об Авиценне и Энгельсе, Кирилле и Мефодии, Николае Чудотворце, о героях ближневосточного и европейского эпоса, как бы заново оживающих на страницах его книг.

Да, они оживают заново, но говорят и делают то же, что говорили и делали столетия и тысячелетия назад, и при этом чудесным образом становятся всем нам ближе и понятнее. А ведь если великие герои древности понятны и близки нам, значит, и мы сами в чём-то делаемся похожими на них. В том-то и заключается волшебная сила искусства, потому-то и зовётся создателем настоящий писатель, беседующий, как раньше говорили, с богами.

На мой вкус повесть Валерия Воскобойникова «Всё будет в порядке» практически идеальна - по небольшому своему объёму, изящному языку, читабельности, ярким и нестандартным героям, запоминающимся второстепенным персонажам, умному и доброму взгляду автора на, что греха таить, не слишком умное и совсем недоброе наше время, в котором детям надобно не только выжить, но и жить. А это не одно и то же.

А ещё эта книжка о том, что даже в самые трудные времена дети, в отличие от взрослых, живут, даже тогда, когда взрослые только выживают.

Так что, по-моему, огромная коллекция примеров для подражания - тех самых знаменитых детей, о которых Валерий Михайлович Воскобойников написал целых три толстых тома, - пополнилась ещё двумя портретами, пусть и написанными с совсем даже незнаменитых ребятишек. Это портреты героев повести - Володи и Шурки, - ребят, умеющих любить ближнего, а потому и дружить по-настоящему, какие бы неприятности им ни противостояли: семейная неустроенность, социальный раздрай или невнимательные школьные учителя.

Ну а если такие ребята среди нас есть, значит и впрямь всё будет в порядке.

Валерий Михайлович ВОСКОБОЙНИКОВ
Валерий Михайлович ВОСКОБОЙНИКОВ

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.