В особняке не было освещения, поэтому фото сделаны в полумраке. 2019 год.
На Васильевском острове, среди производственных зданий, под строительной сеткой спрятался уникальный особняк , с легендарным зеркалом привезенном из дворца где жил граф Дракула.
В 1844 году крестьянин Николай Макеевич Брусницин приехал в Петербург из Тверской губернии. На Кожевенной улице купил дом, открыл небольшую кожевенную мастерскую. Дела шли хорошо, производство по дублению кож развивалось, хозяин стал купцом и многодетным отцом.
В 1882 г. после смерти Николая Макеевича, наследовали кожевенное производство три сына Николай, Александр и Георгий.
Уникальные интерьеры особняка частично сохранились. В нем снимаются исторические сериалы и фильмы. За простенькой деревянно дверью закрытой на небольшой замочек нам открылась шикарная, мраморная лестница. Упиралась она в белы камин над которым находился витраж. Все камины в особняке рабочие.
Мраморная парадная лестница освещалась дневным светом. Сохранились мраморно – железные ступени и мраморные перила ручной работы. Потолок покрывает лепка с растительным орнаментом и фигурами Креатид.
На верхней площадке лестницы, под окном, камин.
Возможность выезда за границу и финансовые возможности позволяло семье Бруснициных покупать предметы роскоши для украшения интерьера своего особняка. Белый зал или по другому танцевальный, был украшен белой лепкой с золочением. Зал оформлен в стиле Людовика 15.
Стены, потолок сплошь украшены лепниной с растительным орнаментом, венками, музыкальными инструментами, вазами, амурами, сатирами и женскими головками. Панно чередуются с пилястрами украшенными музыкальными лирами. Окна с толстыми стеклами и мраморные подоконники сохранились до наших дней, оригинальные.
Роскошный белый зал с камином, над которым висело зеркало которое, по преданию обладало мистическими свойствами. Шикарная люстра отражалась в зеркале. Двухметровая люстра оригинальная, сохранилась со времен купцов Бруснициных. Первоначально в особняке пользовались свечами, впоследствии они были заменены электрическими лампочками.
Хозяйка которая продала зеркало Брусницыну жила в Венеции. Огромное, обрамленное драгоценными камнями зеркало раньше висело в одной из комнат графа Влада – 3 Цепеш, который стал прообразом героя романа Б.Стокера “Дракула”. До него у зеркала было несколько хозяев. По сути это был артефакт, по преданию, дарящий успех, силу обладателю.
В особняке стали происходить странные события. Стали пропадать слуги, а хозяйская дочь попыталась покончить жизнь самоубийством. Это так напугало хозяев, что они захотели избавиться от зеркала, но продать ни разбить зеркало не удавалось, в итоге, его просто отнесли в подвал.
Слух о мистическом особняке и дьявольском зеркале распространился по всему городу. Суеверный люд старался лишний раз не ходить мимо дома с дурной репутацией. Шепотом обсуждали, каким же образом бывший крестьянин стал вдруг так сказочно богат.
Это всего лишь красивая легенда, не стоит относиться к ней серьезно.
Центральную часть камина украшают целующиеся Путти. По бокам сидят два Амурчика поддерживающие свисающие мраморные гирлянды из цветов. Рядом с камином две тумбы предназначенные для ваз с цветами. Над фигурной полкой камина лепная рама в виде венка. В раме находится подлинное зеркало.
Зеркало установлено таким образом чтобы гости могли любоваться великолепной хрустальной люстрой.
Гостиная в теплых коричневатых тонах. Когда то подобных гостиных в особняке было несколько все они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. Гостиная оформлена в стиле рококо. Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок.
Стены разбиты на отдельные панно с золоченными рамами. Так же оформлены двери и рамы зеркал.
В помещении сохранилась подлинная люстра. Стены гостиной затянуты подлинным шелком. Зеркала поставлены друг против друга и создают иллюзию бесконечности.
К Белому залу примыкает небольшая курительная комната с сохранившимся роскошным декором в мавританском стиле. Стены и купол этой комнаты раскрашен гипсовой лепкой с позолотой. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни, покрыта восточными надписями. Люстра отражается в зеркале так же как и хрустальная люстра в Белом зале.
По стена комнаты мелкой вязью на Арабском языке написана повторяющаяся надпись “Слава”
Столовая. Потолок окрашен под дерево гармонирует с деревянными стенными панелями и дверями. Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные. В парадной столовой сохранился деревянный, резной буфет.
Уцелел лепной потолок, бронзовая люстра, диванчики, два шкафа для бильярдных принадлежностей и резной камин. Стены украшают деревянные, дубовые панели, ручной работы. Среди панелей, рядом с буфетом есть замаскированная деревянная дверца ведущая в бильярдную. Резные панели украшены резными орнаментами и бараньими головами. Баран – как символ торговли.
Раньше стены были затянуты тонкой, светлой кожей. Посреди зала стоял огромный дубовый стол вокруг которого располагались стулья обитые кожей на 60 человек. Окон выходящих на улицу в столовой нет. Все окна обращены в зимний сад, оранжерею.
В 2019 году я участвовала. в волонтерской субботе с проектом " Открытый город" Задача была разобрать завалы вещей и всевозможного хлама в подсобных помещениях. После двухчасовой работы обещали экскурсию.
В особняке помимо красивых залов в стиле Людовика 16, Людовика 15, зала в Мавританском стиле, столовой, бильярдной и помещения для оранжереи имеется огромное количество комнат и подсобных помещений.
Ни света, ни отопления в особняке нет. На данный момент протечки с крыши портят паркет в шикарном танцевальном зале. Переживет ли зиму крыша, а следовательно сохранившиеся в особняке оригинальные интерьеры остается вопросом.
В советский период, многочисленные подсобные помещения сдавались в аренду. Мебель, брошенные вещи, не нужная документация, уличные вывески, все надо было погрузить в грузовик.
Мужские деловые костюмы на вешалках, упакованные, хранились в одном из подсобных помещений в неимоверном количестве. Почему они остались брошенными и с какого времени, не известно. Кто то предположил, что арендатор сбежал оставив товар в виде залога…..
Весь хлам были выброшен. Работа продолжалась часа два, были загружены два самосвала. Народ заглядывал в многочисленные комнатки, залы, переходы, подсобки. Осматривать мешало только отсутствие света. У бывалых с собой были фонарики.
Заметки 2019 год.
Санкт-Петербург,Кожевенная линия, дом 27. дом постройки 1844 года.