Найти в Дзене
Мозговедение

Нет сил и всё время хочется спать — болезнь или лень?

Самое любимое время у нее было — утро. Не рассветные часы, когда надо было подняться невероятным усилием, вынырнуть из одеяла и поднырнуть под флисовое тепло старой толстовки (кто носит новое и красивое в декрете-то?), согреть стакан молока дочери, разбудить ее, помочь умыться и расчесать ей волосы… Отвести в садик по темным еще улицам, утешая себя, что этот морок — не жизнь, не явь, а просто ей показалось, почудилось.  Настоящая жизнь начиналась, когда дочка была в садике. Когда в одиночку был проделан обратный путь до дома. Открыта входная дверь, сброшены кроссовки. Она скидывала с себя как попало одежду и вновь ныряла под одеяло. Несколько секунд было холодно, но потом становилось хорошо. И она засыпала почти сразу, иногда еще до того, как щека успевала согреть прохладную поверхность подушки… Вот тогда и наступало ее любимое время.  Утро, когда можно было спать. Не жить, не думать, не делать. Не существовать. Балансировать на грани между жизнью, что постоянно требовала от нее каки

Самое любимое время у нее было — утро. Не рассветные часы, когда надо было подняться невероятным усилием, вынырнуть из одеяла и поднырнуть под флисовое тепло старой толстовки (кто носит новое и красивое в декрете-то?), согреть стакан молока дочери, разбудить ее, помочь умыться и расчесать ей волосы… Отвести в садик по темным еще улицам, утешая себя, что этот морок — не жизнь, не явь, а просто ей показалось, почудилось. 

Настоящая жизнь начиналась, когда дочка была в садике. Когда в одиночку был проделан обратный путь до дома. Открыта входная дверь, сброшены кроссовки. Она скидывала с себя как попало одежду и вновь ныряла под одеяло. Несколько секунд было холодно, но потом становилось хорошо. И она засыпала почти сразу, иногда еще до того, как щека успевала согреть прохладную поверхность подушки… Вот тогда и наступало ее любимое время. 

Утро, когда можно было спать. Не жить, не думать, не делать. Не существовать. Балансировать на грани между жизнью, что постоянно требовала от нее каких-то решений и движений, и небытием, которое казалось истинным счастьем. Кто-то — преподаватель на лекции в медколледже, что ли? — говорил, что сон — это маленькая смерть. Ей эти слова стали казаться понятными и близкими. 

Фото: Александр Панов.
Фото: Александр Панов.

Потом, через несколько блаженных часов, ей все-таки приходилось просыпаться. Она нехотя тащилась в ванную, заставляя себя умыться. Голову мыла раз в три, иногда в четыре дня. Все равно зима, думала она. Все равно я ношу шапку, кто меня видит. В салоне красоты не была несколько лет — не хотела. Не было ни сил, ни желания. 

Силы вообще приходилось тщательно дозировать, продумывать любое действие, продираясь сквозь медлительный и неповоротливый свой разум, будто через плотные путаные тяжи водорослей на дне какого-то зачарованного водоема. Готовила ужин, чтобы покормить мужа, который придет с работы. Сама есть не хотела. 

Если б можно — легла и спала, спала, спала, пока жизнь не закончится, как скучный сериал, финал которого ясен с первых минут, и даже фоном его не хочется слушать, до того банальны и предсказуемы фразы главных героев. 

Муж удивился, когда она попросила помощницу по хозяйству. Чтобы убиралась даа раза в неделю: протирала пыль, пылесосила, мыла полы, гладила вещи. Впрочем, возражать не стал. Своей сферой ответственности считал деньги на семейном счету, но как знать — может, растить ребенка да еще и держать в порядке дом — задача куда более трудная? Жену свою любил, возможность пригласить помощницу была, а потому без лишних слов организовал все так, как она просила. 

Он приглядывался к супруге вот уже несколько месяцев. Она была какая-то странная, но все никак не мог уловить, что с ней не так — не было семейных ссор; когда он обнимал ее ночами, она не жаловалась на головную боль, а обнимала в ответ, и ни на что никогда не жаловалась… Но если одним словом назвать то, какой она стала, он сказал бы «бесцветная». Словно превратилась в тень от той женщины, что он полюбил несколько лет назад, словно заколдованная принцесса, которая рада бы лечь в хрустальный гроб, выставить дракона для охраны и больше никогда не видеть белого света… Он встряхивал головой, прогоняя морок, и удивлялся собственной фантазии. Обычная жена у него. Просто устает, наверное. Или скучает в декрете. Какие-такие драконы?

Ответ пришел случайно, в радиопередаче, что слушал вполуха, пока ехал с работы. Какой-то врач рассказывал про коварство опухолей, про то, что они тайно и незаметно растут в организме, разрушая здоровье, а симптом при этом лишь один — утомляемость… Приехав домой, обнаружил, что дочь смотрит мультики, а жена бессильно лежит под одеялом, прикрыв глаза, и понял вдруг, что это всё не просто так. 

Потом были анализы, врачи, обследования, биопсия… У нее обнаружили рак груди. Когда она услышала диагноз, то улыбнулась и сказала только: «Ясно.» Будто бы даже с облегчением. Придя домой, легла в постель, сообщив, что вставать будет только в случае крайней необходимости. На операцию или еще какое лечение. А впрочем, хорошо бы только на операцию. И пусть бы ее сделали не завтра и не послезавтра, а потом, когда-нибудь потом… Чтобы она могла лежать и не вставать, скажем, неделю. Или месяц…

Муж тогда посидел с полчаса, ошарашенный. Осмыслял сказанное. Не получилось. Тогда позвонил врачу-онкологу, благо, была такая возможность. Хотел прояснить: рак в груди так действует на мозг? Человек тихо сходит с ума? Не хочет жить, бороться, смотрит на близких, как на пустое место?.. Врач ответил, что метастазов в мозг обнаружено не было. А значит, винить во всем надо не рак. Дал контакты психиатра. И посоветовал обратиться немедленно. Потому что состояние пациентки во многом определяет психика. А не только комочек клеток в груди, у которых сбилась программа роста, превратив их в опасную, смертоносную опухоль. 

Фото: Александр Панов.
Фото: Александр Панов.

Это была послеродовая депрессия, которую никто не заметил, не узнал, а потому и не думал лечить. По мере того, как малышка подрастала, маме становилось то лучше, то хуже, но никогда не было хорошо. Радости жизни не было, словно она осталась вся где-то в ее бездетном прошлом. Это называется ангедония. А потом началась апатия, словно кто-то забрал силы, волю и мотивацию. Замедлились мысли, стали неповоротливыми, ленивыми, толклись в голове бестолково, как толстые неуклюжие ламантины. И хотелось только спать, спать, спать… Это был легальный и доступный способ не существовать хотя бы часть суток. Так сказал психиатр. Не существовать, поставить организм на паузу, отключить функцию «жизнь»…

Через три месяца она в первый раз пошла в зал на тренировку. Был разгар весны, светило солнце. Операция прошла успешно, опухоль была удалена. Грудь пришлось также удалить, но в скором будущем проблему можно было решить у пластического хирурга. Впрочем, это беспокоило ее не особенно — муж любит и такой, жизнь продолжается, дочка здорова, а главное — будто что-то переключилось в ней самой. Больше не хотелось спать. Хотелось двигаться, радоваться тому, что тело у нее молодое и сильное. Хотелось расчесать волосы, заплести в косу, оставив две непослушные пряди у лица. Хотелось вкусной еды. Хотелось смотреть, как смеется и танцует дочка, как улыбается муж. Хотелось гулять в лесу. Хотелось завести собаку…

Если бы не страшный диагноз — рак груди — депрессия скорее всего так и осталась бы не диагностированной. Послеродовую депрессию часто списывают на усталость или трудности адаптации мамы к своей новой роли. Потом — на кризисы развития малыша или семейные неурядицы с мужем, скуку от однообразной жизни в четырех стенах или испортившийся характер. 

Помните, уважаемые женщины: консультация психиатра в случае необходимости — это не признание вашей несостоятельности как мамы, жены и просто хорошего человека. Это не клеймо на всю жизнь. И не угроза постановки на учёт. Это миф, что вас автоматически вычеркнут из достойных членов общества. 

Консультация врача в случае необходимости — это возможность получить помощь, которая улучшит ваше качество жизни. А иногда изменит буквально всё. К лучшему, разумеется. 

И да — не забывайте про самостоятельную пальпацию молочных желез в душе, а также профилактические исследования — УЗИ и маммографию. Любое уплотнение, изменение формы соска, выделения из груди — повод для немедленного обращения к маммологу.