"Трудности у нас начинаются не из-за незнания, а из-за абсолютной – и совершенно ошибочной – уверенности". Макр Твен.
Небольшая книга Рона Аднера, несущая в себе драгоценные знания о выстраивании стратегии компании на рынке, в том числе очень полезные уяснения о взаимодействии с потенциальными партнёрами и конкурентами.
Книга изобилует историческими событиями, в которых компании прокладывали себе путь сталкиваясь с трудностями и в особенности с конкуренцией, причем опыт рассматривается не всегда положительный. В примерах разбираются такие компании как Kodak, Wayfair, Amazon, TomTom, Google, Spotify, Apple, Tesla, Microsoft и другие крупные организации.
"Экосистема определяется структурой, посредством которой взаимодействуют партнёры, чтобы реализовать ценностное предложение для конечного потребителя". Рон Аднер
Автор весьма интересными примерами доносит до нас свою точку зрения о развитии мировых компаний. Например, о том, как Kodak стал значительным игроком на рынке цифровой печати, вложив немало усилий, времени, финансов и все ради того, чтобы увидеть, как рухнет рынок цифровой печати. Kodak не вытеснили с рынка конкуренты, компания пала жертвой экосистемой динамики, которая называется инверсия ценностей. Ведь теперь фотографии не ставят в рамку, а выкладывают в социальные сети.
Как считает Рон, Kodak конечно же не мог остановить прогресс. Однако, если бы лидеры Kodak, смогли своевременно осознать динамику подрыв экосистемы, то они смогли бы использовать ряд инструментов:
1. Специализация – сосредоточиться на секторах цифрового изображения, где улучшения компонентов по-прежнему будет приносить выгоду.
2. Расширение – подумать какой из «побочных» бизнесов можно вывести на главные роли.
3. Диверсификация – понять всю неустойчивость своей позиции и не концентрироваться на одном направлении.
4. Поиск ниши – если позитивный курс сразу не находится, берегите ресурсы до его появления.
"Если ясно видеть сразу всю шахматную доску, можно наметить и осуществить более крепкую и успешную экосистемную стратегию".
Несмотря на количества страниц, автор сумел насытить книгу весьма интересными умозаключениями касательно варьирования в экосистеме. Например, принципы экосистемной обороны включают в себя:
1. Модификация ценностной архитектуры, новый способ привлечения и согласования деятельности партнеров. Показательный пример: Wayfair против Amazon.
2. Поиск территории которую можно защитить с помощью партнеров-единомышленников. Показательный пример: TomTom против Google.
3. Сдерживайте свои амбиции, чтобы сохранить оборонительную коалицию. Показательный пример: Spotify против Apple.
"В мире коалиций ключевой параметр – доверие. Если вы начали укреплять доверительные отношения лишь незадолго до того, как вам понадобилось к ним апеллировать, то вы начали слишком поздно".
А еще приводятся принципы строительства экосистемы:
1. Создайте минимальную жизнеспособную экосистему.
2. Проследуйте по пути поэтапной экспансии.
3. Осуществите перенос экосистемы.
Помимо истерических отсылок, Рон использует в книге чертежи, схемы и таблицы, что позволяет более доходчиво донести его идеи касаемо экосистем и выстраивания стратегий.
Отдельная глава затрагивает лидерство. Лидерство не внутри компании, а лидерство компании среди своих союзников. Причем Рон доносит важность умение быть как компанией лидером, так и компаний последователем, а также всегда учитывать, что любой наш партнер может при определенном раскладе оказаться конкурентом, как и наоборот. Мы знакомимся с живыми примерами взаимодействия лидеров с последователями и узнаем способы избегания негативных последствий для выстраиваемой экосистемы.
"Если вы идете вперед, но за вами никто не следует, вы не лидер, а просто вышли погулять". Джон Максвелл
Автор также предостерегает от ловушки эго-системы, приводя в пример Apple и Google, корпоративные лидеры которых в отдельных случаях не смогли прийти к согласию с потенциальными партнерами из-за того, что считали свою компанию лучше других и не были готовый пойти не уступки. Чем крупнее и успешнее фирма, тем сильнее эта тенденция.
"В отраслях лидерство измеряется конкурентными результатами — относительной долей рынка, прибылями, силой бренда. В экосистемах лидерство — не результат, а роль. Оно измеряется способностью согласовывать действия других в рамках ценностной архитектуры, которая реализует ценностное предложение. Все участники — и лидер, и последователи — выигрывают, когда реализуется ценностное предложение".
Немного об Авторе:
Отмеченный наградами профессор стратегии и предпринимательства в Tuck School of Business Дартмутского колледжа. Основатель консалтинговой компании Strategy Insight Group, консультирует компании по всему миру. Более 10 лет работал научным сотрудником AkzoNobel по стратегическому менеджменту в INSEAD.
Книгу для себя нашел безумно интересной. Можно сказать это новый взгляд на ведение компаний мирового масштаба. Рон, учит смотреть не столько на фирму и ее отрасль, как на саму экосистему, то есть видеть не только вглубь, но и всю картину в целом. Этот свежий взгляд при правильном и глубоком использовании может помочь многим компаниям подготовить почву для своей экосистемы, а также дальнейшей экспансии.
Сама книга легко читается и оставляет приятное послевкусие в виде размышлений о вариантах использования предложенной теории, которую можно наложить на компанию для оценивания дальнейших действий и выстраивания полноценной стратегии, актуальной для нашего времени.
Книгу рекомендую к прочтению владельцам компаний и топ менеджерам организаций.
10 из 10 экосистем!
"Стратегия Процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство"
Рон Аднер
Год издания: 2023
Страниц: 304
Издательство: ООО «Манн, Иванов и Фербер»
О книге:
Переплет твердый, на передней стороне обложки, на черном фоне видны шашки тень от которых падает в виде шахматной фигуры слона. На обороте небольшая статья от автора книги и отзыв от Джима Коллинза.
Цена вопроса:
Сейчас книгу можно приобрести в мягком переплете:
Читай город – 1 150 р.
Онлайн версия:
Литрес – 449 р.
Рецензия на книгу "Стратегия Процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство" Рон Аднер.