Казалось бы, такой привычный нам иконостас, но даже сложно представить, сколько он нам может рассказать о Церкви. Иконы расположены в иконе в определенном порядке, а, при этом, двух одинаковых иконостасов встретить невозможно. В каждом есть что-то своё, уникальное, удивительное.
История возникновения иконостаса
Иконостас в привычном нам виде - явление достаточно позднее. В ранний период алтарь христианского храма отделялся от его основной части лишь невысоким барьером. Этот барьер выполнял чисто утилитарную функцию - при многолюдных молитвенных собраниях он должен был воспрепятствовать напору молящихся на алтарь.
Изначально преграда невысокая, возможно деревянная, с характерным сетчатым пересечением полос. Дальше преграда становится каменной с характерным чешуйчатым узором. Технология сбора такой преграды напоминает конструктор: устанавливаются столбики, затем между ними вставляются секции ограды. Столбики завершаются характерными шишками.
Такие преграды использовались не только в церквях, но и в римских базиликах. Тип преград базилики лег в основу иконостаса.
В какой-то момент вертикальные балки становятся высокими, и появляется горизонтальная длинная горизонтальная балка - архитрав.
По преданию, изобретение иконостаса относят к временам Василия Великого (ок. 330 - 379). В это же время появляется катапетасма (завеса), на которой изображены крест либо лик Христа.
Император Юстиниан (527-565) усложнил форму алтарной преграды, сделал 12 столбов, по числу апостолов. А первое изображение Христа на алтарной преграде (на архитраве) появляется только при Василии Македонском (867-886).
В некоторых храмах уже в 11 веке появляется ряд из 12 линейных икон (лицевых святцев) и двунадесятых праздников.
На рубеже 13 и 14 веков наблюдалась тенденция к полной изоляции алтаря, выразилось это в возведении сплошных каменных преград.
Следует отметить, что в греческой традиции иконостасы остались невысокими.
Например, подлинный греческий иконостас 17 века который находится в Музее русской иконы.
Кстати говоря, судьба этого иконостас была не простой, он даже успел послужить украшением библиотеки за рубежом. Но когда иконостас попал в музей - было решено восстановить его и представить зрителям в максимально традиционно расположенным в пространстве музея, за ним даже расположили престол и воссоздали убранство алтаря.
Русский иконостас
Вообще термин иконостас русский язык подарил и другим языкам мира, в том числе английскому iconostasis , в связи с тем, что он сформировался отличительным от греческого. Русский иконостас полностью отделяет алтарь, уходит под самые своды храма и сверху не остаётся пустого пространства, в отличие от иконостасов (алтарных преград) греческой традиции.
Первый иконостас - Успенский собор во Владимире, но он был разобран и заменен на пышный во время, когда западное искусство имело достаточное влияние.
Тябловый иконостас, считается одним из первых сформированных в руссской традиции и дошел до нашего времени - 1425-1347 иконостас Троицкого храма Троице-Сергиевой Лавры.
Но тябловому иконостасу не было суждено существовать долго, так как под влиянием западного искусства в храмы проникло барокко.
Приведенный ниже иконостас поразил меня больше всего из того, что я видывала в жизни
Иконостас представляет собой своеобразную красочную книгу об устройстве Мира. Каждый чин (ярус) имеет своё предназначение и тематику повествования. Порядок чинов достаточно строг.
Архитектура иконостаса
Традиционный православный иконостас состоит из пяти чинов икон, увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложиласьна Руси достаточно поздно, в XV веке и поистине это явление уникально.
Местный чин
В центре располагаются царские врата. На створках царских врат изображают Благовещение, четырех евангелистов , либо творцов литургии - Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Над царскими вратами, как правило, помещается изображения Тайна вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Иисуса Христа, слева Пресвятой Богородицы.(В древней церкви, правую часть храма занимали мужчины, левую - женщины, эти иконы напоминают о нравственных идеалах для мужчин и женщин).
Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона – изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм. Часто эта икона бывает вкладом (подарком) в убранство храма какого-либо видного исторического лица или даже царя, императора, членов их семей. А поскольку на Руси было принято таким образом делать дары и вклады в храмы или монастыри, то такие иконы иногда именуются вкладными
Обычно, второй иконой справа относительно Царских врат располагают икону праздника, в честь которого храм освещен.
Деисусный чин
Название свое берет от слова "моление" греч. В центре располагается икона спасителя, рядом с ней образы Божией Матери и Иоанна Предтечи, затем изображения апостолов и некоторых особенно чтимых святителей. Они обращены в пол оборота к Спасителю, как бы молятся Ему.
Он является центральной и важнейшей частью иконостаса. Этот чин выражает идею молитвенного предстоятельства Церкви за весь мир, возносимой от начала его основания и до Страшного Суда. Как это выражено? В центре чина, который является центром всякого православного иконостаса, находится икона “Спас в силах”, представляющая Господа Иисуса Христа во всей силе и славе как Судью живых и мёртвых. По сторонам от этой иконы помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Дейсис – это осуществление того, что показано в верхних чинах, – изображение итога всей истории мира.
Праздничный чин
Ярус включает изображения основных церковных праздников, порядок либо по церковному календарю, либо в условнос хронологическом порядке.
Здесь располагаются иконы с изображением двунадесятых праздников (таких икон может быть 12 или даже 24). В нём собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: вхождение в Иерусалим, Распятия, Положения Спасителя в гроб, Сошествия во ад, приход жён-мироносиц ко гробу, Преображение и др. Этот чин изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в верхних рядах иконостаса.
Пророческий чин
Проро́ки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
Центральной иконой пророческого чина обычно является икона Божией Матери Знамение.
Его тема – пророки от Моисея до Христа, пророчествующие о Матери Божией. Здесь располагаются иконы ветхозаветного цикла. На каждой иконе этого чина в руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божьей. В центре этого чина помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы: “Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис.: 7:14). Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета. Вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, ставшего человеком.
Праотеческий чин
Ветхозаветные праведники, родственные Христу по плоти.
Центральной иконой праотеческого чина обычно является икона Троицы.
В некоторых старинных иконостасах вместо троицы находится икона Отечество. Но данное изображение не канонично, так как мы не можем изображать Бога как старца, которого не видели и современные иконописцы, кто строго следует канону, не пишут данную икону. Иконостасы с иконой Отечество чаще можно встретить в музеях, например, как приведен ниже иконостас, хранящийся в Саратовском музее.
Его тема: ветхозаветная Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда обычно помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов – явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира. Эта икона освящала весь иконостас и воплощала главную православную вероучительную истину. Заметим, что “Святая Троица” Андрея Рублёва (1411 г.) размещалась в нижнем ярусе икон и считалась местной иконой для Троицкого собора, а на её месте, т. е. в центре верхнего чина, помещена икона Спасителя.
А на самом верху традиционно находится распятье. Распятие в завершении иконостаса ещё раз подчёркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
Иконостас - это система
Иконостас - это целая система. Иконы располагаются не случайным образом, а строго в определенном порядке. Иконостас выстраивается снизу (от Нового завета) к верху (к Ветхому завету), а читать, в хронологическом порядке удобнее сверху вниз, буквально как книгу. При этом, в каждом ярусе доминантой идет то, что располагается ровно в центре, по оси симметрии. Туда же стремятся изображения на иконах, которые расположены справа и слева относительно центральной оси иконостаса.
В статье использовала в основном фотографии сделанные в путешествиях. Удивляет то, что добираешься до каждой точки по несколько дней, иконы написаны в абсолютно разных стилистиках, а архитектура иконостаса всё та же, узнаваема и понимаема. Это разве не удивительный феномен?
И не смотря на то, что иконостас - это преграда, которая иногда на литургии скрывает от нас действия священников, но в то же время иконостас раскрывает всю историю Церкви, а так же помогает фокусироваться на молитве.