Большинство советских чайных сервизов выпускалось с этим элементом. Кто-то звал его молочник, кто-то сливочник, но никто в моем окружении не использовал по назначению. Как-то не принято было в моем кругу пить чай с молоком. Сервизы доставали только когда праздник или гости. Без молочника. В лучшем случае в него наливали холодную кипяченую воду, чтобы разбавлять горячий чай детям. Но все равно я их всегда любила безмерно! Такие изящные кувшинчики, сказочные и невероятно красивые! Коллекция образовалась у меня спонтанно. Именно благодаря тому, что молочники редко доставали из серванта. "Рабочая" посуда билась с годами. А молочники оставались.
1) Так случилось с этим, с заглавного фото - молочник от чрезвычайно популярного чайного сервиза "Барбарис", Вербилки.
Судя по маркировке, сервиз этот был выпущен еще до моего рождения, 1954-1965 гг. Это не единственный молочник от Дмитровского фарфорового завода в Вербилках.
2) Есть еще вот такой:
Форма узнаваемая, но роспись проще. Да и моложе он будет, такие клейма ставили С 1965 по 1991 год.
Большинство экспонатов в моей коллекции произведены на Дулевском фарфоровом заводе. Видимо сказалась географическая близость этого комбината к моему подмосковному городу. И мне они очень нравятся!
3) Любимый от Дулево этот:
Молочник от сервиза "Летний", 1994 год. Здесь роспись очень напоминает исторические "агашки". Словно деревенские девушки разнесли краски пальцами и получилось чудо, сохранившее тепло их рук и свободу русской души.
4) Самый древний молочник в моей коллекции тоже из Дулево. Такая маркировка была с 1930 гг:
Молочник маленький, на 100 мл. Как из детской посуды. И роспись трогательная, листать:
Согласитесь, он прекрасен! Тонкий фарфор, изящная форма. И этот розовый ободок!
5) А этот уже полноразмерный, 60-х годов, тоже Дулево. И тоже совсем иной. Похожую форму я встречала и у других фарфоровых заводов, но этот точно из Дулево(листать):
6) Следующие молочники не входят в ряд моих любимых. Но несмотря на это, у меня их образовалось две штуки:
Мне не нравится форма. Они совсем не похожи на кувшинчики, а скорее на какие-то турецкие стаканы, узкие сверху. Не думаю, что ими удобно пользоваться по назначению, но это тоже молочники. Дулево. Сервиз "Розовая сирень". Интересен тем, что роспись внутри чашки:
Сама чашка невозможно хороша, хотя я больше люблю форму "тюльпан", а это "белый лебедь". Но! Тонкий фарфор, ручная роспись красками и золотом! Сервиз очень приятный. Очень! А вот молочники своеобразные, на мой взгляд.
7) Следующий молочник тоже Дулево. И мне он нравится именно своей лаконичностью:
Ничего лишнего! Только изящество формы, белый фарфор и золото. Какой-то он пропорциональный. Я бы сказала - ладный. Вот ничего такого, а глаз не оторвать!
Почти мой ровесник, 1967 год.
На самом деле и Вербилки, и Дулево, работают до сих пор. Это наследие "королей фарфора" - династии Кузнецовых. Многие из построенных ими заводов успешно пережили Революцию и продолжали прекрасно работать в СССР. А вот перестройку выдержали не все. Будяновский, Конаковский, Песочное - не смогли пережить нашествия дешевой китайской посуды.
У меня есть экспонат от ЗиК (Конаково). Но это скорее соусник, чем молочник, поэтому пойдет без номера:
И Рижский фарфоровый завод тоже закрылся. Когда-то, в 1841 году, в местечке под Ригой, тогда еще в Ляфляндской губернии Российской империи, внук основателя "империи фарфора Кузнецовых", открыл фабрику. Как филиал Дулевского фарфора, кстати. Рижская фабрика успешно работала до 2000-х годов. А теперь остались лишь воспоминания и посуда из советского прошлого.
8) У меня сохранились вот такие два порционных молочника в греческом стиле, Рижского фарфорового завода:
Им много лет. Но точно сказать не смогу. Могу судить только по маркировке:
Такое клеймо ставили с 1947 по 1970 гг. Первый сорт. Хороши!
9) А это молочник от Рижского сервиза, который мне подарили на работе в моем НИИ. В начале 80-х годов прошлого века.
Очень красивый сервиз. Мне жаль, что осталось немного предметов. Но это мой первый личный сервиз. И он мне здорово послужил!
Следующий завод именовался первоначально «Невской порцелиновой мануфактурой», затем "Императорский фарфоровый завод", потом "Государственный фарфоровый завод (ГФЗ)", Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова и теперь ... вновь "Императорский фарфоровый завод".
10) От ЛФЗ в моей коллекции есть вот такой молочник из сервиза "Розовый куст":
Не скажу, что я в восторге от него. Но это художник Антонина Николаевна Семёнова. Пример шелкографии или деколи 70-х.
11) Вот еще весьма любопытный образец от ЛФЗ:
Это молочник из сервиза "Золотые квадраты". Художник Нина Михайловна Павлова. Мой фаворит! Он невероятен, согласитесь! И вечно современен! Представляете, как современен он был в середине прошлого века, когда его создали? А как современен он сейчас?! И завтра будет.
Вот такая маркировка у этого молочника:
"Предметы с клеймом Внегр — это изделия с особо сложным интересным рисунком или выполненные на заказ, художественная и исполнительская ценность которых ставилась выше всех групп."
Далее покажу вам современные малоценные экспонаты, которые случайным образом оказались у меня. Кто-то отдал, кто-то подарил... Без номеров и описаний, простой галереей, листайте: