Яхонтовые мои, всем добрый вечер!
В эти выходные мы нечаянно-негаданно решили рвануть на дачу. Никаких полезных целей мы не замышляли, а просто на вопрос мужа: «Поедем на дачу есть шашлык и пить пиво?». Я ответила: «А почему бы и нет! Погнали».
То, что деревенские ландшафты отличаются по скорости таяния снега от городских, я конечно, знала. Но чтобы настолько!!!
Только я Вам недавно сетовала на нескончаемую зиму и отсутствие солнца: так вот Петрозаводск в сравнении с деревней: это как Сочи и Мурманск)))) Правда-правда))) Вот для наглядности и подтверждения моих слов:
Мы предполагали, что снега еще много и тропу до дома нам придется преодолевать с определенными сложностями (я уж не говори о возможности до дома доехать), но то, что после первого же шага я провалилась в сугроб до самых бедер, меня сначало удивило, а потом немного напрягло.
100 м до дома наперевес с сумками мы сначала мужественно шли, ежесекундно проваливаясь в снег, потом карабкались на четвереньках, потом ползли… Тьфу, опять я занимаюсь самообманом и применяю местоимение «МЫ», а на самом деле 35-килограммовая Кайли резво ускакала наверх, мой 63-килограмовый муж с трудом, но шел, лишь изредка проламливая наст, а вот меня ( а вешу я побольше мужа) этот наст держать отказался, и все вышеперечисленные способы передвижения относились скорее к моей личности.
И вот ползла я с двумя противоположными мыслями (как истинные Весы): «Наташа, зимою ты была крайне ленива и натюленила пяток лишних килограммов, не дело это!» и «Сегодня сожру много шашлыка, ведь я это заслужила!»
В череде всех этих мыслей я добралась до своего первого розария и снова подумала: «А где укрытие? Нет укрытия! Есть только гордо торчащий обломок «розового домика», словно мачта разбившегося о скалы коробля… Твою же дивизию… Сегодня не только объемся шашлыка, но и дозу пива увеличу! Эх, надо было брать что-то покрепче, для успокоения нервов!!!»
В пятницу программу по развлечениям я выполнила, а с утречка в субботу, напялив на себя лыжный костюм и вооружившись снеговой лопатой, отправилась откапывать свои розарии, ну, или то, что от них осталось. Выглядела я как-то так:
«Большой розарий» я начала откапывать как раз с той самой «мачты» постепенно окапывая вокруг. Проломило его знатно: арматуру, из которой были сделаны дуги, просто разорвало на две части. Держался только центр конструкции на деревяшках, забитых в грунт. В итоге, повезло только тем, кто рос в середине. Бока шалаша после разрыва арматуры просто сложились как карточный домик. Особенно досталось задней части розария.
После того как я счистила снег и отодрала 6 см наста с укрытия, стеклопластиковая сетка, призванная усилить конструкцию, где-то восстановилась сама собой, где-то при моей помощи, пусть и не до былого округлого размера, но хотя бы стоит, а не лежит на розах.
Конечно же, я не удержалась и засунула свой нос под укрытие, чтобы оценить размер ущерба:
Розы в задней части розария обломаны сильно, а в передней хоть и пострадали, но есть шанс на восстановление.
Розарий «Пурпурная вуаль» постигла та же участь: его проломило и распластало: его я тоже расчистила, сняла наст и попыталась придать прежнюю форму
Розы, растущие по краям, естественно, тоже поломало, а вот розы центра, усиленного деревянными перемычками остались в целости и сохранности.
Какой же вывод их всех этих мытарств я сделала:
- Розы в нашем климате могут расти только с компаньонами, причем теми, кто не подведет. Розы вымерзают, выпревают, укрытия ломаются, летом их выламывают шквалистые ветра, поражают болезни, заливают осадки. И чтобы не было так уж, горько, и пусто в розариях – компаньоны и еще раз компаньоны. В совсем печальных ситуациях они спасут.
- Стеклопластиковая арматура, толщиной 8 мм, подозреваю, что и 10 мм, не для севера. Либо стальная арматура, выдерживающая иные нагрузки, либо тупо деревянные «шалаши», которые нужно каждый год разбирать и собирать с дополнением в виде сетки. Вариант шалашей муж мне предлагал еще осенью, выражая определенный скептицизм в прочности конструкции из арматуры и кладочной сетки: именно он заставил меня дополнительно усилить конструкцию деревянными балками, которые в итоге и спасли часть моих роз. А вот если бы деревянные балки я поставила еще и по краям розария, то сейчас бы не было так грустно.
- Не сажать розы по краям!!! Задний ряд отдаем вероникоаструмам, дельфиниумам, вербаскумам и наперстянке. Передний- веронике, шалфеям и колокольчикам. Либо еще ряд деревянных опор спереди и сзади.
И вот пример укрытия для рододендрона, построенного исключительного на деревянных балках в виде шалаша:
Рододендрон не просто выстоял, но остался как будто только укрытый. И тут мне на ум пришли слова одной из моих любимых песен группы "Сплин":
"Всё, что случилось - останется нам
Мчится корабль навстречу волнам
Дерево смотрит вслед кораблю
Шепчет печальную песню свою...
Ляжем на вёсла
Кто не мечтал в этой жизни хоть раз всё отправить к чертям
В одиночку пройти океан
Посвящая сверкающим звёздам
Строчку за строчкой, целый роман
Находя только в этом усладу
Ничего не боясь, кораблём управляя шутя
Ничего не теряя уже
Предпочтя дворцовому аду рай в шалаше".
Вот видимо, и мой рододендрон, живущий в шалаше, отправил розарии в дальнее плавание, а сам всё отправил к чертям.
А теперь переходим к хвойным:
Я никогда не являлась фанатом хвойных растений в саду, просто потому что Карелия сама большой хвойный сад.
Чуждые хвойные в нашем климате имеют мерзкое свойство «весеннего иссушения»: когда снежный покров еще высок, солнце уже светит, отражаясь от снега, а корни еще не работают.
Непригодность многих хвойных чужестранцев я последние годы наблюдаю в городских ландшафтах: высаженные с десяток лет назад туи, можжевельники, за которыми никто в городских условиях не следит, кто раньше, кто позже – превратились в иссушенные мертвые остовы, независимо от возраста.
Я невольно стала хозяйкой своего хвойного уголка: в сезоне 2022 года я их не укрывала и получила «рыжего – бесстыжего».
В ушедшем сезоне честно обзавелась фасадной сеткой, плотностью более 80% и всех добросовестно укутала, но приехав сейчас на дачу, я не нашла никого в снежном плену, кроме довольно высокой Веймутовой сосны, которая была согнута ровно в половину: Иван ее освободил, поставил подпорку, но будет ли она декоративна –большой, большой вопрос. Иные хвойные, кроме туи, под толщей снега я отыскать не сумела, и их состояние тоже вызывает разумное сомнение. А туя кажется зеленой, правда, ветки ее теперь направлены вниз, а не вверх.
Хвойные растения – это не малоуходные растения в северном саду: малоуходные - это сосны, выросшие самовольно, вот у них полет отличный.
Бриллиантовые мои, вот такая первая поездка вышла у нас: состояние от эйфории до паники не покидало меня все время. Но я учусь и делаю выводы: кому в моём саду жить, а кому его покинуть. Я не боюсь ошибок и промахов, ведь именно они мне откроют путь в счастливое будущее.
«Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своём незнании, я знаю больше, чем все остальные»
Вот и я подхожу к этому вопросу как Сократ – учусь всю свою жизнь!!!
P.S. А Вы знали, что есть такой эффект «Даннинга-Крюгера», согласно которому: люди, имеющие меньшее количество знаний, чувствуют себя во многих направлениях гораздо увереннее, чем их более «знающие» визави. А все потому, что их знаний не хватает для того, чтобы прогнозировать ситуацию и принимать разумные сомнения к расчету, и своё мнение они считают единственно верным. Такие люди очень опасны, поскольку, будучи уверенными в своей непоколебимости по определенным вопросам, не способны оценивать ситуацию достоверно.
Ну, и напоследок, Кайли, которой всё это путешествие очень понравилось, тем более лежать на лежанке печки после всех приключений: