В этом году «мыльным операм» исполнится 78 лет.
Принято считать, что праотцом этого жанра был продюсер Дэвид Льюис («Триумфальная арка» 1948 года с Бергман и Буайе – это его детище). 2 октября 1946 году он запустил в прямой эфир фильм «Дальние холмы» («Faraway Hill»). Творческий эксперимент Люиса удался: два с половиной месяца, преимущественно женская аудитория, пристально следила за тем, как сложится судьба главной героини сериала. Сюжет был «ситцевый»: немолодая одинокая американка переезжает в провинциальный городок и знакомится с мужчиной, который был помолвлен.
В профессиональной теле-среде самые прозорливые поняли, что Льюис открыл клондайк. Телесериалы стали развиваться и были нацелены на домохозяек. Они показывались после обеда, по 15 минут, пять дней в неделю. Вскоре в них стала появляться реклама моющих средств. Отсюда это легендарное — «мыльная опера».
Но, как говориться, «Бог шельму метит»: шутливое название стало метафорическим, отражая суть кино. Большинство сериалов имело схожие сюжеты: любовь, треугольники, измены, предательства, соперники, соперницы. И узнаваемые, одномерные, типажи героев: коварный злодей и честный рыцарь, добрая женщина и распутная обманщица.
Однако, вот какое открытие!
Идея долгоиграющих любовных и семейных историй возникла еще ранее, и автором её была женщина — Ирна Филлипс.
Всякий раз, когда я сталкиваюсь с личностью женщины, которая что-то придумала, открыла, изобрела или создала, я всегда вспоминаю слова драматурга Пинтера Гарольда: «Нельзя держать женщину в герметическом футляре и открывать его, только когда свет выключен. Женщина и в других областях может много добиться» («Карлики»). Истинные слова феминиста Пинтера!
Так вот, про Ирну Филлипс.
Оказывается, в Книге рекордов Гиннеса самым длинным сериалом признан «Путеводная звезда» («Guiding Light»), сценаристом, режиссером которого является Ирна Филлипс.
С 25 января 1937 года по 1952 год этот сериал звучал как радио-спектакль. Так еще никто не делал! В 1952 году у «Путеводной звезды» появляется теле-формат. Показ сериала завершился в 2009 года.
Свои первые долгоиграющие радиопостановки Ирна Филлипс начала делать ещё в 1930 году. Тогда ей было 29 лет. Она — молодая начинающая актриса, но не побоялась, рискнула ступить на необжитую творческую территорию.
Ведь какое тогда было время? 30-е годы прошлого века, Америка, экономический кризис, Великая депрессия. Всё на паузе, многие в моральном кризисе.
А Ирна начинает делать абсолютно новое, что до неё не внедрял ни один режиссер, продюсер (а это были мужские профессии).
Есть три модели взаимодействия человека с внешней средой.
1. Следовать правилам системы, быть как все, не высовываться.
2. Нарушать правила системы, отделяться от толпы, делать другое, чем-то непохожее на привычные вещи.
3. Создавать свои правила и открывать новые, неведомые миры.
Ирна Филлипс выбрала третий вариант. За свою творческую карьеру она создала два десятка сериалов, половина из них — это радио-сериалы.
И потому мир её знает, как королеву «мыльных опер», как женщину, достойную восхищения и подражания.
Спасибо, что читаете нас.
Подписывайтесь на журнал. Ставьте лайки.