Могучий железобетонный мост в Рыбинске соединяет берега и считается важным стратегическим объектом. Этот мост давно стал визитной карточкой города. Однако он здесь стоял не всегда, его строительство было долгим и открыли его только в 1963 году. Во время войны на месте моста была паромная переправа. Большущая деревянная баржа, которую через реку перетаскивал маленький пароходик дореволюционного производства под именем «Контролёр». Паром ходил редко, и люди собирались на него долго. Те, кто пришли раньше занимали, как водится, лучшие места. А, лучшие места были в каюте самого пароходика. Собственно это судёнышко было чем-то вроде яхты у какого-то богатого дореволюционного рыбинского купца и соответственно имело небольшую каюту для хозяина и его гостей. В каюте не было ветра и дождя, а те, кто пришёл позже, вынуждены были сидеть на самом пароме без крыши над головой.
В то злосчастное утро 11 марта 1943 года, в 7 часов на паром пришёл какой-то офицер. Ему срочно нужно было на другой берег, а паром отходил ещё не скоро. Вообще-то местные мальчишки подрабатывали и перевозили на лодках одиночных путников, но офицеру, по какой-то причине, захотелось переплыть с комфортом. Он подошёл к капитану судна и предложил ему перевезти его за соответствующую оплату. Капитан немного поупрямился, но ждать ему было ещё долго, делать было нечего, и почему бы и не подработать. Он согласился. Пароходик отчалил от парома и начал медленно набирать ход.
И, тут проснулись люди, тихо дремавшие на пароме. Они не слышали разговора капитана с офицером и не знали, что пароходик сейчас вернётся обратно. И, все они решили, что пароход уходит и бросает паром. Большинство этих людей ехали в город на работу. Время военное, прогул работы чреват разными неприятностями. С июля 1940 года опоздание более, чем на 20 минут, приравнивалось к прогулу и влекло за собой наказание в виде шести месяцев исправительно-трудовых работ по специальности с удержанием 25 % заработка. Повторное нарушение каралось тюремным заключением.
С криками люди ломанулись вперёд и стали перепрыгивать с парома на отходившее судно. Дореволюционная яхта не была рассчитана на такую нагрузку, она просто перевернулась, отойдя от парома всего несколько метров. Температура воздуха в тот день была –9, а по Волге ещё плыли льдины. Люди, успевшие запрыгнуть с парома на пароход, оказались в ледяной воде. Те, кто сидел в каюте, быстро захлебнулись, а остальные поплыли к парому. С парома им протягивали руки, помогая выбраться. Но, народу было много и многие, чтобы не толкаться, поплыли к близкому берегу.
В этой воде оказался близкий родственник моего отца – молодой парень. Выбравшись на берег, он рванул бегом к дому. До дома было метров 300. Он добежал, переоделся и обогрелся. Без последствий для него это холодное купание не прошло – простуда, перешедшая в пневмонию. Однако, он выжил и рассказал то, что видел и слышал. Он сидел на палубе "Контролёра" и прекрасно слышал разговор капитана с офицером.
Из тех, кто выбрался на берег после холодного купания, выжили очень немногие. Те, кто жил рядом с рекой успели дойти до дома и отогреться. Однако, большинство, пережив стресс, присело на берегу отдохнуть. Никто из них уже не встал. Прямо здесь же они все замерзли и умерли, несколько десятков человек. Можно было постучаться в ближайший дом и попросить обогреться. Наверняка, пустили бы. Но, у людей, обессиленных недоеданием, не осталось сил ни на какие действия. Общее количество погибших было 98 человек, ещё то ли 9, то ли 11 человек пропало без вести.
Отдельно надо сказать про капитана. Он не стал выбираться на берег, а поплыл через Волгу. Переплыв реку, он пришёл в пароходство и доложил ситуацию. Потом капитан снова прыгнул в воду и поплыл обратно, к своему пароходу. Больше его никто не видел, второй раз Волгу он уже не переплыл.
Прежде, чем публиковать рассказ отца, я посмотрел, что об этом пишут в интернете. Об этой истории упоминают в связи со строительством рыбинского моста, она даже вошла в документальный фильм. Но, главной причины, почему люди вдруг кинулись на пароход, хотя через реку ходил паром, никто не знает. А, в конце фильма грозно заявили, что все виновные были отданы под суд военного трибунала. Как они судили утонувшего капитана, я сказать не могу. Но, так как версия моего отца сильно отличается от официальной, я решил её опубликовать. Конечно, эта трагедия больше будет волновать моих земляков-рыбинцев, но наверное тронет и другие сердца.