Если среди серых куч тающего снега вам особенно остро не хватает романтики и поэзии, значит, самое время отправится в усадьбу, наполненную духом XIX века. Я на этот раз выбрала музей-усадьбу Гончаровых "Полотняный завод". Не будем зацикливаться на том, что творится под ногами, а насладимся ярким солнцем в небесной синеве. Конечно, начало апреля - не совсем усадебное время. Но именно здесь меня изначально больше привлекало внутреннее наполнение, поскольку усадебного парка в том виде, который я люблю, здесь просто нет. Хотя, есть и аллея, и река.
Сегодня я хочу показать вам экспозицию, расположенную в тринадцати залах второго парадного этажа трёхэтажного особняка Гончаровых, изначально построенного в 30-х годах XVIII века. Приезжавший в Полотняный Завод спустя сто лет А.С. Пушкин, как и мы, видел его уже в перестроенном по проекту московского архитектора К.И. Бланка виде. Впрочем, то здание, которое видим мы, практически полностью отстроено заново, поскольку в октябре 1941 года в первый же день оккупации усадьбы была уничтожена пожаром.
Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной). Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей.
Для меня посещение усадьбы всегда начинается с лестницы. Здесь она деревянная с сияющими перилами. И прямо в её начале на нас смотрит репродукция единственного портрета Натальи Гончаровой, созданного при жизни Пушкина (оригинал работы Александра Брюллова находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге). Мне кажется, большинство из нас представляют её именно такой.
Убийство мужа Дантесом подкосило Наталью Николаевну, и она почти на полтора года оградила себя в поместье, превратив несколько комнат в печальный приют и занимаясь воспитанием детей. Здесь её несколько раз навещали пережившие поэта лицейские друзья и даже безутешный отец — Сергей Львович Пушкин.
Приглашаю вас пройтись по залам, которые понравились мне больше всех. В этой усадьбе они не перегружены экспонатами и, на мой взгляд, сохранили атмосферу своего времени. Тот редкий случай, когда мне легко было представить, что в доме именно жили, принимали гостей, занимались повседневными делами. Хочется просто присесть на диван или раздвинуть шторы, или даже потанцевать.
- бальный зал
Именно здесь когда-то устраивались танцевальные вечера. В наш приезд стены зала украшены картинами московской художницы Ольги Крестовской, переданными ей в дар музею.
- кабинет
На одной из стен находится портрет А.А.Гончарова (прапрадед Н.Н.Пушкиной) – кисти неизвестного живописца XVIII в. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны.
Здесь чувствуется рабочая атмосфера. Впрочем, при кабинете предусмотрена и комната отдыха для хозяина, из окон которой можно увидеть корпуса бумажной фабрики.
- столовая
Во второй по величине комнате усадьбы воссоздан интерьер столовой конца XVIII века. Здесь мой словарный запас обогатился понятием "десюдепорт". Именно они располагаются над дверными проёмами столовой, а изображены на них церковь Спаса Преображения, старинная плотина и мельница на реке Суходрев и один из корпусов парусной мануфактуры.
- гостиная
Вполне логично, что центральным залом является гостиная. Клавикорды рубежа XVIII– XIX веков говорят о том, что в былые времена здесь устраивались музыкальные вечера. Концерты и новогодние представления проводятся в гостиной и в наше время. Усадьба живёт.
- диванная
Диванная комната в восточном стиле произвела на меня самое большое впечатление. Её стены оформлены розовой тканью с "китайскими мотивами", на окнах персиковый тюль, а в шкафах по обе стороны от полукруглого дивана китайские и японские вазы.
По преданиям, эта комната была особенно любима А.С. Пушкиным во время его пребывания в Полотняном Заводе. Интересно отметить, что Пушкин не любил Калугу и не удостоил её своим посещением. В одном из писем к жене, гостившей в Полотняном Заводе, поэт просит: «Пожалуйста, мой друг, не езди в Калугу. С кем там тебе знаться?» И здесь же – восторженный отзыв Пушкина о Полотняном Заводе: «Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином.»
- мраморная спальня
Эта комната была специально отделана А.А. Гончаровым к приезду в Полотняный Завод императрицы Екатерины II 16 декабря 1775 года. Изначально стены комнаты были оформлены белоснежным искусственным мрамором, а сама она была глубже.
- бежевый зал
Это, на мой взгляд, самый поэтичный зал усадьбы. Может быть, потому, что с порога нас встретило весёлое щебетание. Здесь живут певчие кенары, добавляющие особняку жизни. До 1917 года в Полотняном Заводе существовал "изящный промысел" по разведению канареек на продажу.
Рассказывать обо всех залах и экспонатах было бы слишком долго. Здесь очень много документов, писем и фотографий, хранящих историю семьи. Допускаю, что на вас гораздо большее впечатление могли произвести другие предметы и комнаты.
Фонды музея на 1 января 2016 года насчитывают 703 экспоната основного фонда и 206 предметов научно-вспомогательного фонда, разделенные на 9 коллекций.
Но не могу не сказать, что среди всего изобилия предметов я увидела тульский самовар. Я всегда люблю, когда в поездках мне встречается что-то, напоминающее о родном городе.
Прошу не судить меня строго за то, что постоянно сбивалась именно на "пушкинскую" тему. Я приехала сюда за романтикой. Ведь именно здесь родилась и жила замечательная женщина, вдохновившая поэта на столь прекрасные строки:
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.