Найти тему
Максим Бутин

6399. ЦЕЛИ И ЧИСЛА…

1. Цель есть вещь, идея, отношение, состояние, процесс или даже просто место, к которым целящийся стремится.

Истинное состояние целящегося принципиально двоякое: (1) он не достиг цели и потому покамест её лишён, (2) он обладает целью, поскольку она ясна ему в его сознании. В этом состоянии специфического становления целящийся и пребывает.

2. Границы целящегося таковы.

(1) Пока он не выбрал цель, целящимся он ещё не является.

(2) Как только он достиг цели, целящимся он перестаёт быть.

3. Границы цели таковы.

(1) Пока вещь, идея, отношение, состояние, процесс или даже просто место не выбраны в качестве цели, целями они ещё не являются.

(2) Как только вещь, идея, отношение, состояние, процесс или даже просто место достигнуты в качествецели, целями они перестают быть.

4. Поскольку целящийся и цель неизбежно вброшены в процесс достижения цели целящимся, этот процесс, даже если он не временной в физическом смысле возможности отсчёта веков, десятилетий, лет, дней, часов, минут, секунд, затраченных на достижение цели целящимся, — этот процесс, как и всякий процесс, вмещает в себя количество и может быть подвергнут количественному измерению.

Непрерывность количественной составляющей процесса фиксируется, останавливается, числом. Число делит количество на рубленые рубрики для постижения того, каково же текущее количество. И если пространство вмещает в себя рядом стоящие различия, то время есть различия, данные последовательно: одно после другого. Тем состояние (пространственная фиксация) и отличается от движения (временное отпускание, отдание в руки судьбы, пусть живёт как хочет).

5. Если целящийся и цель неподвижны как по месту в пространстве, так и по неизменному во времени качеству, медлить с достижением цели целящийся может вечно. Но если целящийся или цель подвижны, если цель или целящийся скоропортящиеся, цель должна быть достигнута целящимся в определённое время.

И тут уже вступают в свои права числа, временные шкалы, стрелки циферблатов, самописцы аппаратов для снятия электрокардиограмм, метеорологические самописцы, фиксаторы тектонических напряженийи т. п. числовые выразители имеющихся изменений.

Стратегически числа важны на этапе предцелевой подготовки: так называемые «Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959 — 1965 годы» в докладе товарища Н. С. Хрущёва на XXI съезде КПСС, указание на достижение коммунизма в 1980 году от того же политика, регулярные майские указы В. В. Путина, регулярно повторяющиеся по содержанию и, стало быть, количественно множащиеся, как стулья одного мебельного гарнитура, стратегические проекты того же политика на период до 2040 года и т. п. цели, необходимо вмещают в себя числа.

Так же стратегически числа важны на этапе постцелевой аналитики достигнутого: сравнение планированного и достигнутого неизбежно вмещает в себя количественную составляющую: товарищ Мао Цзэдун на 70% в своей политике был прав, а 30% его политики мы, китайцы, сейчас исправляем под руководством товарища Си Цзиньпина.

Тактически числа важны в процессе достижения цели, поскольку меняется целящийся, меняется цель, меняются условия достижения цели.

6. (1) Возьмите какой-либо текст, пусть для простоты рассуждения это будет текст буквенный, а не продукт узелкового письма; (2) удалите в нём все знаки препинания между словами, пробелы, а также и различия между строчными и прописными буквами. (3) Вы получите сплошную массу букв, и пытаясь прочесть что-либо в ней, вы неизбежно мысленно будете разделять слитное буквословие на удобочитаемые части — отдельные слова.

7. Текст.

раздалсязвонокпрошликакиетомолодыемужчиныуродливыенаглыеиторопливыеивместевнимательныектомувпечатлению,котороеонипроизводилипрошёлишётрчереззалувсвоейливрееиштиблетахступымживотнымлицом,иподошёлкнейчтобыпроводитьеёдовагонашумныемужчинызатихликогдаонапроходиламимоихпоплатформеиодинчтотошепнулобнейдругомуразумеетсячтонибудьгадкоеонаподняласьнавысокуюступенькуиселаоднавкупенапружинныйиспачканныйкогдатобелыйдиванмешоквздрогнувнапружинахулёгсяпетрсдурацкойулыбкойприподнялуокнавзнакпрощаниясвоюшляпусгалуномнаглыйкондукторзахлопнулдверьищеколдудамауродливаястурнюроманнамысленноразделаэтуженщинуиужаснуласьнаеёбезобразиеидевочканенатуральносмеясьпробежаливнизу

Толстой, Л. Н. Анна Каренина. Роман. В 8 частях. Части 5 — 8. — Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 тт. Т. 19. М.: Государственное издательство «Художественная литература», 1935. С. 345.

8. Тут вы постигаете наглядно, сколь важна количественная рубрикация. Цезура, пауза, пробел, абзац, пагинация, оказывается, существенны для текста. И если числовой пагинации в книге нет, то есть страницы имеются, но не пронумерованы, вам трудно вернуться к последнему читанному вами месту, номер страницы вам неизвестен. Закладка, вложенная между страниц, или более варварский загиб угла страницы по сути являются подручными средствами количественного деления книги на две части: прочитанную и непрочитанную. Вы можете не осознавать этого вторжения числа и количества в ваше вполне невинное художественное чтение, совсем так, как вторжение количества и числа в политическую практику Н. С. Хрущёва и В. В. Путина, но делать именно это: рубить на части острым числом количества то или иное сплошное качество.

Всё искусство редактирования и дизайна текста состоит в том, что текст из сплошных букв превращается в определённым образом расположенные на полосе листа слова. Только после этого набор букв становится книгой.

Понятно, что сплошной массив букв — предельный случай, эмпирически характерный для каких-нибудь древних надписей. Понятно, что современный автор пытается сразу разделить на письме слова пробелами и знаками препинания, но стихия, из которой он черпает авторское слово, ничем не отличается от «Слова Божьего», например Торы, то есть сплошной словесно-смысловой массы. Поэтому автору приходится именно проставлять пробелы и знаки препинания, они не появляются сами по щучьему веленью и авторскому хотенью. То есть эти технические средства для автора энергозатратны так же, как и буквы. И потому не только исполняют роль числового делителя, но и количественно равны буквам. В частности поэтому, а также потому, что занимают место на печатной полосе, в типографике они числятся наравне с буквами.

9. Наша цель — коммунизм! В этом нет никакого сомнения. Но покуда

Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка —
Этапы большого пути,

идти к нему мы будем вечно.

10. Надо правильно согласовывать числа и цели, не называть числа цифрами, даже цифрами контрольными, не ставить одни и те же цели каждые четыре года или каждые шесть лет, а когда-нибудь уже их достичь и сформировать цели новые, параллельно разработав для новых целей новую прицельную оптику и инфракрасные лазерные указатели.

2024.03.31.