Найти тему
Подпольный НИИ

Общие понятия и положения эргогеники спорта

Оглавление

Дословно термин «Эргогеника» переводится с греческого как Ergo – работа, gen – рождающий.

В данном направлении используются факторы питания для целенаправленного воздействия на ключевые реакции обмена веществ в организме с целью значительного улучшения физической работоспособности человека.

Эргогенная диететика является одной из основных линий спортивной диетологии, а также разделом физиологии, изучающим эргогенезис. Воздействие на ключевые реакции обмена веществ с течением времени получило более широкое применение.

На настоящий момент времени эргогенным средством является то вещество или явление, способное улучшить результативность в спортивной
деятельности.

Эргогенный эффект от применения эргогенных средств заключается в повышении работоспособности (Дж. Х. Уилмор, Д.Л. Костилл, 2001). Эргогеника спорта, как область научного познания находятся на стадии формирования своего качественного содержания, однако в ней уже определены основные направления исследований, связанные в первую очередь с определением влияния различных классов эргогенных средств на работоспособность человеческого организма. Под качественным содержанием эргогеники спорта понимается совокупность классификаций, законов, теорий, моделей, принципов и программ, формирующая понимание самой предметной области (Р.В. Тамбовцева, 2007; Ю.В. Корягина, 2013; Н.И. Волков, 2013).

Научно-исследовательские работы по эргогенике спорта рассматривают проблемы, связанные с повышением работоспособности спортсменов или выявлением степени влияния различных средств на организм. Пополнение базы знаний эргогеники спорта обеспечивается не только за счет предметных исследований, но и за счет абстракции знаний из других областей знания в изучаемую предметную область, не говоря уже о результатах, получаемых в междисциплинарных исследованиях.

Главной научной дисциплиной, обеспечивающей формирование и развитие эргогеники спорта, является биохимия, требующая соблюдения ряда сложных взаимоотношений между множеством факторов, являющихся свойственными исключительно для биохимии (Н.И. Волков, 2012).

При детальном анализе исследований, проводимых в изучаемой области, уместным является приведение цитаты И. Канта: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» (И. Кант, 1966). Высказывание может являться спорным и вводить в заблуждение, но в эргогенике спорта, применение различных эргогенических средств находит свой статистически подтверждаемый отклик как в отдельных системах организма, так и в интегральных показателях, что обусловлено широким спектром применяемой методологии. Приведенное высказывание в полной мере характеризует эргогенику спорта как научную дисциплину, направленную на поиск истины, что обусловлено постоянным изучением причинно-следственных связей с опорой на накопленные знания и объективные показатели, подвергаемые углубленному математическому анализу и последующему сравнению с моделями различного вида. Говоря про вид моделей, следует обозначить то, что модели могут отражать функциональное состояние человека как здорового, так и высококвалифицированного спортсмена, не говоря уже о индивидуализации моделей исходя из особенностей анамнеза или специфики этапа спортивной подготовки. При проведении научных исследований в данной предметной области применяется методология различного уровня и генезиса, рефлексия эргогеники спорта заключена в её первоисточнике и исходит из её внутреннего изложения и структуры.

Отдельно следует отметить широкую распространенность и применимость системного подхода, дополняющего уже существующие системы различной сложности. Благодаря применению системного подхода в эргогенике спорта происходит целенаправленная корректировка (обусловленная пересмотром взглядов на ранее сформулированные компоненты знания или детализированием уже сформулированного знания) системного эффекта благодаря оправданной переорганизации элементов системы внутри её структуры.

Также при работе с различными системами происходит учет целостности, иерархичности и структуры изучаемой системы, что является необходимым при дополнении подсистем её составляющих. Наибольший интерес для исследователей в данной области представляют фармакологические средства и пищевые субстраты. Однако в связи с постоянно увеличивающимся списком фармакологических и других лекарственных средств, являющихся запрещенными к применению, является необходимым акцентирование внимания также и на физиологических средствах физического и психоэмоционального воздействия (позволяющих воздействовать на работоспособность) (Д.О. Кулиненков, 2012; О.С. Кулиненков, 2007).

В настоящий момент времени, наиболее распространенными и изученными являются пищевые субстраты, обладающие выраженными эргогенными свойствами.

К таким субстратам относят:

• легкоусвояемые формы углеводов (глюкоза, фруктоза, мальтодекстрины);

• продукты жирового обмена (омега – 3 жирные кислоты, триглицериды);

• отдельные аминокислоты и их смеси, а также предшественники в синтезе АТФ (инозин, аденин и креатинфосфат) (Н.И. Волков, 2012).

В своем полноценном виде, питательные вещества подразделяются на шесть основных классов, а именно: углеводы; жиры (липиды); белки; витамины; минеральные вещества. Представленный перечень субстратов, преимущественно растительного, животного или минерального происхождения, способствует улучшению физической силы, выносливости, концентрации внимания и работоспособности. Важным преимуществом данных субстратов является «мягкое» действие на организм в сравнении с лекарственными средствами. Именно пищевые субстраты должны выступать дополняющими или промежуточными средствами между фармакологическими препаратами и диетическими особенностями свойственными спортивной специализации и индивидуальным особенностям спортсменов (Е.Б. Шустов, 2013). Представленные классы питательных веществ имеют достаточно полное описание в различных научно-методических источниках. Однако при рассмотрении белковых соединений в качестве эргогенных субстратов, следует отметить пептидные соединения. Пептидные соединения представляют собой вещества, на молекулярном уровне построенные из двух и более остатков аминокислот, а также соединенные в цепь пептидными (амидными) связями. Пептиды классифицируются на олигопептиды и полипептиды по принципу количества аминокислотных остатков. Однако, классификация по данному принципу не является исчерпывающей, а более подробной классификацией выступает классификация по качественному составу, способу связи между отдельными аминокислотами и биорегуляторному действию (П.Д. Шабанов, 2008). Классификация пептидных соединений по качественному составу: • гомомерные соединения, состоящие исключительно из аминокислотных остатков; • гетеромерные соединения, состоящие из аминокислотных остатков и небелковых компонентов.

Классификация по способу пептидной связи аминокислот:

• Гомодетные аминокислотные остатки, соединяющиеся исключительно пептидными связями;

• гетеродетные соединения, помимо пептидных связей могут включать дисульфидные, эфирные и тиоэфирные связи.

Классификация пептидных соединений по биорегуляторному действию:

• гормонально активные пептиды;

• пептиды регулирующие пищеварительные процессы;

• пептиды, регулирующие аппетит;

• пептидные соединения, обладающие обезболивающим эффектом (опиоидные пептиды);

• пептиды регуляторы высшей нервной деятельности, а также затрагивающие биохимические механизмы памяти и обучения (в большинстве случаев представляются группой нейропептидов, синтезирующиеся в нейронах);

• пептиды регуляторы кардиоваскулярных функций;

• пептиды, обладающие анти-свободорадикальными функциями (A.T. Kicman, 1992).

Важность пептидных соединений в организме обусловлена регуляцией физиологических процессов, а конкретные их свойства зависят от первичной структуры, её строения и вторичной структуры.

Нормальное функционирование клеток организма обеспечивается оптимальным и соразмерным пептидным пулом клетки, ввиду чего, дефицит пептидов вызывает ускорение процессов износа тканей и требует дальнейшей нормализации путем его восполнения (В.Х. Хавинсон, 2010, 2012). В качестве одной из отличительных особенностей пептидных соединений, помимо их постоянного синтеза в организме, является наличие очень прочной связи, разрушающейся при действии на саму связь специальных протеолитических ферментов, тогда как в нормальных условиях она не поддается самопроизвольному разрыву. Получение организмом макро- и микро-нутриентов обеспечивается за счет потребления пищи, при этом предпочтение о соотношении питательных веществ решается при помощи персонифицированного подхода.

Персонифицированный подход в своей наиболее эффективной форме основан на расшифровке генома человека и разработке сугубо индивидуальных рекомендаций. Важным аспектом персонификации питания является учет характера тренировочного процесса, метаболических особенностей спортсмена, времени года и экологических факторов (Н.И. Волков, 2013).

В качестве объективного метода контроля адекватности соотношения углеводов и белков в рационе может применяться биохимический скрининг. Нарушения соотношения данных питательных веществ в рационе питания может повлечь следующие изменения: при избыточном поступлении углеводов развивается гликемия и липидемия; при избыточном поступлении белка проявляется гиперацидемия.

Помимо вышеупомянутых субстратов, высокую эффективность также имеют адаптогены и различные стимуляторы, а именно: экстракты и сухие смеси женьшеня, аралии маньчжурской, родиолы розовой, элеутерококка, пантов морала и северного оленя (H.J. Engels, 1997).

В конечном счете, эрогогенные средства подразделяются (И.И. Земцова, 2010) на следующие классы:

  • пищевые эргогенные средства, используются в первую очередь для увеличения мышечной массы, обеспечения протекания биоэнергетических процессов в мышцах и увеличения скорости биоэнергетических процессов в мышечных клетках;
  • физиологические эргогенные средства используются для решения задач, связанных с повышением скорости энергопродукции, а также для ограничения накопления в организме продуктов, способствующих развитию утомления;
  • фармакологические эргогенные средства, направленность применения соответствует направленности физиологических эргогенных средств;
  • физиотерапевтические и другие средства и манипуляции, применение обусловлено необходимостью повышения физической работоспособности и ускорения процессов восстановления после тренировочной нагрузки или соревновательной деятельности;
  • психологические эргогенные средства направлены на улучшение функций центральной нервной системы и ослабление негативных факторов, снижающих спортивную работоспособность;
  • биомеханические эргогенные средства направлены на повышение эффективности движений человека, содействуя сохранению как физической, так и умственной энергии.

Такая вот научная дисциплина, эргогеника. Если тебе был интересен данный материал, то подписывайся на канал, дальше будет больше!

Также, рекомендую ознакомиться со следующими материалами:

Телеграм канал "Подпольный НИИ" - вся информация, новости, обзоры, переводы и тд.
YouTube "Дмитрий Сечин: лекционные курсы" - видео лекции по биохимии/физиологии спорта и физической культуры.

Источники:

  1. Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л., Киев: Олимпийская литература, 2001. — 503 с.
  2. Тамбовцева, Р. В. Спортивная эргогеническая диететика //Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – No. 2. – С. 58-58.
  3. Корягина, Ю. В. Общие аспекты применения эргогенных средств в спорте высших достижений // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. – 2013. – Т. 1. – No. 1. – С. 169-178.
  4. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. Пособие для студентов вузов / И.И. Земцова. – К.: Олимп. л-ра, 2010. – 219 с.
  5. Волков, Н.И. Проблемы эргогенных средств и методов тренировки в теории и практике спорта высших достижений / Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко, Р.В. Тамбовцева, Б.А. Дышко //Теория и практика физической культуры. – 2013. – No. 8. – С. 68-72.
  6. Волков, Н.И. Эргогенные эффекты спортивного питания: научно- методические рекомендации для тренеров и спортивных врачей / Н. И. Волков, В.И. Олейников. – М. : Советский спорт, 2012. – 100 с.
  7. Кант, И. Метафизические начала естествознания // Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 53-175.
  8. Кулиненков, Д. О., Кулиненков, О. С. Справочник фармакологии спорта. Лекарственные препараты спорта. Справочное пособие / М.: Советский спорт., 2012. – 464 с.
  9. Кулиненков, О. С. Фармакологическая помощь спортсмену: коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат //М.: Советский спорт. – 2007. – Т. 146.
  10. Шустов, Е. Б., Каркищенко, Н. Н., Каркищенко, В. Н. Коррекция работоспособности спортсменов исходя из методологии экстремальных состояний //Консилиум. – 2013. – No. 3. – С. 26-29.
  11. Шустов, Е. Б., Каркищенко, Н. Н., Каркищенко, В. Н. Обоснование направлений коррекции функционального состояния спортсменов исходя из методологии экстремальных состояний // Биомедицина. 2013. No3 С.26-35.
  12. Шабанов, П.Д. Фармакология пептидных препаратов// Мед. Акад. Журн. 2008. Т. 8, No 4. С. 3-23.
  13. Kicman, A. T., Cowan, D. A. Peptide hormones and sport: misuse and detection //British medical bulletin. – 1992. – Т. 48. – No. 3. – С. 496-517.
  14. Хавинсон, В. X., Рыжак, Г. А. Пептидная регуляция основных функций организма // Вестник Росздравнадзора. 2010. No6 С.58-62.
  15. Хавинсон, В. Х. и др. Эпигенетические аспекты пептидной регуляции старения / В. Х. Хавинсон, А. Ю. Соловьёв, Д. В. Жилинский, Л. К. Шатаева, Б. Ф. Ванюшин //Успехи геронтологии. – 2012. – Т. 25. – No. 1. – С. 11.
  16. Engels, H.J., Wirth, J.C. No Ergogenic Effects of Ginseng (Panax Ginseng C.A. Meyer) during Graded Maximal Aerobic Exercise / H.J. Engels, J.C. Wirth // Journal of the Academy of Nutrition and dietetics October 1997 Volume 97, Issue 10, – С. 1110–1115.