Зачем и как медитировать по Методу Готамы

Рассказ по мотивам моей лекции, которая состоялась 4-го марта в 2024 г. в г. Дубна.

Рассказ по мотивам моей лекции, которая состоялась 4-го марта в 2024 г. в г. Дубна. Вы можете посмотреть её в видеозаписи в Youtube – канале Река Жизни.

Вы можете посмотреть её в видеозаписи в Youtube – канале Река Жизни.

В начале я выразил благодарность театру – лаборатории Квадрат за предоставление помещения для этой лекции и практического занятия по медитации.

После этого я сказал слушателям:

Дорогие друзья, я вас поздравляю. Люди так много страдают, что это, действительно, большая удача – встретить истинное, неискажённое победоносное? освобождающее от страданий учение просветлённого мудреца по имени Готама, известного во всём мире под именем Будда (Пробуждённый).

Эта встреча - результат ваших благих поступков в прошлом.

Универсальный метод тренировки ума, ведущий к освобождению от страдания, Будда открыл в 528 году до нашей эры. Это произошло в стране Магадха на территории современной Индии, к югу от Непала. Будда достиг просветления в возрасте 35-ти лет, одну великую ночь медитируя под деревом боддхи.

После этого, на протяжении 45-ти лет он обучил тысячи людей своему Методу, который он называл Дхамма (Истина).

Метод Будды Готамы подробно задокументирован в так называемом Палийском Каноне – многотомном собрании лекций и наставлений, произнесённых им и его первыми учениками на языке па́ли.

Вот уже почти 2600 лет как Метод Готамы прекрасно работает для тех, кто усердно его применяет.

Каких перемен к лучшему можно ожидать от применения учения Будды Готамы? Человек, практикующий данный метод, станет спокойным и, при этом, энергичным человеком, доброжелательным, свободным от тревоги и мудрым.

Друзья, мы находимся в наукограде Дубна. Я с уважением отношусь ко всем религиям, но должен сразу сказать, что эта лекция – нерелигиозная, она сугубо научная. Как буддолог и практикующий буддист традиции Тхеравада, как учёный – практик и как профессиональный методолог, в буддизме я вижу не религию, а именно мощный метод освобождения от страданий.

Будда Сиддхартха Готама Сакьямуни (563 до н. э. - 483 до н. э.) – реальная историческая личность. Царевич, который стал отшельником. Он не был ни пророком, ни мессией, ни полубогом, ни богом. Исторический Будда был человеком. Его отцом был царь Суддходана, правитель страны Сакьев со столицей в городе Капилавасту. Майя, мама будущего Будды умерла через 7 дней после родов.

Опасаясь, что его сын станет монахом (о такой перспективе предупреждали царя астрологи), царь Суддходана держал сына в роскоши, не выпускал из дворца, ограждал от всяческого стресса, окружал царевича только здоровыми, красивыми и юными слугами и служанками.

Но однажды, у вышедшего на один день из дворца царевича Готамы состоялись Четыре Великие Встречи – со стариком, больным, трупом и бродячим аскетом. Они потрясли впечатлительного 29-летнего царевича, заставили задуматься о проблематике страдания, о смысле жизни, в которой неизбежны болезни, старение и смерть и побудили Сиддхартху покинуть роскошь дворца и уйти в лесное отшельничество с целью найти способ положить конец страданию.

После 6-ти лет непрестанных поисков принц - отшельник достиг своей благородной цели и стал Буддой – просветлённым человеком, преодолевшим страдания. После этого, он начал обучать других своему методу тренировки ума.

С тех пор прошло почти 2600 лет. За это время, и автор метода, и сам метод стали сильно мифологизированными. Научный метод превратили в религию. Но мне удалось отделить метод от поздних наслоений и мифов и на себе проверить его эффективность. И это не только мой взгляд. И другие буддологи, и практики, и даже некоторые буддийские монахи, разделяют его.

Например, в одной из наших бесед в Ютуб – канале Река Жизни старший монах – тхера Бханте Ньянадассано согласился со моим утверждением, что, в чистом своём истоке, учение Будды Готамы – это сугубо практичный, научно -прикладной метод тренировки ума, созданный для конкретной цели – прекращения страдания.

Метод Готамы могут применять все люди – монахи и миряне, мужчины и женщины, пожилые люди и молодые, старики и дети, люди всех каст и сословий.

Метод является скоростным. Он цельный, логичный и подробно разъяснённый. Метод приятен в начале, приятен в середине и приятен в конце. Его результаты видны сразу.

Только на своём личном опыте можно понять, что метод работает. Нужно задавать много вопросов, изучать теорию и тут же её применять, садиться медитировать.

В основе теории Метода – 4 постулата или аксиомы, так называемые Четыре Благородные Истины или Четыре Истины Благородных.

Кто такие благородные (арии на языке пали и на санскрите) с точки зрения Будды. В чём заключается благородность Четырёх Истин? На эти вопросы и на многие другие вопросы вы найдёте ответы в моей лекции, посмотрите её видеозапись.

✔️Первая Истина Благородных : Существует страдание.

✔️Вторая Истина Благородных: У страдания есть причины.

✔️Третья Истина Благородных: Существует прекращение страдания.

Причины страдания – неведение и произрастающие из него привязанность (алчность) и злость (гнев).

В лекции я привожу примеры страдания, а также синонимы и степени страдания, такие как неудовлетворённость, стресс, страх, тревога, отчаяние и горе.

Разрушить неведение = отпустить страдание.

Ниббана (нирвана на санскрите) – это угасание алчности и злости, прекращение страдания. Это бессмертное, неизменное, вечное состояние блаженства. Ниббана реально, объективно существует. Такова Третья Истина Благородных.

✔️Четвёртая Истина Благородных: Существует Путь или Метод, применив который, можно положить конец страданию.

Метод Готамы является скоростным.

В зависимости от способностей и усилий практика, путь к освобождению от страданий может занять несколько лет, год, полгода, 3 месяца, 3 недели (как у меня), 2 недели (как у Сарипутты) или даже 1 неделю (как у Моггаланы).

А некоторые ученики, такие, например, как Бахия, достигли пробуждения моментально, просто внимательно слушая, что говорил им Будда.

Друзья, даже если вы не достигните ниббаны, практикуя Метод, само движение к ней сделает вашу жизнь намного лучше.

В лекции я отвечаю на вопрос «Что такое медитация?», даю различные определения медитации.

🙏Медитация - состояние глубокой сосредоточенности

🙏Медитация - состояние ума, сосредоточенного на чём -то.

🙏Медитация - практика саморегуляции.

И рассказываю, ссылаясь на научные исследования и на личный опыт, о пользе медитации:

🔥Медитация улучшает здоровье.

🔥Способствует психическому благополучию и развитию, обретению спокойствия и ясности.

Какова цель медитации с точки зрения Метода Готамы?

Правильный ответ – достижение ниббаны (нирваны).

В учении большое внимание уделяется так называемым ментальным (психическим) факторам.

Ментальные факторы бывают благоприятные - доброта, сострадание (сочувствие к страданию других), сорадование (радость за успехи других), спокойствие, невозмутимость… Их следует взращивать. И бывают неблагоприятные – алчность (она же – привязанность к чему – то или к кому -то, желание, чтобы что-то было всегда) и гнев (отторжение, ненависть, желание, чтобы что-то исчезло или кто-то исчез). Они – причины страдания, они существуют. Мы их должны понять и устранить.

И тогда, откроется ниббана. Это та реальность, которая объективно существует и которая является целью правильной медитации.

Путь к ниббане – восьмеричный. Он так называется, потому что состоит из 8-ми этапов, звеньев, факторов или условий.

🔸Первый фактор (условие): Правильные Взгляды или Правильное Понимание. Это - теория Метода. Включает в себя Четыре Благородные Истины, Закон Зависимого Возникновения и ряд других постулатов.

🔸Второй фактор: Правильное Устремление или Правильная Цель. Правильной целью назначается ниббана.

🔸Третий фактор или условие Пути: Правильная Речь. В лекции я подробно рассказываю, какая речь считается правильной.

🔸Четвёртый фактор: Правильные Действия. В лекции я подробно рассказываю, какие именно действия считаются правильными.

Отвечаю на вопрос из зала об аскезе. Правильные Действия – это не аскеза. Рассказываю, в чём отличия. Буддизм – это золотая середина, это Срединный путь, свободный от крайностей.

В чём отличия заповедей других религий от буддийских этических предписаний. Объясняю смысл предписаний. Трезвый ум и чистая совесть – поддерживающие условия для хорошей медитации, которая является завершающим, 8-м фактором Пути.

🔸Пятый фактор: Правильные Средства (правильные профессии, правильные способы заработка).

🔸Шестой фактор: Правильное Усердие или Правильные Усилия. Это зарождение и увеличение благих качеств; уменьшение и полное истребление дурных качеств, а также, в понятие Правильное Усилие входит задача находить время для ежедневной медитации.

🔸Седьмой фактор: Правильная Осознанность или Правильное Памятование. В повседневной жизни – осознанность в отношении ума, мыслей, речи и тела, в медитации – в отношении объекта медитации.

🔸Восьмой фактор: Правильная Медитация. Она состоит из двух частей – самадхи (успокоение ума) и випассана (всматривание в природу обусловленных вещей, прозрение в их три характеристики).

Состояния восторга, удовольствия, блаженства, счастья в медитации самадхи - джханы (дхьяны, дзен, чань).

В отличие от блаженства джхан, которые есть в разных школах, випассана (то есть мудрость прозрения) есть только в методике Готамы.

Успокоив ум, прозреваем в три характеристики обусловленных, взаимозависимых и составных вещей:

1) непостоянство (это ежемоментный распад всего составного, смерть всего рождённого - всегда; всё время; в каждый момент);

2) страдание (неудовлетворённость);

3) безличность (отсутствие постоянного «я).

То, что мы считаем своим я, личностью, - это так называемые 5 кхандх (скандх на санскрите). Пять изменчивых безличных совокупностей или пять групп цепляния (материя, сознание, воспоминания, чувства и установки)

Джхана и випассана – 2 крыла Правильной Медитации.

Чтобы увидеть постоянное, бессмертное (ниббану), мы должны разочароваться в непостоянном, смертном. Чтобы увидеть истинное блаженство, мы должны увидеть боль во всём прочем, что мы ошибочно принимали за удовольствие.

Зависимости возникают, когда мы не в силах вынести боль существования. Здесь медитация в помощь.

Рассказ по мотивам моей лекции, которая состоялась 4-го марта в 2024 г. в г. Дубна. Вы можете посмотреть её в видеозаписи в Youtube – канале Река Жизни.-2

Далее в лекции я рассказываю про три благих корня хорошего состояния ума и три дурных корня плохого состояния ума.

Как тело в результате тренировки мышцы становится сильнее, так и в результате тренировки ума, хорошие психические факторы становятся привычками, а плохие - отбрасываются.

Если не тренировать ум, то гнев и зависть легко захватят его. А в тренированном уме, им трудно будет проявиться.

Проблема с гневом в том, что его безграничное количество. Когда ты начинаешь гневаться, гнев разрастается, как лесной пожар. И тогда всё начинает раздражать.

Принимаемые нами Пять Правил Правильного Поведения облегчают нашу практику медитации.

Сосредоточение – это состояние ума, в котором нет препятствий, нет плохих состояний.

Что это значит, «Страдание существует»? В лекции я привожу примеры страданий.

Другими словами говорю о Второй Благородной Истине. Определяю её через понятие танха (жажда). Какие есть проблемы с чувственным удовольствием. Жажда существования и жажда несуществования.

Говорю другими словами о Третьей Благородной Истине. Человек может достичь ниббану, успокоив все умственные формации.

Ещё раз о Четвёртой Благородной Истине. Восьмеричный Путь может быть представлен как Троичный: мудрость, нравственность и медитация.

Ответ на вопрос из зала «Достигли нирвану, и что будет дальше?» - «Вы остаток жизни проведёте в спокойствии и в радости».

Распространённое заблуждение - отрицание Первой Благородной Истины:

«У меня и так всё хорошо, я не страдаю».
«Я уже и так живу нравственно».

Если вы уже нравственно живёте, то вы созрели для Правильной Медитации, вам будет легко медитировать.

С помощью выработки дофамина и других приятных гормонов и нейромедиаторов во время медитации получаем сильный восторг, удовольствие, счастье и спокойствие (это было краткое последовательное описание 4-х джхан). Медитация может дать вам ощущения намного более приятные (намного больше дофамина и других нейромедиаторов наслаждения), чем дают еда, сигареты, алкоголь, шоппинг, секс, зависание в соц. сетях или даже больше, чем наркотики. Так, с помощью медитации в джханах отбрасываются вредные деструктивные привычки.

С помощью регулярной медитации улучшаются отношения с другими людьми, улучшится ваша карьера, бизнес и много других будет благоприятных побочных эффектов регулярной медитации. Но всё же, в отличие о практиков других школ и методик, главная цель нашей медитации – не успех в мирских делах и не временное снятие стресса, а полное и окончательное прекращение страдания.

Мы не можем освободить всех от страдания. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Мы можем только себя освободить. Никто не может проделать эту большую внутреннюю работу за другого человека.

Какая большая внутренняя работа вам предстоит? Постарайтесь понять теорию. Она не такая уж и сложная, хотя может казаться сложной. Чтобы в ней разобраться, хорошенько думайте, вникайте, читайте тексты и задавайте вопросы учителю. Без хорошего понимания теории, дальше не будет движения. Если разобрались с теорией, далее – соблюдать нравственность. Без этого, не будет хорошей медитации. Ну, и, наконец, если у вас всё уже хорошо с моралью и с теорией метода, тогда садимся и медитируем. Обретаем джхану, производим випассану в три характеристики, увидим в действии 12-ти звеньевую цепь зависимого возникновения в прямой и обратной последовательности и узрим ниббану.

Даже очень короткий первый проблеск ниббаны – это уже Вступление в Поток – первая из Четырёх Стадий просветления. О трёх других я расскажу вам в следующий раз.

А теперь, друзья, для закрепления пройденного материала, давайте повторим нашу базу. Самую важную, фундаментальную, первоначальную часть теории Метода Готамы.

Ведь, когда мы говорим о неведении как о причине страдания, имеется ввиду не какое -то абстрактное неведение, а принципиальное незнание этих конкретных истин. Не случайно именно Четыре Благородные Истины стали темой первой лекции Будды, которую он прочитал пяти аскетам в Оленьем Парке.

1. Существует страдание (рождение, старение, смерть, разлука с любимым, союз с нелюбимым)

2. Существуют причины страдания (неведение, алчность и злость)

3. Существует прекращение страдания (ниббана - нерождённая, неумирающая, блаженная, ничем не обусловленная реальность)

4. Существует путь или метод, ведущий к прекращению страдания.

После лекции, которая заняла примерно 1 час, я провёл практическое занятие. Дал подробные инструкции по медитации на дыхание, и мы медитировали на протяжении 30-ти минут. Некоторые слушатели медитировали впервые в жизни. Им очень понравилось.

Посмотреть лекцию можно здесь.

Благодарю за внимание!

Желаю вам скорейшего освобождения от страданий.

Ваш Александр Санкин

#методготамы #ниббана #медитация #александрсанкин