Найти в Дзене
Кузбасский следопыт

Школа Ван Лохема – уникальное учебное заведение Кемерово, находящееся сейчас в полном запустении

Рудничный район города Кемерово в 2032 году отметит собственное официальное 100-летие. И если взглянуть на карту современного города Кемерово, то на ней можно найти место, где, по сути, началась индустриальная история будущей столицы Кузбасса. Этим местом является Кемеровский рудник, ставший в 20-е и 30- е годы прошлого столетия настоящим центром деловой активности города. В качестве предисловия По сути, Кемеровский рудник стал для города Кемерово заботливым отцом, который создал мощную индустриальную базу, для того чтобы маленький, провинциальный, забытый посреди бесконечной сибирской тайги городок сумел дорасти до масштабов крупного индустриального центра. Он как отец, дал и название всему городу, ставшему индустриальным центром и столицей целой области. И, как и все родители, он не требовал от города к себе какого-либо особого или пристального внимания. Помогая своему ребёнку крепко «встать на ноги», он вынес на своих плечах всю тяжесть индустриализации и Великой Отечественной войны
Оглавление

Рудничный район города Кемерово в 2032 году отметит собственное официальное 100-летие. И если взглянуть на карту современного города Кемерово, то на ней можно найти место, где, по сути, началась индустриальная история будущей столицы Кузбасса. Этим местом является Кемеровский рудник, ставший в 20-е и 30- е годы прошлого столетия настоящим центром деловой активности города.

В качестве предисловия

-2

По сути, Кемеровский рудник стал для города Кемерово заботливым отцом, который создал мощную индустриальную базу, для того чтобы маленький, провинциальный, забытый посреди бесконечной сибирской тайги городок сумел дорасти до масштабов крупного индустриального центра. Он как отец, дал и название всему городу, ставшему индустриальным центром и столицей целой области. И, как и все родители, он не требовал от города к себе какого-либо особого или пристального внимания. Помогая своему ребёнку крепко «встать на ноги», он вынес на своих плечах всю тяжесть индустриализации и Великой Отечественной войны.

А когда пришло время развиваться другим частям города, про него просто забыли, но, несмотря на это, он продолжает жить и хранить славную историю становления города Кемерово в мощный индустриальный и культурный центр. И только в последние несколько лет Кемеровский рудник начинает становиться культурным и историческим центром, в нём функционирует музей Красная горка, которому уже передано два здания. Но несмотря даже на это, многие уникальные здания продолжают разрушаться и, возможно, через несколько лет останутся только в виде фотографий и в воспоминаниях сторожил столицы Кузбасса.

Одним из таких зданий является школа Кемеровского рудника, расположенная на улице Абызова. Многие жители микройонов Радуга и Серебряный бор, каждый будний день проезжая рядом с этим зданием с работы и на работу, даже не задумываются о том, насколько интересным и уникальным для своего времени было это строение. А здание стоит безмолвно покосившись, не желая или не имея возможности рассказать горожанам о своей истории и тех событиях, которые происходили на Кемеровском руднике во времена её молодости. А ведь если бы у правительства Кемерово и Кузбасса нашлись денежные средства для восстановления школы Кемеровского рудника, то не только Рудничный район, но и вся область могла бы гордиться этим памятником архитектуры начала прошлого века.

Необходимо отметить, что это здание является важным образцом воплощения архитектурной идеи «Современное движение», прекрасно реализованной голландским архитектором Ван Лохемом в рамках проведения благоустройства жизни в небольшом сибирском городке. Помимо своей важной исторической значимости, эта школа является памятником международного сотрудничества, ареной которого выступал будущий город Кемерово в 20-х годах прошлого века.

После проведения реставрационных работ здание смогло бы получить функцию важного общественного центра города, обрело бы высокую музейную значимость, а также пополнило число маршрутов музея «Красная горка».

Какое архитектурное значение для Кемерово имеет школа Кемеровского рудника?

-3

В начале 20-го века представления о социальной справедливости и равенстве были сильны как никогда и оказывали огромное влияние на развитие стран, архитектуру и отношение к трудящимся. Так, например, представление о социальной справедливости оказало огромное влияние на градостроительство как в Европе, так и в нашей стране.

Необходимо отметить, что в архитектуре представление о социальной справедливости получило даже собственное отдельное направление, получившее название «Современное движение». Это направление внесло в архитектуру того времени новейший социальный импульс, в связи с чем в процессе разработки зданий и сооружений архитекторы вынуждены были думать не только об их эстетической красоте, но и о таких важных аспектах, как функциональность и общественная польза. При этом многие архитекторы, придерживающиеся направления «Современного движения», считали градостроительство и архитектуру важнейшим инструментом формирования социальной гармонии.

В числе таких передовых архитекторов был голландец Йохан ван Лохем, который и занимался проектированием и возведением на территории Кемеровского рудника первой школы. В результате его работы в Кемерово появилось красивое здание, построенное из кирпича и дерева, имеющее уникальные, узнаваемые геометрические пропорции и ставшее одной из визитных карточек работающей на территории будущей столицы Кузбасса Автономной индустриальной колонии.

Что необходимо знать кемеровчанам об архитекторе Йохане ван Лохеме?

-4

Йоханес Бернардус ван Лохем родился в Нидерландах в городе Гаарлем в 1881 году и умер там же в 1940 году. И если говорить об его архитектурном наследии, оставленном потомкам, то оно колеблется от традиционной кирпичной архитектуры до строений из бетона, присущим «Современному движению». За свою карьеру архитектора он занимался проектированием вилл для богатых и домов для среднего и низшего класса, создавал широчайший спектр зданий, имеющих утилитарный характер, и даже проектировал классические трансформаторные киоски.

Многие современники характеризуют этого специалиста как практикующего социалиста, ведь девизом этого архитектора была фраза:

«Строительство – это призвание, которое необходимо поставить на службу человеку».

И стоит сказать, что он делами претворял в жизнь собственные убеждения. Так, например, он организовал собственное строительное и проекционное бюро и старался для проведения строительных работ нанимать рабочих по контракту.

Коротким по времени, но очень значительным по трудам и наследию был этап пребывания этого голландского специалиста на посту руководителя строительного бюро Автономной индустриальной колонии АИК Кузбасс. Следует отдельно подчеркнуть, что в будущей столице Кузбасса ван Лохем пробыл с 1926 по 1928 год, откликнувшись на призыв молодого социалистического государства.

Несмотря на наличие серьёзных трудностей, например необходимости вести проекционные работы в сорокаградусные морозы, недоверие местного населения, он всего за два года пребывания на Кемеровском руднике сумел оставить богатейшие наследие. И одним из наиболее интересных памятников этого наследия является школа Кемеровского рудника.

Как работал на Кемеровском руднике Йохан ван Лохем?

-5

Все здания этого архитектора, вне зависимости от времени проектирования, а также используемых в процессе строительства материалов, не имели показного экстерьера. При этом они приковывали внимание за счёт своей простоты, спокойствия и изящества. По мнению экспертов, это связано с тем, что для этого голландского архитектора не было разрыва между классическим кирпичным строительством и «Новым движением», в рамках которого он и проектировал большинство своих зданий.

Максимально тщательная и внимательная работа с основными требованиями, правильный выбор строительных материалов, логичное расположение комнат, а также внимание к пропорциям и углу падения света – всё это являлось основными принципами, которые он обязательно использовал в рамках своих проектов. При этом архитектор всегда считал, что возводимые им здания не обязаны иметь показного, внешнего шика и лоска, а должны скоромно служить своему владельцу, даря ему комфорт и надёжность. Однако, несмотря на отсутствие внешнего лоска, здания, проектированные этим специалистом, легко узнаваемы и оцениваются только по истечению длительного времени. Не зря в жилых домах, построенных по проектам Ван Лохема, жители Кемерово продолжают жить уже более ста лет.

А ведь такое сочетание скромности, чистоты, компетентности и продуманности проекта до мельчайших деталей, которые присутствовали в архитектуре ван Лохема, это большая редкость. И такая редкость в архитектуре доступна для знакомства жителям нашего небольшого города Кемерово.

История строительства и эксплуатации школы Кемеровского рудника

-6

После окончания Гражданской войны, когда страна находится практически полностью в разрухе, Советское правительство принимает решение провести уникальный эксперимент, в рамках которого на национализированных предприятиях Копикуза организовывается автономная индустриальная колония иностранных рабочих, получившая название АИК Кузбасс. Стоит отметить, что эта индустриальная колония действовала на территории Кемеровского рудника с 1922 по 1926 год, и за это время по проектам ван Лохема на территории колонии был построен целый ряд зданий. Сам архитектор трудился в качестве руководителя проектного бюро в АИК Кузбасс с 1926 по 1927 год. Наибольшую известность среди жителей Кемерово получили следующие здания, возведённые по проекту этого голландского архитектора:

• жилые дома для специалистов колонии;

• дома для работников колонии;

• школа Кемеровского рудника.

Если говорить именно о школе, то она была построена в 1927 году по проекту «Ж», предполагавшему многократное использование. Однако по каким-то причинам больше таких зданий на территории Кемерово не возводилось. Строительство школы началось в 1926 году согласно подписи архитектора без согласования проекта с окружным инженером. Интересным является тот факт, что проект школы был утверждён в Новосибирске только 13 мая 1927 года, то есть через год после начала строительных работ.

К 30 августу 1926 года строители завершили строительство фундамента и подвала, и перешли к возведению кирпичной кладки. К октябрю 1927 года все работы, связанные со строительством школы, были полностью завершены, однако в эксплуатацию здание было сдано только в 1928 году. Необходимо отметить, что основной причиной задержки сдачи здания в эксплуатацию стало отсутствие денежных средств на оборудование системы парового отопления, а также котельной, которая согласно идеям ван Лохема должна располагаться в подвале. В итоге для создания котельной и отопления было принято решение приспособить оборудование, которое удалось получить на Кемеровском коксохимическом заводе.

Следует сказать, что школа Кемеровского рудника была задумана ван Лохемом на 400 учащихся, которые бы составляли классы по 40 человек каждый. При этом здание комбинировалось с водонапорной башней, имевшей объём 150 кубических метров, для обслуживания водой всего Кемеровского рудника.

Помимо вестибюля, учительских, классов, в школе также была столовая, имевшая отдельный вход, сторожка, спортивный зал. По всей длине классных коридоров были расположены отдельные туалетные кабинки.

Необходимо сказать, что в рамках строительства были внесены изменения в проект. Так, например, были уменьшены размеры водонапорной башни на три метра. При этом первоначально планировалось, что башня будет иметь высоту 20 метров. По требованию окружного отдела народного образования, в здании были увеличены размеры окон в классах. А санитарные службы запретили строительство туалетов непосредственно в здании, в результате чего рядом со школой было пристроено два каменных туалета.

В одном из актов проверки школы, составленном в 1928 году, отмечалось, что в некоторых местах начала отслаиваться штукатурка, что связано с промерзанием и неравномерной осадкой здания. Однако, несмотря на это, в здании функционировала семилетняя школа Кемеровского рудника, а затем оно было передано школе №16, а в 70-е годы прошлого столетия перешло в ведомство ОРСу «Кемеровоуголь».

Упоминание о школе Кемеровского рудника в прессе 30-х годов прошлого столетия

-7

Газета «Кузбасс» в одном из своих материалов, датированных 17 сентября 1932 годом, писала:

«Уже на протяжении шести лет работает Фабричная семилетняя школа Кемеровского рудника и она всё ещё полностью не благоустроена. Только в этом году сдали в эксплуатацию колодец, установили паровой котёл, осталось только установить мотор, и после этого школа будет обеспечиваться водой».

В газете «Кузбасс» 6 октября 1932 года снова пишут:

«Школа ФЗС Кемеровского рудника начала занятия, своевременно проведя месячник Штурма. Главной задачей Штурма является поднятие дисциплины учащихся на наивысшую ступень путём внедрения и доработки постановлений ЦК ВКП(б), СНК, Наркомпросса и Наркомздрава СССР, а также мобилизации всех сил и средств, направленных на обеспечение пособия и учебниками каждого учащегося. За месяц Штурма школой было проделано следующее:
• охвачено учёбой 1252 человек;
• школа отрыла два своих новых отделения в социальном городке и при жил. кооперации;
• организованы горячие завтраки для 809 учащихся;
• 127 учеников привлечены в пионеры;
• 128 учеников стали комсомольцами;
• в школе выбрано и действует детское самоуправление;
• создан и функционирует беднятский фонд;
• работает отряд ОСО;
• при содействии общественных организаций удалось мобилизовать 5319 рублей на покупку учебников».

Перестройки и утраты, которые изменили исторический облик памятника

-8

Следует сказать, что первоначальный исторический облик здания сильно изменён его последующими перестройками. Так, например, в 30-е годы прошлого века к крыльцу школы были пристроены помещения школьных мастерских, имеющих засыпные стены, которые на данный момент находятся в обветшалом состоянии и грозят обрушением. Помимо этого, в 70-е годы прошлого столетия со стороны улицы Суворова к школе было пристроено ещё несколько одноэтажных зданий, имеющих различную конфигурацию.

В процессе проведения демонтажа бака воды строителями была разобрана верхняя часть водонапорной башни, что уменьшило её высоту на пять метров. Кроме того, над башней была возведена вальмая кровля, вместо первоначальной, имевшей форму шатра. В рамках ведения демонтажных работ также была утрачена винтовая лестница, которая вела с подвала здания на чердак.

В 1990 году в результате произошедшего пожара обуглились бревенчатые стены, а также полностью выгорели деревянные конструкции спортивного зала, среди которых оконные переплёты, кровля, перекрытия. После пожара к спортивному залу был пристроен двухэтажный объект из кирпича с оштукатуренными стенами, а также двускатной кровлей. В рамках ведения хозяйственной деятельности во многих помещениях были заложены окна, а классы поделены на более мелкие помещения. В результате таких изменений классы и коридоры утратили собственный первоначальный внешний вид.

Краткое описание школы Кемеровского рудника

-9

Школа Кемеровского рудника – это памятник истории и культуры, связанный с деятельностью на территории Кемерово АИК Кузбасс. Этот исторический памятник располагается в зоне исторической застройки историко-архитектурного музея — заповедника «Красная Горка». По своей сути, школа относится к градостроительному ансамблю, в который входят квартал типовых домов для рабочих АИК, построенных по проекту ван Лохема. При этом школа, представляющая собой одно- и двухэтажное здание, расположенное на улице Абызова напротив бывшей рыночной площади, является доминантной во всём микрорайоне.

В рамках проектирования школы архитектором использовались новаторские решения, принадлежащие направлению «Новое движение», которые умело сочетались им с местными традициями. В самом же проекте генерального плана с угловым расположением здания, а также во внутренней планировке наблюдаются традиции строительства школ в Голландии. При этом для возведения первого этажа использовался кирпич, как это принято в Нидерландах, а второй этаж возводился из дерева, как это было принято в Сибири.

Композиция здания было основана на сочетании разнообъёмных объектов, которые группировались вокруг квадратной башни, выступавшей центром здания, к которой под прямым углом примыкали два прямоугольных сруба второго этажа, имевших меньшую высоту с вальмовыми крышами. К башне, выступающей в качестве центральной группы, примыкают крылья, построенные из кирпича. К торцу одного из крыльев, расположенному на улице Абызова, примыкает спортивный зал прямоугольной формы, имеющий двускатную крышу.

Силуэт школы дополняется за счёт графических решений, так как она построена из практически чёрной древесины и белых стен, которые имеют сильнейший контраст. Ритмически здание делится необычными для Сибири большими окнами, которые имеют мелкую квадратную сетку переплётов. С большой оригинальностью решён вход в здание со двора, который выступает за угол башни и опирается на бетонный столб, в результате чего образуется навес, дополняемый небольшим монолитным козырьком.

Две семерично расположенные двери на главном входе ведут в тамбур, за которым располагается центральный холл. В центральном холле посетителя ожидает большая двухмаршевая лестница, ведущая на второй этаж. К холлу примыкают коридоры зданий, выступающих в качестве крыльев водонапорной башни. В этих коридорах находятся входы в классы и большие окна практически во всю стену, которые расположены на юго-восток.

Уникальную конструкцию имела и водонапорная башня. Ведь стены башни, изготовленные из брёвен, были независимы от металлического каркаса, а также плиты тарелки, на которых поддерживался бак, имевший высоту 5 метров и диаметр 6 метров. Стоит отметить, что используемый каркас был аналогичен тем, что применяли архитекторы «Современного движения» при возведении подобных объектов в Нидерландах.

Друзья! Мы просим вас, помощь в развитии канала! Деньги пойдут на посещение архивов, музеев и получение более точной и актуальной информации! Перевести деньги можно на Юмани перейдя по этой ссылке https://yoomoney.ru/to/41001587569239.